06 мая 2009 г. |
Дело N А55-862/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Каплина С.Ю., Лукьяновой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой А.О.,
с участием:
от истца - Жильцов А.С., доверенность от 03.03.2009 г.,
от ответчика - Коневская А.Ю., доверенность N МФ-13-07/99 от 21.01.2009 г.,
от третьих лиц:
Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Мэрии г. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Самарская область, г. Тольятти - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2009 года по делу
N А55-862/2008 (судья Хмелев С.П.)
по иску открытого акционерного общества "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти,
к Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара,
с участием третьих лиц:
Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
Мэрии г. Тольятти, Самарская область, г. Тольятти,
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Самарская область, г. Тольятти,
о взыскании 5 710 400 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (ОАО) "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнения) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 5 710 400 руб. ущерба, вызванного перевозкой льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Решением суда от 05 июня 2008 г. в иске отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 08 октября 2008 года решение от 05 июня 2008 г. Арбитражного суда Самарской области отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2009 года взыскано с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, за счет казны Самарской области в пользу открытого акционерного общества "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти, 5 710 400 руб. убытков.
Не согласившись с принятым решением суда, Министерство управления финансами Самарской области, г. Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 29 января 2009 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании 30 апреля 2009 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15 часов 45 минут 05 мая 2009 года. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Представитель Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 29 января 2009 года, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти, не согласился с доводами апелляционной жалобы и указал, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, просил оставить решение суда от 29 января 2009 года без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мэрия г.Тольятти, г.Тольятти, Самарская область, ФГУП "Почта России", г.Тольятти, Самарская область, Министерство финансов РФ, г.Москва, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2009 года по делу N А55-862/2008 подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "РАТ-Тольятти" осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования - троллейбусами по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Правительством Самарской области от 02.02.2005г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005г. N 55), согласно которому с 01.03.2005г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 01 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
А с 01 августа 2007 года стоимость единого социального проездного билета для лиц, указанных выше установлена в размере 250 руб.
В соответствии с постановлением Мэрии городского округа Тольятти от 25.12.2006 г. N 11931-1/п стоимость обычного (не льготного) проездного месячного билета на 2007 г. для граждан установлена в размере 680 руб.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета (далее - ЕСПБ) составляла 470 руб. (680 и 210 руб.) и 530 руб. (680 и 150 руб.), а с августа 2007 г. 430 руб. истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд и просил взыскать убытки, причиненные в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам, в размере 5 710 400 руб. за период с 01.01.2007 г. по 01.01.2008 г. с казны публично-правового образования в лице Министерства финансов области (как главного распорядителя бюджетных средств).
Судом первой инстанции удовлетворены заявленные требования.
В своем решении суд указал, что возмещение убытков при оказании транспортных услуг производиться исключительно за счет средств бюджета Самарской области, которая путем принятия Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 " Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" приняла на себя обязанность по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, в связи с чем, решение суда от 29 января 2009 года подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств согласно п/п. 2 п. 1 ст. 10 соответствующего бюджета.
Вывод суда первой инстанции о принятии Самарской областью на себя обязанности по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов противоречит смыслу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, где под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, средства из соответствующего бюджета.
В Постановлении от 02.02.2005 г. N 15 установлена лишь стоимость единого социального проездного билета, эквивалентная льготной стоимости проезда на городском и внутрирайонном общественном транспорте для отдельных категорий лиц на территории Самарской области, а не расходные обязательства Самарской области по финансированию указанных льгот.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006 г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
В соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Так, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации.
Согласно части 4, 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга.
Таким образом, в нарушении разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 суд сделал ошибочный вывод, что убытки при перевозке всех категорий граждан возмещаются за счет субъекта РФ, независимо от того к расходным обязательствам какого бюджета относится финансирование соответствующих льгот.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Согласно представленным расчетам сумма неполученной платы ОАО "РАТ-Тольятти" по региональной ведомости от реализации в 2007 году ЕСПБ составила 3456270 рублей.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца пояснил, что сумма ущерба не завышена на сумму вознаграждения Почтамту РФ в размере 3%.
При таких обстоятельствах в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте региональным льготникам, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта в сумме 3456270 рублей. В удовлетворении требований истца, касающихся федеральных льготников, следует отказать.
Судом первой инстанции сумма, подлежащая взысканию, правильно определена с учетом выводов кассационной инстанции о том, что "предприятие, предъявляя требования по делу, правомерно определяло размер убытков, исходя из количества проданных ЕСПБ, полученных от реализации ЕСПБ средств, поступивших дотаций и стоимости не льготного проездного билета", и размер убытков определен, исходя из расчета разницы между стоимостью проездного месячного билета для граждан и стоимостью ЕСПБ (как 210 руб., так и 150 руб.) и стоимости установленной Мэрии Тольятти (680 руб.) для не льготного проездного билета.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат возврату Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, из федерального бюджета Российской Федерации в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 29 января 2009 года по делу N А55-862/2008.
Взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, за счет казны Самарской области в пользу открытого акционерного общества "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти, Самарская область, 3 456 270 руб. убытков.
В остальной части в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "РАТ-Тольятти", Самарская область, г. Тольятти, Самарская область, отказать.
Взыскать с Самаркой области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, за счет казны Самарской области в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину по иску в сумме 24 241 руб. 18 коп.
Выдать Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара, справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, перечисленной по платежному поручению N 858 от 26.02.2009 года в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-862/2008
Истец: ОАО "РАТ-Тольятти"
Ответчик: Министерство управления финансами Самарской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУП "Почта России" в лице Тольяттинского почтамта, Мэрия г.о.Тольятти, Министерство финансов РФ