06 мая 2009 г. |
Дело N А65-13450/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от территориального отделения департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан Мамадышского района Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от министерства финансов Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 мая 2009 года апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в Мамадышском районе Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2008 года по делу N А65-13450/2008, судья Шайдуллин Ф.С., принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Мамадыш, к территориальному отделению Мамадышского района департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан, Республика Татарстан, Мамадышский район, министерству финансов Республики Татарстан, г. Казань, третье лицо: совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, Мамадышский район,
о признании незаконными действий по отказу в принятии и возвращению исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан (далее - УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий территориального отделения департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан по Мамадышскому району (далее - казначейство), выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11 марта 2008 года N 58 и об обязании казначейства принять указанный исполнительный документ к исполнению.
В качестве второго ответчика к участию в деле было привлечено министерство финансов Республики Татарстан в лице территориального отделения департамента казначейства по Мамадышскому району Республики Татарстан, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Решением суда от 08 октября 2008 года в удовлетворении заявления УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан отказано в связи с тем, что решение территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не является исполнительным документом, исполнение которого предусмотрено пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В апелляционной жалобе УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что должник - совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан - имеет только счета, открытые в территориальном отделении департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан по Мамадышскому району, которые являются лицевыми счетами бюджетных средств. Полномочий по обращению взыскания на указанные средства судебным приставам-исполнителям не предоставлено. Министерство финансов Республики Татарстан является органом, осуществляющим функции по обеспечению контроля за казначейским исполнением бюджета Республики Татарстан, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2008 года решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2008 года по делу N А65-13450/2008 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 марта 2009 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2008 года отменено, дело передано на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд. При этом суд кассационной инстанции исходил из следующего: суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, признал выводы суда первой инстанции незаконными, но ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия у должника открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации счетов оставил решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления без изменения. Между тем возвращение постановления органом Федерального казначейства без исполнения произведено именно со ссылкой на то, что постановление не является исполнительным документом, порядок исполнения которого предусмотрен БК РФ. Указанное обстоятельство судом апелляционной инстанции не учтено. Судом апелляционной инстанции не приняты во внимание положения части 3 статьи 242.1 БК РФ, содержащие перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа, в котором такое основание как отсутствие лицевого счета должника не названо. Кроме того, суд апелляционной инстанции не учел, что постановление территориального органа Пенсионного фонда обращалось к исполнению и направлялось судебному приставу-исполнителю; исковое производство было окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (л.д.7).
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан приняло постановление от 11 марта 2008 год N 58 о взыскании с совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского муниципального района недоимки по страховым взносам и пеней в общей сумме 3062 руб. 41 коп.
На основании указанного постановления судебным приставом-исполнителем службы судебных приставов ГУ МЮ России по Мамадышскому району Республики Татарстан 14 марта 2008 года было возбуждено исполнительное производство N 238/2486/401/2/2008, однако в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, данное исполнительное производство 08 мая 2008 года было окончено, а постановление от 11 марта 2008 года N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней возвращено управлению фонда.
УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан 04 июля 2008 года направило постановление от 11 марта 2008 года N 58 о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней в казначейство, которое письмом от 17 июля 2008 года возвратило его без исполнения, сославшись на то, что БК РФ определяет только исполнение судебных актов на основании исполнительных листов и судебных приказов, а исполнение иных исполнительных документов, в частности, постановлений органов пенсионного обеспечения о взыскании недоимок по страховым взносам, БК РФ не регулирует.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 04 ноября 2005 года N 137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 данного закона.
Согласно пункту 14 статьи 25.1 указанного Федерального закона решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В соответствии с пунктом 15 статьи 25.1 указанного Федерального закона принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Данная норма корреспондируется с нормой, предусмотренной частью 1 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (при этом частью 2 статьи 1 данного Федерального закона предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации).
Иной порядок исполнения решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов указанными Федеральными законами не предусмотрен.
Установленная статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных организаций и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение"при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании" случае, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Согласно представленным в материалы дела документам у должника (бюджетного учреждения) какое-либо имущество (денежные средства), на которые может быть обращено взыскание, отсутствует.
Суд первой инстанции безосновательно не принял во внимание ссылку УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан на то, что положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие исключительно судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пеней.
БК РФ (статья 6) признает бюджетным учреждением государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Установленная статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие исключительно судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
Данные выводы содержатся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 мая 2007 года N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 08 октября 2008 года следует отменить, заявление УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан удовлетворить. Признать незаконными действия территориального отделения Мамадышского района департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан, выразившиеся в отказе в принятии постановления УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11 марта 2008 года N 58 с совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского района Республики Татарстан в сумме 3062, 41 руб. и его возвращению взыскателю. Обязать территориальное отделение Мамадышского района департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан принять к исполнению постановление УПФР в Мамадышском районе Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11 марта 2008 года N 58.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 октября 2008 года по делу N А65-13450/2008 отменить.
Заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан удовлетворить. Признать незаконными действия территориального отделения Мамадышского района департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан, выразившиеся в отказе в принятии постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11 марта 2008 года N 58 с совета Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского района Республики Татарстан в сумме 3062, 41 руб. и его возвращению взыскателю. Обязать территориальное отделение Мамадышского района департамента казначейства министерства финансов Республики Татарстан принять к исполнению постановление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мамадышском районе Республики Татарстан о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 11 марта 2008 года N 58.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13450/2008
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Мамадышском районе РТ
Ответчик: Территориальное отделение Департамента казначейства МФ РТ Мамадышского района РТ, Министерство финансов РТ
Третье лицо: Совет Средне-Кирменского сельского поселения Мамадышского района РТ
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-13450/2008
06.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8161/2008
31.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-13450/2008
11.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8161/2008