06 мая 2009 г. |
Дело N А72-6654/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:
от истца - представитель Ананьева И.Е., доверенность 14 от 01.12.2008 года,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу ТСЖ "Град Симбирск", г.Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2009 года по делу N А72-6654/2008 (судья Кузнецова О.Ф.) по иску Ульяновского МУП "Городской теплосервис", г.Ульяновск, к ТСЖ "Град Симбирск", г.Ульяновск, с участием третьего лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г.Ульяновска, г.Ульяновск, о взыскании 8 141 749 руб. 24 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие (УМУП) "Городской теплосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к товариществу собственников жилья (ТСЖ) "Град Симбирск" (далее - ответчик) о взыскании 8 141 749 руб. 24 коп. - задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной ответчику в период с января 2007 г. по август 2008 г. по договору N 1130 от 01.05.2005.
Определением суда от 09.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г.Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Взыскано с товарищества собственников жилья "Град Симбирск" в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" 8.141.749 руб. 24 коп. - задолженность по оплате тепловой энергии, потребленной в период с января 2007 года по август 2008 года.
Не согласившись с принятым решением суда, ТСЖ "Град Симбирск", г.Ульяновск, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции от 23.01.2009 года, принять новый судебный об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание апелляционного суда ТСЖ "Град Симбирск", г.Ульяновск, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель Ульяновского МУП "Городской теплосервис" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу, просил оставить решение суда от 23.01.2009 года без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г.Ульяновска, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 23.01.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.05.2005 между УМУП "Городской теплосервис" (теплоснабжающая организация), Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска (комитет) и ТСЖ "Град Симбирск" (Абонент) был заключен договор теплоснабжения N 1130, действующий в силу п. 3.2 в 2007 и 2008 годах, по которому теплоснабжающая организация обязалась подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель для отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, а Абонент обязался принимать и оплачивать тепловую энергию.
В соответствии с п.1 ст.548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547).
Таким образом, правоотношения, возникшие между сторонами из договора на снабжение тепловой энергией N 1130 от 01.05.2005. регулируются нормами права, относящимися к договору энергоснабжения.
Во исполнение условий договора УМУП "Городской теплосервис" в период с января 2007 года по август 2008 года поставило ТСЖ "Град Симбирск" тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, задолженность по оплате которой согласно расчету истца составляет 8. 141.749 руб. 24 коп.
Количество потребленной тепловой энергии и химически очищенной воды определено истцом в соответствии с условиями договора (раздел 4), как по показаниям приборов учета, установленных на границе балансовой принадлежности сетей, так и расчетным методом исходя из тепловых нагрузок домов, в которых отсутствовали приборы учета. Количество потребленной тепловой энергии и химически очищенной воды ответчиком не оспаривается.
Согласно Уставу УМУП "Городской теплосервис" осуществляет передачу тепловой энергии и распределение ее по тепловым сетям среди абонентов.
Договором N 1130 от 01.05.2005 предусмотрено, что тепловая энергия приобретается истцом для ответчика у ОАО "Ульяновскэнерго", общая стоимость энергоресурсов состоит из стоимости тепловой энергии, отпускаемой источником тепла, стоимости услуг по транспортировки и стоимости теплоносителя (п. 2.9 договора). Стороны также договорились, что в случае изменения тарифов расчеты производятся по новым тарифам с даты, указанной в решении регулирующего органа (пункт 2.3 договора).
В судебном заседании представители истца пояснили, что в связи с реорганизацией ОАО "Ульяновскэнерго" в 2007 и 2008 годах для ТСЖ "Град Симбирск" тепловую энергию УМУП "Городской теплосервис" приобретало у ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания". В подтверждение своих доводов истец представил разделительный баланс ОАО "Ульяновскэнерго", договор присоединения, Свидетельство о постановке на налоговый - учет ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (том 3, л.д. 125-144). Ответчик данные факты не оспаривает.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов.
Приказами Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 88 от 19.10.2006 и N 184 от 16.08.2007 для ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" установлены тарифы на тепловую энергию в горячей воде для всех групп потребителей, в том числе и населения, в размере 439, 9 руб. за 1 Гкал. (без учета НДС) - на 2007 год, 549 руб. 20 коп. за 1 Гкал. (без учета НДС) - на 2008 год.
Приказами Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области N 66 от 26.09.2006 и N 178 от 16.08.2007 установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Городской теплосервис" потребителям, в том числе и населению, в размере 153 руб. за 1 Гкал - на 2007 год, 171 руб. 40 коп. - на 2008 год (без учета НДС).
Утвержденные тарифы не отменены и действовали в спорный период.
Таким образом, в 2007 и 2008 годах действовали единые тарифы для оплаты тепловой энергии для всех групп потребителей, в том числе и для населения.
По условиям договора (пункт 2.8) Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации (мэрии) г.Ульяновска, в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Ульяновска на соответствующий финансовый год, обязался финансировать разницу между стоимостью тепловой энергии и теплоносителя, отпущенного теплоснабжающей организацией абоненту, рассчитанных по тарифу, соответствующему полному возмещению затрат на покупку и передачу тепловой энергии и теплоносителя теплоснабжающей организацией и стоимостью тепловой энергии и теплоносителя, рассчитанных по тарифу для населения и приравненных к населению группам потребителей. На момент подписания договора тарифы для населения отражены в п. 2.2.
Доказательства того, что для ТСЖ "Град Симбирск" в бюджете города Ульяновска на 2007 и 2008 годы закладывались денежные средства для исполнения договора, ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Поскольку в 2007 и 2008 годах действовали единые тарифы на поставку и транспортировку тепловой энергии, как для населения, так и для юридических лиц, пункт 2.8 договора N 1130 от 01.05.2005 в этот период не применим.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Судом первой инстанции правильно указано, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие (УМУП) "Городской теплосервис" при определении стоимости потребленной тепловой энергии, действовал в рамках договора и применил тарифы, утвержденные в установленном законом порядке.
Довод ответчика о неприменении тарифа на транспортировку проверялся судом первой инстанции и обоснованно признан несостоятельным, поскольку это противоречит, как пункту 2.9 договора, так и Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004, согласно которым регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004, тарифы на тепловую энергию и на услуги по ее транспортировки устанавливаются раздельно.
Не может быть принят судебной коллегией довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии согласованных сторонами цен на теплоноситель.
Действующим законодательством не предусмотрено государственное регулирование тарифов на химическую очистку воды.
Из смысла пункта 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004г. следует, что расходы теплоснабжающей организации на приобретение воды принимаются по ценам ее покупки и расходам на химическую очистку воды по указанным в договорах ценам.
В дополнительных соглашениях N 2 от 28.02.2006 г. и N 7 от 11.08.2008 г., в приложении N 3 к договору определены объемы поставляемых энергоресурсов и их стоимость.
Согласно приложению N 3 (л.д. 45) стороны согласовали стоимость химической очистки воды с 01.01.2006 в сумме 15 руб. 50 коп. без НДС (том 1, л.д. 42-45), а с 01.06.2008 - 16 руб. 12 коп. (без учета НДС). Обе редакции приложения N 3 подписаны ответчиком, и, следовательно, цена сторонами согласована.
Истец при расчете стоимости теплоносителя руководствовался ценами, рекомендованными Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской области письмами N 66 от 06.12.2006 - 13 руб. 98 коп. без НДС (том 3, л.д. 121) и N 04 от 21.11.2007 - 16 руб. 12 коп. Без НДС (том 3, л .д. 124).
Из счетов-фактур (том 1, л.д. 87-128) видно, что в период с января 2007 года по август 2008 года ответчик потребил 112016, 786 тонн химически очищенной воды (104862, 225 тонн - в период с января 2007 по май 2008, 7154, 561 тонна - в период с июня по август 2008) , за которую истец выставил к оплате 2.065.011 руб. 81 коп. (с учетом НДС). Объем потребленной воды ответчиком не оспаривается. По ценам, установленным сторонами в договоре стоимость химической очистки воды, потребленной ответчиком в период с января 2007 года по август 2008 года составляет 2.173.929 руб. 96 коп. (с учетом НДС) , в том числе 1.625.364 руб. 49 коп. за период с января 2007 по май 2008 по цене 15 руб. 50 коп. и 255 999 руб. 86 коп. за период с июня по август 2008 года по цене 16 руб. 12 коп.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что применение истцом цен химической очистки воды, рекомендованных Комитетом по регулированию цен и тарифов Ульяновской, не повлекло за собой увеличения ее стоимости, предусмотренной договором, к оплате выставлена меньшая сумма.
Доказательства погашения задолженности в полном объеме ответчиком не представлено.
Из решения Ленинского районного суда г.Ульяновска 11.07.2008 года следует, что принято решение о ликвидации ТСЖ "Град Симбирск".
Доказательства внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации ответчика в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ в материалах дела нет. Ответчик не отрицает того, что процедура ликвидации не завершена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, руководствуясь статьями 309, 539, 544, 548 Гражданского кодекса РФ обоснованно удовлетворил требование истца в сумме 8.141.749 руб. 24 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела, признаны судебной коллегией несостоятельными, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам на соответствие нормам гражданского законодательства и требованиям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Другие доводы апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы и уплачены им в сумме 1 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2009 года по делу N А72-6654/2008 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Серебрякова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6654/2008
Истец: УМУП "Городской теплосервис"
Ответчик: ТСЖ "Град Симбирск"
Третье лицо: Комитет ЖКХ и энергетики администрации (мэрии) г.Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1524/2009