г. Самара |
|
08 мая 2009 г. |
Дело N А55-9537/2008 |
Резолютивная часть постановления оглашена 07 мая 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 08 мая 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Серебряковой Е.А., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Журавлевой А.О., с участием:
- Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет", г.Тольятти, - представитель Дроздова М.В. по доверенности N 316 от 18.11.2008,
- РФ в лице Министерства финансов РФ, - представитель Тихоненко Н.В. по доверенности в порядке передоверия от 23.01.2009, N 64,
- от иных лиц - представители не явились, извещены.
Рассмотрев в открытом судебном заседании арбитражного апелляционного суда в зале N 7 апелляционную жалобу РФ в лице Министерства финансов РФ,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2009 года (судья Хмелев С.П.), принятое по делу N А55-9537/2008
по иску государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет", г.Тольятти,
к РФ в лице Министерства финансов РФ, г.Москва,
Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области, г.Самара,
с участием третьего лица: Мэрия городского округа Тольятти, г.Тольятти,
о взыскании 117 816 руб. 97 коп.
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании (с учётом уточнения):
- с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" убытки в связи с осуществляемым предоставлением потребителям услуг по льготным ценам на основании ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной поддержке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в размере 84 912 руб. 28 коп.;
- с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области в пользу ГОУ ВПО "Тольяттинский государственный университет" убытки в связи с осуществляемым предоставлением потребителям услуг по льготным ценам на основании ФЗ "О ветеранах" и Закона Самарской области от 16.07.2004 г. N 122-ГД в размере 32 904 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2009 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, РФ в лице Министерства финансов РФ, обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства финансов РФ апелляционную жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет", г.Тольятти, с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующим в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что дает право суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения сторон, изучив и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в оперативном управлении Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет" находятся общежития (по адресу: г. Тольятти, ул. Белорусская, дома 29 и 31) и многоквартирный жилой дом (г. Тольятти, ул. Баныкина, д. 68).
В общежитиях, а также в жилом доме проживают лица, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данные меры социальной поддержки в зависимости от категории льготников являются расходными обязательствами либо Российской Федерации, либо субъекта РФ.
Льгота на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в виде сниженного, на определенный законодательством процент, размер платы.
Истец, как управляющая организация, направляет денежные средства, полученные в качестве квартплаты, на проведение расчетов по договорам с энергопоставляющими организациями за поставку тепла, воды, электрической энергии и прием сточных вод.
Таким образом, истец, принимая меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, понес определенные затраты (убытки).
Истец указывает, что предоставил льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах", Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом N 198-ФЗ от 24.07.2007 г. "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг вышеуказанной категории льготников.
Как усматривается из материалов дела, истец также предоставил льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг региональным льготникам в соответствии с Законом Самарской области N 122-ГД от 16.07.2004 г. "О государственной поддержке граждан, имеющих детей", Законом Самарской области X 169-ГД от 28.12.2004 г. "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Меры социальной поддержки, установленные вышеуказанными законами, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации согласно ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Финансирование данных расходов осуществляется из областного бюджета на основании Закона Самарской области N 134-ГД от 29.11.2007 г. "Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом доказан факт оказания услуг льготным категориям граждан; оплата истцом стоимости услуг, поставщикам, предоставляющим данные услуги; наличие у граждан льгот, установленных вышеуказанными законами на их получение.
Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено, что компенсация затрат истца не произведена из-за недофинансирования, выделенных из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для погашения существовавшей задолженности.
Министерство финансов Российской Федерации в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Согласно ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неисполнение государством и субъектом РФ своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г.N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.
Материалами дела подтвержден факт оказания коммунальных услуг, льготным категориям граждан.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправомерно сделан вывод о наличии у истца убытков, поскольку убытки возникли у контрагентов истца, оказывающих услуги и истец не является коммерческой организпцией, отклоняется судебной коллегией.
Суд признал, что истец, оказав услуги инвалидам, ветеранам, отдельным категориям граждан Самарской области, предоставив льготы по оплате коммунальных услуг, понес расходы.
В этой части материальные потери являются для истца убытками.
Пунктом 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Тольяттинский государственный университет является получателем средств федерального бюджета, однако ему статьей 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" предоставлено право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.
Исходя из этого, в бюджете истца на 2008 было заложено поступление денежных средств от проживающих в общежитиях и жилом доме в связи с оплатой ими проживания и коммунальных услуг.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что истец не обращался в Министерство финансов Российской Федерации за компенсацией расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, также признан необоснованным, поскольку Тольяттинский государственный университет не обязан обращаться в Министерство Российской Федерации для выделения и передачи средств федерального бюджета для компенсации расходов, связанных с реализацией мер социального обеспечения граждан. Эту функцию должна осуществлять Мэрия г.о. Тольятти.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта, так и за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в силу ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными, по основаниям, изложенным выше.
Принятый судебный акт основан на нормах права и материалах дела, оснований для его отмены, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 марта 2009 года по делу N А55-9537/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.А. Серебрякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9537/2008
Истец: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тольяттинский государственный университет"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Министерство управления финансами Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Самарской области, Мэрия городского округа Тольятти