14 мая 2009 г. |
Дело N А55-19523/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Первушина Н.И. доверенность от 29 декабря 2008 г. N 821,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - не явился, извещен,
от Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" - Валиева Л.И. доверенность от 12 января 2009 г.,
от открытого акционерного общества "Водник" - Валиева Л.И. доверенность от 10 февраля 2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2009 г. по делу N А55-19523/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", г. Самара,
Открытое акционерное общество "Водник", г. Самара,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом заявления об изменении предмета заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 18 сентября 2008 г. N 01/203/2008-160 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217 и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, так как он был предоставлен в пользование Самарскому гидрогеолого-мелиоративному предприятию, правопреемником которого в настоящее время является ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области"; нахождение на данном земельном участке объекта, принадлежащего открытого акционерного общества "Водник" (далее - ОАО "Водник"), не может служить препятствием для регистрации права федеральной собственности.
Не согласившись с выводами суда, Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие предоставление земельного участка государственному унитарному предприятию, а также позволяющие сделать вывод, что постановлением администрации города Самары N 528 от 11 апреля 1994 г. земельный участок был предоставлен государственному предприятию.
Мотивы, по которым суд признал, что Самарское гидрогеолого-мелиоративное предприятие является государственным предприятием, не могут рассматриваться, как исключающие обязанность заявителя представить надлежащим образом оформленные документы, необходимые для государственной регистрации.
Вывод арбитражного суда о том, что факт нахождения на спорном земельном участке строения, принадлежащего ОАО "Водник", в данном случае правового значения не имеет и не может служить препятствием для регистрации права федеральной собственности, не опровергает позицию регистрирующего органа о необходимости подтвердить соответствующими документами, предусмотренными законом, принадлежность земельного участка Российской Федерации.
Представитель заявителя, представитель Федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" и ОАО "Водник" считают решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области на предмет государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217.
Сообщением от 18 сентября 2008 года N 01/203/2008-160 ответчик отказал заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия. Отказ мотивирован тем, что на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, а также то, что на данном земельном участке находится знание, принадлежащее на праве собственности ОАО "Водник".
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в проведении государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Администрации города Самары от 11 апреля 1994 г. N 528 (л.д. 11-14 т.1) Самарскому гидрогеолого-мелиоративному предприятию, входящему в состав Государственного предприятия "Самарамелиорация" в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,124 га в Октябрьском районе по 3-му проезду, 57, о чем было выдано свидетельство о праве постоянного пользования вышеназванным участком N 200676 от 3 июня 1994 г. (л.д.15 т.1).
Постановлением администрации Октябрьского района г. Самары от 05 июня 1997 г. N 861 зарегистрировано дочернее унитарное предприятие "Водник" Государственного предприятия "Самарамелиорация".
Решением Департамента управления государственным имуществом Самарской области от 19 ноября 2001 г. N 814 дочернее унитарное предприятие "Водник" приватизировано в форме преобразования в открытое акционерное общество "Водник".
При приватизации в уставной капитал ОАО "Водник" был передан объект недвижимого имущества - производственное здание литера И по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57.
В дальнейшем Государственное предприятие "Самарамелиорация" было реорганизовано в ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", которое является его правопреемником. Данное обстоятельство подтверждается его учредительными документами (л.д. 26-33).
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В частности, основанием отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности, является факт предоставления земельного участка государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению.
Как было указано выше, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217, был предоставлен на праве постоянного пользования Самарскому гидрогеологомелиоративному предприятию, что подтверждается свидетельством от 06 июня 1994 г. N 200676.
Самарское гидрогеологомелиоративное предприятие являлось федеральным государственным предприятием, что подтверждается уставом (л.д. 21-25 т.1), данное предприятие в настоящее время преобразовано в Федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области".
Таким образом, с учетом указанных выше положений законодательства, спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, так как он был предоставлен в пользование Самарскому гидрогеолого-мелиоративному предприятию, правопреемником которого в настоящее время является ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области".
Согласно п. 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно п. 4 вышеуказанного положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно п. 21 раздела II Положения о Территориальном управлении, утвержденного приказом Росимущества от 01 февраля 2005 г. N 37, Территориальное управление выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним и земельные участки, которое возникло при разграничении государственной собственности на землю.
С учетом этого заявитель является уполномоченным органом, обратившимся за государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок, относящийся к федеральной собственности.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что тот факт, что на спорном земельном участке расположено строение, принадлежащее ОАО "Водник" в данном случае правового значения не имеет, поскольку согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. Нахождение на данном земельном участке объекта, принадлежащего ОАО "Водник", не может служить препятствием для регистрации права федеральной собственности. При предоставлении спорного земельного участка в федеральную собственность права ОАО "Водник" на спорный земельный участок, как собственника объекта недвижимости, не нарушаются, поскольку в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды. ОАО "Водник" сможет воспользоваться своим правом, установленным вышеназванной нормой, после государственной регистрации права собственности Российской Федерации в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, а также того, что УФРС по Самарской области не представлено доказательств существования обстоятельств, препятствующих государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, гор. Самара, Октябрьский район, ул. 3-й проезд, 57, площадью 1240 кв.м. с кадастровым номером 63:01:06 28 002:217, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям ст. 18 и ст. 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2009 г. по делу N А55-19523/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19523/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", ОАО "Водник"