08 мая 2009 г. |
Дело N А55-9056/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Китова Н.Г., доверенность от 10.01.2008 г. N 1,
от ответчика - Нескоромнов Н.Н., доверенность от 22.12.2008 г. N 511,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 мая 2009 года, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2009 года по делу N А55-19056/2008 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению закрытого акционерного общества "ТОРНАДО-С"
к Министерству имущественных отношений Самарской области
о признании незаконным отказа от 15.09.2008 г. N 12-4/0643/08,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ТОРНАДО-С" (далее - заявитель, ЗАО "ТОРНАДО-С") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ ( л.д. 71), к Министерству имущественных отношений (далее - ответчик, Министерство) о признании незаконным отказа в заключении договора аренды с ЗАО "ТОРНАДО-С" земельного участка площадью 1012,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, с кадастровым номером 63:01:02 25 001:8, для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей, оформленного письмом о возврате документов от 15.09.2008 г. N 12-4/0643/08.
Заявление основано на требованиях ст. 29 Земельного кодекса РФ и мотивировано незаконностью отказа Министерства в заключении договора аренды испрашиваемого земельного участка при наличии постановления главы города Самары от 08.09.2005 г. N 2302 о предоставлении ЗАО "ТОРНАДО-С" в аренду данного земельного участка для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей.
В отзыве на заявление Министерство указывает, что постановление главы города Самара от 08.09.2005 г. N 2302 не может являться основанием для заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка, как не соответствующее требованиям действующего законодательства, которое не предусматривает возможность использования такого объекта как временная АГЗС.
Решением суда первой инстанции от 05 марта 2009 года заявление ЗАО "ТОРНАДО-С" удовлетворено.
Признан незаконным отказ Министерства в заключении договора аренды с ЗАО "ТОРНАДО-С" земельного участка площадью 1012,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, с кадастровым номером 63:01:02 25 001:8, для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей, оформленный письмом о возврате документов от 15.09.2008 г. N 12-4/0643/08.
Суд обязал ответчика в установленный законом срок подготовить и направить в адрес ЗАО "ТОРНАДО-С" проект договора аренды испрашиваемого земельного участка.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем были представлены в Министерство документы в установленной форме и в установленном объеме. Однако ответчиком необоснованно был возвращен достаточный пакет документов, фактически Министерство отказало в предоставлении земельного участка. Заявителем доказан как факт нарушения Министерством прав и законных интересов, так и нарушение закона.
При этом суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара", пунктами 5 и 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 2.3 Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Регламент), и п. 2.3 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок), утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что АГЗС является опасным производственным объектом, деятельность по эксплуатации которой подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Создание АГЗС осуществляется путем ее строительства, которое, в свою очередь, оканчивается вводом построенного объекта в эксплуатацию. Следовательно, АГЗС представляет собой объект недвижимого имущества. Однако заявителем испрашивался земельный участок под временную АГЗС. Учитывая тот факт, что действующее законодательство не предусматривает возможность использования такого объекта как временная АГЗС, Министерство вернуло представленные документы ввиду несоответствия испрашиваемой цели использования земельного участка действующему законодательству.
Считает, что действия Министерства осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вышеуказанные аргументы были положены ответчиком в основу доводов в опровержение заявленных ЗАО "ТОРНАДО-С" требований. Между тем судом первой инстанции в нарушение требований ст. 168 АПК РФ не дана оценка вышеуказанным доводам Министерства.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ТОРНАДО-С", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что суд первой инстанции правомерно руководствовался п. 2.3 Регламента, согласно которому решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам, соответствующие требованиям действующего законодательства, в соответствии с которыми не были заключены в установленном порядке соответствующие договоры, являются основанием для принятия Министерством решения о предоставлении земельных участков указанным гражданам и юридическим лицам и последующего заключения соответствующих договоров. ЗАО "ТОРНАДО-С" обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора аренды земельного участка в период действия постановления главы города Самары от 08.09.2005 г. N 2302, которое до настоящего времени не отменено, не признано недействительным.
Считает, что ответчик в соответствии с ч. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ должен был в недельный срок заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ЗАО "ТОРНАДО-С" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 06 мая 2009 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 9 часов 30 минут 08 мая 2009 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Из материалов дела следует, что 25.08.2008 г. ЗАО "ТОРНАДО-С" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности, по адресу: г. Самара, район Кировский, ул. Алма-Атинская, площадью 1012,50 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0225001:8, для использования под временным комплексом автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей.
Вместе с заявлением Обществом представлены следующие документы: выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, кадастровая карта земельного участка, постановление главы города Самары, акт приемки в эксплуатацию объекта, сведения из ФГУП "Ростехинвентаризация" и учредительные документы, что подтверждается распиской (л.д. 6).
Рассмотрев заявление Общества о предоставлении в аренду испрашиваемого участка Министерство письмом от 15.09.2008 г. N 12-4/0643/08 возвратило документы заявителю (л.д. 5) в связи с тем, что представленный пакет документов не мог служить основанием для принятия правомерного и обоснованного решения о предоставлении в аренду заявленного земельного участка.
Министерством в данном письме указано, что законодательными актами и нормативными документами, регулирующими деятельность автогазозаправочных станций, не предусмотрено понятие "временные автозаправочные и газозаправочные станции". Согласно п. 3.19 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, документом, подтверждающим ввод АГЗС в эксплуатацию, является акт государственной приемочной комиссии. Таким образом, испрашиваемая заявителем цель использования земельного участка, а также правоустанавливающие документы на расположенные на нем объекты не соответствуют нормативным актам в части наименования объекта и определенных его характеристик.
Заявитель, полагая, что письмом от 15.09.2008 г. N 12-4/0643/08 ответчик фактически незаконно отказал ему в заключении договора аренды, нарушив его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что главой города Самары 08.09.2005 г. принято постановление N 2302 (л.д. 7).
В соответствии с п. 1 данного Постановления утвержден проект границ земельного участка для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей, расположенного по адресу: улица Алма-Атинская в Кировском районе города Самары, согласно приложению.
Пунктом 2 указанного Постановления ЗАО "ТОРНАДО-С" предоставлен в аренду сроком на три года без права выкупа в собственность земельный участок площадью 1012,50 кв.м., относящийся по категории к землям поселений, расположенный по адресу: улица Алма-Атинская в Кировском районе города Самары, для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей.
ЗАО "ТОРНАДО-С" разрешены разработка проекта и размещение временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей (п. 3 Постановления).
Земельный участок площадью 1012,5 кв.м. по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 31.01.2007 г. с присвоением кадастрового номера 63:01:0225001:8, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 10.07.2008 г. N 63-00-102/08-246537. В соответствующей графе 9 кадастрового паспорта указано разрешенное использование земельного участка - "для размещения временного комплекса автомобильной газовой заправочной станции и мойки автомобилей" (л.д. 8-10).
Актом рабочей комиссии от 16.10.2007 г. принято к приемке после комплексного испытания оборудование: автомобильная газозаправочная станция, смонтированное и входящее в состав комплекса многотопливной АЗС и автомойки (л.д. 41).
Между тем, судом первой инстанции не принят во внимание представленный по запросу суда от 29.12.2008 г. ответ Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области от 03.02.2009 г. N 12/821-09 (л.д. 39).
Из содержания указанного ответа следует, что порядок ввода в эксплуатацию автомобильной заправочной станции сжиженного газа, а также ее эксплуатация осуществляется на основании Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа (ПБ 12-527-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 04.03.2003 г. Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) относятся к опасным производственным объектам на основании требований (п. 1.2 ПБ 12-527-03). Определение "временная газовая заправочная станция" в нормативных актах Ростехнадзора РФ не существует, установлено определение "стационарные автомобильные газозаправочные станции" (п.1.1 ПБ 12-527-03). Строительство АГЗС должно проводиться согласно проекту, разработанному в соответствии с требованиями строительных норм и правил, других нормативных документов на основании требований. Проектная документация на строительство АГЗС подлежит экспертизе промышленной безопасности, заключение которой рассматривается и утверждается территориальным органом Госгортехнадзора (Ростехнадзора) в установленном порядке (п.2.1. ПБ 12-527-03).
Согласно представленному в материалы дела заключению экспертизы промышленной безопасности проектной документации на строительство опасного производственного объекта от 04.03.2008 г., утвержденному Управлением по технологическому и экологическому надзору по Самарской области, проектом предусматривается размещение комплекса автоматической заправочной станции и мойки автомобилей на ул. Алма-Атинской в Кировском районе г. Самары.
Комплекс состоит из следующих сооружений: блочная АГЗС с одним подземным двустенным резервуаром емкостью 12 куб.м., блочно-модульная установка АФ-К малой мощности очистных сооружений нефтесодержащих ливневых стоков, блочно-модульное здание заводского изготовления объемом 108 куб.м., блочно-модульное здание заводского изготовления автомобильной мойки с магазином объемом 448,8 куб.м. (л.д. 43-61).
В связи с тем, что постановлением главы города Самары от 08.09.2005 г. N 2302 земельный участок был предоставлен ЗАО "ТОРНАДО-С" для размещения сооружения временного характера, не являющегося объектом недвижимого имущества, то оно не может служить основанием для предоставления Министерством испрашиваемого, согласно заявлению ЗАО "ТОРНАДО-С" от 25.08.2008 г., земельного участка в аренду для его использования под уже построенным комплексом автоматической заправочной станции и мойки автомобилей.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что обязанность у Министерства по предоставлению в аренду ЗАО "ТОРНАДО-С" данного земельного участка не возникла, и ответчиком правомерно, в соответствии с земельным и гражданским законодательством Российской Федерации, отказано Обществу в заключении договора аренды.
С учетом изложенного, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, согласно п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "ТОРНАДО-С" отказать.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 марта 2009 г. по делу N А55-19056/2008 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "ТОРНАДО-С" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19056/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Торнадо-С"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Управление по технологическому и экологическому надзору по Самарской области