18 мая 2009 г. |
Дело N А55-18599/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Булатов В.А., паспорт, Булатова О.Н., доверенность от 15 декабря 2008 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 22 декабря 2008 г. N 506;
от третьих лиц:
от администрации Кировского района городского округа Самара - извещен, не явился;
от администрации Промышленного района городского округа Самара - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2009 г.
по делу N А55-18599/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Булатова Валерия Александровича, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
администрация Кировского района городского округа Самара, г. Самара,
администрация Промышленного района городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Булатов Валерий Александрович (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнений, к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения от 05 сентября 2008 г. N 12-2/0561/08 о возврате документов и снятии с рассмотрения заявления от 17 июня 2008 г. N 12-2/0561/08 о предоставлении земельного участка площадью 30, 0 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление Индивидуального предпринимателя Булатова В.А. о предоставлении в аренду земельного участка под павильон "Шиномонтаж", расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая, в объеме ранее поданных документов от 17 июня 2008 г. и принять решение по существу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что решение о предоставлении земельного участка по испрашиваемому земельному участку было принято уполномоченным в тот период органом местного самоуправления - Главой администрации района г. Самара; акт приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничного торгового (бытового) обслуживания населения также был составлен и утвержден надлежащим органом - и.о. главы администрации Кировского района города Самара; Министерством необоснованно был возвращен достаточный пакет документов заявителю.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно поданному 17 июня 2008 г. в Министерство заявлению N 12-2/0561/08 Предприниматель Булатов В.А. просит не заключить соответствующий договор аренды земельного участка на основании постановления администрации Кировского района г. Самары от 17 октября 2000 г. N 2093, а предоставить в аренду спорный земельный участок; уполномоченным органом на выдачу разрешения на установку временного объекта является администрация Промышленного района г. Самары; согласно решению Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 28 января 1993 г. N 25 "Об изменении административной границы между Кировским и Промышленным районами г. Самары" установлена граница административных районов Кировского и Промышленного в зоне жилого массива "Солнечный", в соответствии с которой спорный земельный участок расположен на территории Промышленного района г. Самары; как на момент издания постановления от 17 октября 2000 г. N 2093, так и на момент выдачи разрешения от 31 января 2001 г. N 125, территориальная граница между Кировским и Промышленным районами г. Самары была определена.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
17 июня 2008 г. заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 30 кв.м. под временным сооружением, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Демократическая. Предполагаемая цель использования земельного участка - под временный павильон "Шиномонтаж" (л.д. 65).
Вместе с заявлением Предприниматель представил в Министерство постановление администрации Кировского района г. Самары от 17 октября 2000 г. N 2093 "О предоставлении в аренду земельного участка под установку павильона шиномонтаж по ул. Демократической, частному предпринимателю Булатову В.А.", согласно которому заявителю предоставлен в аренду без права выкупа в собственность сроком на один год земельный участок площадью 30 кв.м. под установку павильона шиномонтаж по адресу: ул. Демократическая (л.д. 17-18).
На основании указанного постановления Булатову было выдано разрешение начальника отдела архитектуры Кировского района на установку временного объекта (л.д. 19).
Впоследствии должностными лицами Кировского района был составлен акт от 17 сентября 2001 г. N 182 приемки в эксплуатацию объекта мелкорозничного торгового (бытового) обслуживания населения (Кировский район). Согласно данному заключению представленный предпринимателем Булатовым объект - павильон "Шиномонтаж" соответствует техническим условиям, нормам эксплуатации и санитарным требованиям. Приемная комиссия посчитала объект принятым в эксплуатацию (л.д. 20).
Разрешение на установку временного объекта и акт приемки в эксплуатацию объекта от 17 сентября 2001 г. N 182 также были представлены в Министерство.
В ходе рассмотрения заявления Предпринимателя Министерством было установлено, что испрашиваемый земельный участок территориально расположен не в Кировском районе г. Самара, а в Промышленном районе г. Самара.
Письмом от 30 июня 2008 г. Министерство предложило заявителю устранить выявленные противоречия (л.д. 27-28).
Позднее письмом от 05 сентября 2008 г. N 12-2/0561/08 Министерство сняло с рассмотрения заявление Предпринимателя и возвратило пакет документов (л.д. 33). Основанием для указанного действия послужило неустранение Предпринимателем противоречий в правоустанавливающих документах на временный павильон "Шиномонтаж".
Не согласившись с данным ответом Министерства, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 1 июля 2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, определен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3 ст. 34 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, факт того, что заявитель открыто с 2000 г. использует испрашиваемый земельный участок.
В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Порядку предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденному постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок предоставления земельных участков), в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют соответствующее разрешение уполномоченного органа местного самоуправления на установку объекта на указанном земельном участке и акт принятия в эксплуатацию временного объекта (при его наличии), выданный в установленном порядке, а также заверенные в установленном порядке копии договоров, на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Руководствуясь указанным выше Порядком предоставления земельных участков, заявитель представил в Министерство все необходимые документы, а именно: разрешение на установку временного объекта, акт приемки в эксплуатацию объекта от 17 сентября 2001 г. N 182, письмо ФГУ "Ростехинвентаризация" (л.д. 57).
Таким образом, заявителем в Министерство представлен полный пакет документов, необходимых для рассмотрения заявления Предпринимателя по существу.
Довод Министерства о том, что павильон "Шиномонтаж", принадлежащий заявителю, фактически расположен на территории Промышленного района г. Самара и, соответственно, введен в эксплуатацию неуполномоченным органом - администрацией Кировского района города Самара, а не администрацией Промышленного района г. Самары, арбитражным апелляционным судом не принимается. Также не принимается довод Министерства о том, что земельный участок предоставлен заявителю неуполномоченным органом.
Заявитель, действуя открыто и добросовестно, обратился в 2000 и 2001 г.г. в администрацию Кировского района г. Самара, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка и разрешении на установку временного объекта. Заявитель получил все необходимые документы и разрешения для осуществления деятельности на испрашиваемом земельном участке. О том, что испрашиваемый земельный участок находится в границах другого района, заявителю не было известно.
Указанное противоречие не может являться препятствием для принятия Министерством решения по заявлению Предпринимателя.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, неправильное определение территориального местоположения объекта, не может являться основанием для непринятия акта N 182, разрешения на установку временного объекта, так как указанные документы были составлены и приняты уполномоченным (в период принятия) органом - администрацией района. Из представленных отзывов администраций Промышленного и Кировского районов г. Самара следует, что испрашиваемый земельный участок расположен на границе Кировского и Промышленного районов города Самара.
Арбитражный апелляционный суд считает, что заявитель не должен нести ответственность за действия администрации Кировского района г. Самара, неправильно определившей территориальное расположение испрашиваемого земельного участка, и негативные последствия этих действий не должны на нем отражаться.
На момент издания постановления от 17 октября 2000 г. N 2093 в администрации Кировского района отсутствовали планы (схемы) прохождения границ между Кировским и Промышленными районами (л.д. 53).
В материалы дела представлено письмо администрации Промышленного района в адрес главного архитектора города Самара (л.д. 55), из которого следует, что администрация Промышленного района просит считать временный объект по территориальной принадлежности объектом Кировского района.
Наличие решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 28 января 1993 г. N 25 "Об изменении административной границы между Кировским и Промышленным районами г. Самары" (л.д. 25-26), которым установлена граница административных районов Кировского и Промышленного в зоне жилого массива "Солнечный" и в соответствии с которым спорный земельный участок расположен на территории Промышленного района г.Самары, не препятствует заявителю приобретать права, предоставленные ему законодательством.
Довод Министерства о том, что на него не возложена обязанность по устранению ранее допущенных другими органами противоречий и нарушений требований законодательства, не может быть принят арбитражным апелляционным судом во внимание, т.к. выявленные противоречия не препятствуют Министерству принять соответствующее решение.
Какие-либо законные основания для возврата либо отказа в рассмотрении заявления Предпринимателя Министерство в письме от 05 сентября 2008 г. N 12-2/0561/08 не указало.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 марта 2009 г. по делу N А55-18599/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18599/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Булатов В.А.
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация Промышленного района г.о. Самара, Администрация Кировского района г.о. Самара
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2916/2009