18 мая 2009 г. |
Дело N А65-27555/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ОАО "Инвестиционная строительная компания" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Татарстанской природоохранной межрайонной прокуратуры - представитель не явился, извещена,
от ООО "Магнат" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2009 года апелляционную жалобу ОАО "Инвестиционная строительная компания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2009 года по делу N А65-27555/2008, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению ОАО "Инвестиционная строительная компания", г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г.Казань, третьи лица: Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура, г.Казань, ООО "Магнат", г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 11 декабря 2008 года N 625 о назначении административного наказания по ст.8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Инвестиционная строительная компания" (далее - ОАО "Инстрой", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, административный орган) от 11 декабря 2008 года N 625 о назначении административного наказания по ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений или иных объектов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура (далее - прокуратура).
Решением суда 05 февраля 2009 года в удовлетворении заявления ОАО "Инстрой" отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ОАО "Инстрой" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие вменяемого состава административного правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25 ноября 2008 года в ходе проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды выявлен факт нарушения ОАО "Инстрой" природоохранного законодательства в части несоблюдения экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов со стороны. Общество, являясь собственником земельного участка по адресу: г.Казань, ул.Клары Цеткин, д.8/27, допустило разлив нефтепродуктов из металлической емкости с нефтепродуктами, находящейся под землей на данном земельном участке, не предприняло достаточных мер для предотвращения разлива нефтепродуктов на почву и не совершило необходимых действий для локализации территории загрязнения. Факт разлива нефтепродуктов зафиксирован сотрудниками министерства внутренних дел по Республике Татарстан и центрального территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в актах и протоколах от 14 мая 2008 года (л.д.83, 84) и 15 мая 2008 года по заявлению гражданина Г.Х. Шамгунова от 29 апреля 2008 года (собственника смежного земельного участка и находящегося на нем строения) в адрес уполномоченных органов государственной власти.
Согласно протоколу результатов количественного химического анализа проб почвы N 5 от 20 мая 2008 года (д.д.111), произведенного 14 мая 2008 года центральной специализированной инспекцией аналитического контроля министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в 10 м от места загрязнения превышение составило 251+ 63 ПДК при допустимом показателе 1,5. По расчету центрального территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан ущерб, причиненный окружающей среде ОАО "Инстрой", оценен в 1 992 530 руб.
ОАО "Инстрой" не оповестило в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о разливе нефтепродуктов, не разработало и не согласовало в установленном законом порядке программу (проект) рекультивации земель, восстановления объектов окружающей природной среды.
ОАО "Инстрой" осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами производства и потребления в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ст.ст. 11, 14, 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.п. 4, 9 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 года N 240.
На основании материалов дела об административном правонарушении административным органом 11 декабря 2008 года было вынесено постановление N 625 о привлечении ОАО "Инстрой" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Статья 8.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ст. 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными Федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. При этом деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей природной среды и здоровья человека обращение с опасными отходами.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 1 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
В силу п. 2, 3, 5 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила). Пунктом 1 Правил определено, что они устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с п.2 Правил в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Организации в силу п.4 Правил обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке; немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов; разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; проводить корректировку планов при изменении исходных данных; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
Факт загрязнения почвы на территории, принадлежащей ОАО "Инстрой", административным органом установлен и подтверждается материалами дела.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что 25 апреля 2008 года ОАО "Инстрой" (заказчик) заключило договор подряда с ООО "СДС" (подрядчик), в соответствии с п.1.1 которого подрядчик обязуется провести работы по благоустройству территории административно - бытового и инженерного корпусов, расположенных по адресу: г.Казань, ул.Клары Цеткин, д.8/27. При этом доказательств фактического выполнения работ не представлено. Данных мер недостаточно для соблюдения требований законодательства.
Таким образом, обществом не предприняты достаточные меры для предотвращения разлива нефтепродуктов на почву и не произведены необходимые действия для локализации территории загрязнения, кроме того, не предприняты меры по оповещению в установленном порядке соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления о разливе нефтепродуктов, не разработан и не согласован в установленном порядке проект восстановления объектов окружающей природной среды, обществом не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В результате совершения данных действий обществом допущено загрязнение территории нефтепродуктами и не предпринято мер по предотвращению разлива нефтепродуктов.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "Инстрой" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Прокурор вынес постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в присутствии представителя общества. Надлежащее извещение общества о времени и месте совершения данного процессуального действия подтверждается доверенностью, выданной представителю общества от 24 ноября 2008 года N 51/08 на представительство интересов в прокуратуре по факту разлива нефтепродуктов на почву по адресу: г.Казань, ул.Клары Цеткин, 8/27. О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общество извещено (л.д.47).
Довод о том, что общество не осуществляло разлив нефтепродуктов, не освобождает общество от обязанностей по принятию мер для предотвращения разлива нефтепродуктов на принадлежащем ему земельном участке, а также локализации территории загрязнения и ликвидации разлива нефтепродуктов, извещению соответствующих органов о данном факте, принятию программы восстановления объектов окружающей среды.
Довод общества о наличии проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) принимается, однако он не влияет на законность выводов суда в отношении иных нарушений, допущенных обществом.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 30 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества ОАО "Инстрой" - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 марта 2009 года по делу N А65-27555/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Инвестиционная строительная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27555/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Инвестиционная строительная компания", г.Казань, ОАО "Инвестиционная стороительная компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ, г.Казань
Кредитор: Советский районный суд
Третье лицо: Татарская природоохранная межрайонная прокуратура, г.Казань, ООО "Магнат", г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2910/2009