18 мая 2009 г. |
Дело N А55-18647/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
прокурора Устиновой Т.А., доверенность от 15 января 2009 года N 38-52009,
от ООО "Оружие Снасти" - представителя Левенковой А.Е., доверенность от 24 марта 2009 года N 8,
от административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - представителя Антонова А.П., доверенность от 11 января 2009 года N 10-27-07,
от администрации Октябрьского района городского округа Самара - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2009 года апелляционную жалобу административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 года по делу N А55-18647/2008, судья Медведев А.А., принятое по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г.Тверь, в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г.Самара, и ООО "Оружие Снасти", г.Самара, к администрации Октябрьского района городского округа Самара, г.Самара,
административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 26 ноября 2008 года N 1906 по делу об административном правонарушении по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокурор, прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара (далее - административная комиссия) от 26 ноября 2008 года N 1906 по делу об административном правонарушении по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью "Оружие Снасти" (далее - ООО "Оружие Снасти", общество).
Решением суда 18 февраля 2009 года в удовлетворении заявление прокурора удовлетворено, оспариваемое постановление административной комиссии признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на том основании, что административным органом неправильно квалифицированы действия (бездействие) общества.
В апелляционной жалобе административная комиссия просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на законность оспариваемого постановления, поскольку постановление главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года N 1236 "Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара" является действующим, никем не отменено, не опротестовано, не оспорено и имеет законную юридическую силу. Вывод суда о неправильной квалификации не состоятелен, административная комиссия на вправе давать правовую оценку постановлениям главы городского округа Самара. Административная комиссия не правомочна возбуждать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В отзыве на апелляционную жалобу прокуратура просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административной комиссии просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Прокурор и представитель общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Оружие Снасти" в связи с отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение консультантом административной комиссии 18 ноября 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении N Р-14/11.
По результатам рассмотрения материалов проверки 26 ноября 2008 года административной комиссией было вынесено постановление N 1906 о назначении обществу административного наказания в размере 500 руб.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2.10 постановления главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года N 1236 "Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г.о.Самара" установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством.
Статья 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает административную ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом органа местного самоуправления.
ООО "Оружие Снасти" привлечено к административной ответственности за неисполнение п. 2.10 постановления главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года N 1236 .
Согласно ст.28 Федерального закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.1.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах отсутствие лимитов на размещение отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Частью 5 ст.76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определённого противоправного деяния, подлежит применению данная норма.
Данное обстоятельство исключает возможность привлечения виновного лица к ответственности по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", предусматривающей ответственность за неисполнение акта органа местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Совершенное ООО "Оружие Снасти" деяние неверно квалифицировано по ст. 10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Кроме того, из представленных материалов дела не усматривается фактическое обращение с отходами производства с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее негативные последствия в области охраны окружающей среды; административный орган не доказал наличие у общества самих отходов.
В силу ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является основаниями для признания решения о привлечении к ответственности незаконным и отмены оспариваемого решения с прекращением производства по делу.
Довод общества о неправильной квалификации совершенного обществом деяния не основан на законодательстве. Судом первой инстанции правильно применены нормы КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у административной комиссии полномочия возбуждать дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, не влияет на законность выводов суда первой инстанции, поскольку предметом оспаривания явилось постановление административной комиссии о привлечении к административной ответственности в соответствии с законом Самарской области, а не по указанной статье КоАП РФ.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 18 февраля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административной комиссии - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 года по делу N А55-18647/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18647/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Оружие Снасти", Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора старшего советника юстиции
Ответчик: Администрация Октябрьского района городского округа Самара, Административная комиссия Октябрьского района городского округа Самара
Третье лицо: Администрация Октябрьского района г.о. Самара