19 мая 2009 г. |
Дело N А65-27077/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представитель Смирнова Н.С., доверенность от 24.04.2009 N 12/14-30,
от ответчика - представители Щербаков И.А., доверенность от 13.01.2009 N АГ-04/79; Сафина О.А., доверенность от 06.04.2009 N АГ-05/2621,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 года по делу N А65-27077/2008 (судья Е.Ю. Мотрохин)
по заявлению Комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными решения от 28 ноября 2008 года по делу N 158тр/05 и предписания от 28.11.2008,
УСТАНОВИЛ:
Комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 28 ноября 2008 года по делу N 158тр/05 и предписания от 28.11.2008.
Решением от 17 марта 2009 года Арбитражного суда Республики Татарстан заявленные требования удовлетворены. Решение УФАС по Республике Татарстан от 28.11.2008 по делу N 158тр/05 вынесенное в отношении Комитета и вынесенное на основании данного решения предписание по делу N 158тр/05-1 от 28.11.2008 года признаны незаконными.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Республике Татарстан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение вынесено арбитражным судом, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы не соответствуют обстоятельствам дела и не являются основанием для признания решения и предписания незаконными.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители УФАС по Республике Татарстан подтвердили доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Комитета в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, апелляционной суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 24.12.2007 N 83 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год" установлены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год.
Приказом от 30.10.2008 N 02/362-к УФАС по Республике Татарстан возбудило в отношении Комитета дело N158тр/05 по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выражающегося в принятии акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам проверки УФАС по Республике Татарстан принято решение от 28.11.2008 по делу N 158тр/05 о нарушении антимонопольного законодательства, которым Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации акта, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеуказанного решения Комитету выдано предписание от 28.11.2008 N 158тр/05-1 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанными ненормативными актами УФАС по Республике Татарстан, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, правопреемником которой является Комитет, являясь органом исполнительной власти Республики Татарстан, в области государственного регулирования тарифов, принимая постановление от 24.12.2007 N 83, действовала в пределах своей компетенции.
Однако суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями Закона являются, в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и пунктами 16 и 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 тарифы на электрическую энергию устанавливаются органами государственного регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, с учетом ее затрат и необходимой валовой выручки.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в частности, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на указанные услуги.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.01.2001 N 3 была создана Республиканская энергетическая комиссия Республики Татарстан, которая являлась органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на электрическую, тепловую энергию, природный газ.
Как следует из материалов дела, постановлением Правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 24.12.2007 N 83 установлены тарифы на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую "Татэнерго" и энергоснабжающими организациями потребителям Республики Татарстан на 2008 год.
Однако данным постановлением не установлено, какие хозяйствующие субъекты относятся к энергоснабжающим организациям, имеющим право отпускать электрическую энергию потребителям по тарифам, установленным постановлением от 24.12.2007 N 83.
В соответствии с информационным письмом Комитета от 28.08.2008 N 05\963 к энергоснабжающим организациям на территории Республики Татарстан которые применяют тарифы, утвержденные постановлением от 24.12.2007 N 83, относятся электросетевые организации, которым Комитетом перенесены сроки перехода покупателей электрической энергии на обслуживание к гарантирующему поставщику в связи с необходимостью соблюдения подготовки технического состояния передаваемых электрических установок и процедуры передачи субабонентов организации на обслуживание к гарантирующему поставщику, а также энергоснабжающие организации, к числу покупателей которых относится население и потребители, приравненные к населению (т.1 л.д.51, 52).
Однако установленные в постановлении от 24.12.2007 N 83 тарифы для применения энергоснабжающими организациями не отражают фактические затраты каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
Таким образом, данное постановление содержит в себе дискриминационные условия, при которых одни хозяйствующие субъекты, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии, поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими данный вид деятельности.
Кроме того, установив постановлением от 24.12.2007 N 83 для энергоснабжающих организаций тарифы на отпускаемую ими потребителям Республики Татарстан электрическую энергию, Комитет тем самым предусматривает право энергоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность по передаче электрической энергии с использованием распределительных электрических сетей и другого электротехнического оборудования, принадлежащего им на праве собственности или на ином законном основании, совмещать вышеуказанный вид деятельности с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, что является нарушением запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскими управлений в энергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного ст. 6 Федерального закона N 36-ФЗ от 26 марта 2003 года.
Следовательно, выводы суда о том, что антимонопольным органом не предоставлены доказательства того, что принятие оспариваемого постановления привело или может привести к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, являются ошибочными.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей названного Закона.
В силу ст. 23, 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания. Так, в частности, антимонопольный орган выдает предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство (пункт 3 "а" части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, антимонопольный орган вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении антимонопольного законодательства
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
С учетом изложенного апелляционный суд признает обоснованным довод антимонопольного органа о том, что Республиканская энергетическая комиссия РТ предусмотрев постановлением от 24.12.2007 N 83 право энргоснабжающих организаций использовать при расчетах за электрическую энергию тарифы, утвержденные для ОАО "Татэнерго" и соответственно, не отражающие затраты каждой отдельной организации при осуществлении ею деятельности по купле-продаже электрической энергии, а также, установив для энергоснабжающих организаций ограничения по применению тарифов, при которых несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, тем самым приняла акт, который приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вывод суда первой инстанции о том, что в Комитет по тарифам не поступало каких-либо обращений от предприятий и организаций Республики Татарстан о нарушении постановлением от 24.12.2007 N 83 их прав и законных интересов при осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции, поставке в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, а также на отсутствие каких-либо ссылок на конкретные обращения хозяйствующих субъектов по поводу нарушения их права данным постановлением в приказе от 30.10.2008 N 02/326-к "О возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", является ошибочным, поскольку антимонопольный орган действовал в пределах своих полномочий, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции, в котором указано, что основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, и обнаружение самим антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
При этом с учетом положений ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции не имеет правового значения установление фактов недопущения, ограничения и устранения конкуренции, а достаточно возможности наступления таких последствий.
Одним из оснований для отмены решения и предписания антимонопольного органа суд первой инстанции указал на отсутствие у антимонопольного органа полномочий по проверке обоснованности установления одних тарифов для гарантирующего поставщика и энергоснабжающих организаций.
Однако данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, так как антимонопольный орган при рассмотрении дела N 158тр/05 не проверял обоснованность установления тарифов на электрическую энергию, а осуществлял государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Из смысла ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольным законодательством запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Довод Комитета о том, что постановление от 24.12.2007 N 83 с 1 января 2009 года признано утратившим силу, а соответственно перестало порождать какие-либо права и обязанности для хозяйствующих субъектов подлежит отклонению, так как сама по себе отмена постановления от 24.12.2007 N 83 в период разрешения спора в арбитражном суде не может быть основанием для признания незаконными решения и предписания антимонопольного органа.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания решения и предписания от 28.11.2008 УФАС по Республике Татарстан незаконными.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу об отказе Комитету в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 года по делу N А65-27077/2008 отменить.
В удовлетворении заявления Комитета Республики Татарстан по тарифам о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28 ноября 2008 года по делу N 158тр/05 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27077/2008
Истец: Комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань