19 мая 2009 г. |
Дело N А65-27798/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от административного органа - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2009 года апелляционную жалобу муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 153"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2009 года по делу N А65-27798/2008, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 153", г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: Управление капитального ремонта исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 10 декабря 2008 года N 148/с по делу об административном правонарушении по статьям 6.4, 6.6, 6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 153" (далее - школа N 153, образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) от 10 декабря 2008 года N 148/с о назначении административного наказания по статьям 6.4, 6.6, 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, к организации питания, к условиям воспитания и обучения.
Решением суда от 25 марта 2009 года в удовлетворении заявления образовательного учреждения отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях школы N 153 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4, 6.6, 6.7 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе школа N 153 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на то, что школа N 153 не является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьями 6.4, 6.6, 6.7 КоАП РФ, поскольку руководство финансово-хозяйственной деятельностью школы осуществляет управление образования исполнительного комитета г.Казани, финансирование капитального и текущего ремонта осуществляется из городского бюджета, руководство школы неоднократно обращалось в вышестоящие органы.
Отзыв на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управление Роспотребнадзора при санитарном обследовании в 13 час 00 мин 28 ноября 2008 года в школе N 153, расположенной по адресу: г.Казань, ул.Бирюзовая, д.2а, выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации зданий, сооружений: на территории школы имеется частично разрушенное ветхое построение; отсутствует ограждение по периметру территории школы; на земельном участке не выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная; на территории хозяйственной зоны не оборудована контейнерная площадка, контейнеры отсутствуют; неудовлетворительно-санитарно-техническое состояние фасада здания: местами отпала штукатурка, частично разрушена кирпичная кладка цокольной части; местами разрушены оконные откосы; отмостки частично отсутствуют, имеющиеся разрушены; не оборудованы водосточные трубы; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние подвальных помещений: стены, потолки, дверные проемы, лестничный пролет разрушены, дверные косяки перекошены, двери сломаны; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние спортивного зала: лако-красочное покрытие стен облупилось, местами осыпается штукатурка, покрытие пола изношено; неудовлетворительно-санитарно-техническое состояние загрузочной: на стенах краска местами отслоилась, штукатурка осыпалась, деревянный пол изношен; изношено линолеумное покрытие пола в кабинетах N N 8, 9 и на пороге 34 кабинета; в кабинете химии отсутствует вытяжной шкаф; в медицинском пункте совмещены процедурная и кабинет врача.
Школой нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения учащихся: в помещениях школы отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками; по данным протокола измерений аэроионного состава воздуха N 7385 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" выявлено занижение концентрации аэроионов: положительной полярности - 120 ион/см3, при норме 400-50000 ион/см3, отрицательной полярности- 80 ион/см3, при норме 600-50000 ион/см3, выявлено превышение коэффициента униполярности на 0,5; во всех учебных кабинетах ученические доски не оборудованы софитами; по данным протокола измерений искусственной освещенности N 7388 выявлено в кабинете N 34 занижение уровня искусственной освещенности - 253 Лк, при норме более 300Лк; в компьютерном классе уровень искусственной освещенности составил-130-204Лк, при норме 300-500 Лк; по данным протокола измерений электромагнитного поля ПЭВМ выявлено превышение напряженности электрического поля в диапазоне 5 Гц-2 кГц в компьютерном классе на 2 - 59 В\м; в кабинетах начальной школы отсутствуют умывальные раковины с подводкой горячего, холодного водоснабжения и отводом канализации; в кабинете химии отсутствует подача горячего водоснабжения к умывальной раковине; в медицинском пункте слабый напор горячего водоснабжения от электроводонагревателя.
Управлением Роспотребнадзора выявлены нарушения санитарно- эпидемиологических требований к организации питания: не соблюдается режим мытья столовой посуды, по данным протокола лабораторных исследований смывов N 6266-6273/СД высев бактерий группы кишечной палочки с чашек; недостаточно холодильного оборудования для хранения скоропортящихся продуктов, что является нарушением требований статей 11, 17, 24, 28, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ); пунктов 2.2.3, 2.2.5, 2.2.6. 2.2.7, 2.2.8, 2.2.9, 2.3.17, 2.4.9, 2.4.4, 2.3.22, 2.5.1, 2.6.2, 2.7.5, 2.7.1, 2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", пунктов 5.10, 4.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", пунктов 2.4, 4.3 СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений", п. 7.1 приложение 2 СанПиН 2.2.2./2А 1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", п.6.1 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", п. 3.3 СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно- эпидемиологические требования к проведению дератизации".
По результатам проверки в отношении школы N 153 Управлением Роспотребнадзора 28 ноября 2008 года составлен протокол N 148/с об административном правонарушении и 10 декабря 2008 года вынесено постановление N 148/с о привлечении школы N 153 к административной ответственности, предусмотренной статьями 6.4, 6.6, 6.7 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 000 руб.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 24 того же закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 года N 44 введены в действие санитарно-эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года N 45 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, в том числе требования к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, а также требования к санитарному состоянию и содержанию помещений и мытью посуды.
Пунктом 2.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.4.1294-03 "Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных и общественных помещений", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 года, определены значения нормируемых показателей концентраций аэроионов и коэффициента униполярности. Для нормализации аэроионного состава воздуха следует применять соответствующие, прошедшие санитарно- эпидемиологическую оценку и имеющие действующее санитарно-эпидемиологическое заключение аэроионизаторы или деионизаторы, предназначенные для использования в санитарно- гигиенических целях (п.4.3 СанПиН 2.2.4.1294-03).
В соответствии с п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1079-01, которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников, организации обеспечиваются достаточным количеством необходимого оборудования и предметами материально-технического оснащения.
При эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе: своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; использование тары, изготовленной из материалов, устойчивых к повреждению грызунами; установку стеллажей, подтоварников, поддонов на высоту не менее 15 сантиметров от уровня пола; использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей, регулярная их очистка; проведение других мероприятий, предусмотренных санитарными правилами, соответствующими профилю объекта (п.3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 "Дератизация Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 12 июля 2002 года).
Как следует из представленных материалов дела школа N 153 привлечена к административной ответственности за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений, ответственность за которые предусмотрена ст.6.4 КоАП РФ, за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст.6.6 КоАП РФ), за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, в том числе аудиовизуальным, иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели (ст.6.7 КоАП РФ).
Факты нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении и подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в том числе: актом от 28 ноября 2008 года по результатам мероприятий по контролю, протоколом об административном правонарушении от 28 ноября 2008 годаN 148/с, протоколом лабораторных исследований от 13 ноября 2008 года N 6266-6273/СД, протоколом измерений электромагнитного поля от 11 ноября 2008 года ПЭВМ N 7383-7384, протоколом измерений аэроионного состава воздуха от 11 ноября 2008 года N 7385, протоколом измерений искусственной освещенности от 11 ноября 2008 года N 7388).
С учётом изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о несоблюдении образовательным учреждением требований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами, административный орган представил достаточные доказательства фактов совершения школой вменяемых правонарушений.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о принятии школой необходимых мер для соблюдения вышеуказанных санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, к организации питания, к условиям воспитания и обучения. Представленные школой письма в адрес начальника управления образования, отдела образования управления образования исполнительного комитета г.Казани по Кировскому району направлены лишь 22 декабря 2008 года, то есть после вмешательства контролирующего органа. Однако доказательств того, что до проверки (в том числе при подготовке школы к началу 2008/2009 учебного года) образовательное учреждение принимало меры к недопущению выявленных нарушений не представлено. Сведений об извещении учредителя (в лице комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г.Казани) об имеющихся нарушениях санитарно- эпидемиологических требований в материалы дела не представлено.
Довод школы N 153 о том, что руководство финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет управление образования исполнительного комитета г.Казани, не принимается. В соответствии со ст.43 Федерального закона "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. Финансовые и материальные средства образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Довод школы N 153 о финансировании из муниципального бюджета не освобождает образовательное учреждение от обязанности принимать зависящие от него меры по обеспечению соблюдения санитарно- эпидемиологических требований, в том числе по извещению соответствующих органов о необходимости выделения финансовых средств на выполнение конкретных мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия. Кроме того, согласно п.3.6 устава школа вправе для осуществления уставной деятельности привлекать дополнительные финансовые и материальные средства; уставом школы предусмотрено создание благотворительного общественного фонда развития школы, которые содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.
Таким образом, в действиях общеобразовательного учреждения содержатся признаки составов правонарушений, предусмотренных статьями 6.4, 6.6, 6.7 КоАП РФ.
В силу статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере образования, правам несовершеннолетних в области получения образования, их здоровью. Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется также Конституцией Российской Федерации (статьи 41, 42, 45), поэтому недостаточное финансирование из средств местного бюджета не может служить обстоятельством, исключающим ответственность за указанные административные правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в применении ст.2.9 КоАП РФ и освобождении школы N 153 от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения. Штраф назначен в минимальном размере с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Протокол об административном правонарушении от 28 ноября 2008 года N 148/с составлен в присутствии законного представителя общеобразовательного учреждения "Назировой Р.К., на которую согласно приказа от 07 ноября 2008 года N 158 возложены обязанности директора с 10 по 28 ноября 2008 года. При этом протокол об административном правонарушении содержит ссылку на необходимость явки 10 декабря 2008 года к 10 час 00 мин в Управление Роспотребнадзора для рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановление от 10 декабря 2008 года N 148/с по делу об административном правонарушении вынесено без участия законного представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
Довод апелляционной жалобы о привлечении директора школы к административной ответственности не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения школы к административной ответственности, поскольку физическое лицо и юридическое лицо являются самостоятельными субъектами правонарушений.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 25 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2009 года по делу N А65-27798/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 153" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27798/2008
Истец: Муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N153" Кировского района, г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Управление капитального ремонта Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2859/2009