20 мая 2009 г. |
Дело N А65-24240/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от ОАО "Мобильные Системы Связи-Поволжье" - представителей Кондратьева А.А., доверенность от 01 января 2009 года N ОРТ-438-09, Крылова П.В., доверенность от 15 мая 2008 года N 589/08,
от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2009 года апелляционную жалобу ОАО "Мобильные Системы Связи-Поволжье"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2009 года по делу N А65-24240/2008, судья Абульханова Г.Ф., принятое по заявлению ОАО "Мобильные Системы Связи-Поволжье", г.Самара, к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 29 августа 2008 года N 805/21,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Мобильные Системы Связи-Поволжье" (далее - ОАО "МСС-Поволжье", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Челнинского территориального отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан от 29 августа 2008 года N 805/21 об отказе в оформлении актов допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций сотовой связи "Торговый квартал" и "Елабуга рынок" ОАО "МСС - Поволжье", расположенных по адресу Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М. Джалиля, д. 25 и г. Елабуга, ул. Пролетарская, д. 1 а, и обязании оформить и выдать акты допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций сотовой связи ОАО "МСС-Поволжье", расположенных по адресу Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М. Джалиля, д. 25 и г. Елабуга, ул. Пролетарская, д. 1 а (далее - базовые станции сотовой связи).
К участию в деле в качестве надлежащего ответчика определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2008 года привлечено Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан (далее - Управление Ростехнадзора) (т. 1, л.д.141).
Решением суда от 19 марта 2009 года в удовлетворении заявления обществу отказано на том основании, что обществом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих представление контролирующему органу документов в подтверждение того, что возведенные им объекты сотовой связи не отнесены к технически сложным и опасным объектам, строительство которых не подконтрольно ответчику; возврат ОАО "МСС-Поволжье" территориальным отделением Управления Ростехнадзора документов с указанием необходимости обратиться в отдел строительного надзора не нарушает права и законные интересы общества.
В апелляционной жалобе ОАО "МСС-Поволжье" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, решение признать незаконным, ссылаясь на то, что базовые станции сотовой связи не относятся к объектам капитального строительства, подлежащим государственному строительному надзору, и особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители ОАО "МСС-Поволжье" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей ОАО "МСС-Поволжье", арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, из оспариваемого письма Управления Ростехнадзора от 29 августа 2008 года N 805/21 ОАО "МСС-Поволжье" возвращены документы, представленные в структурное подразделение Управления Ростехнадзора - Челнинское территориальной отделение (т.1, л.д.130) для проведения технического осмотра и допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций мобильной связи (линейно-кабельного сооружения связи и сооружения связи) "Торговый квартал" и "Елабуга рынок" ОАО "МСС - Поволжье", расположенных по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект М. Джалиля, д. 25 и г. Елабуга, ул. Пролетарская, д. 1. Основанием для возврата документов послужили выводы Управления Ростехнадзора, что возведенные ОАО "МСС-Поволжье" объекты связи в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к особо опасным и технически сложным, поднадзорным государственному строительному надзору Ростехнадзора. В этой связи для разрешения вопроса предложено обратиться в отдел государственного строительного надзора Ростехнадзора, находящегося в городе Казани (т.1, л.д.40).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в п.5.1 ст.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относящихся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам, переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзору).
В соответствии с ч.1 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией; 2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к особо опасным и технически сложным объектам относятся линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, не всякие линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам; критерии принадлежности к таковым не могут устанавливаться произвольно контролирующими органами, они должны определяться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В приложении к Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, были установлены критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам. Согласно данному приложению к особо опасным, технически сложным и уникальным относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
а) высота более 75 метров или с пролетами более 100 метров, а также вылетами консолей более 20 метров;
б) наличие более 1 подземного этажа;
в) использование конструкций и конструктивных систем, требующих применения нестандартных методов расчета с учетом физической или геометрической нелинейности либо разработки специальных методов расчета, а также применяемых на территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов.
Указанное приложение к Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утратило силу в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 204. Вместе с тем на момент принятия Управлением Ростехнадзора оспариваемого решения данные критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам действовали. В этой связи Управление Ростехнадзора было обязано руководствоваться данными критериями при обосновании своего отказа в оформлении актов допуска в эксплуатацию электроустановок.
Между тем вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Ростехнадзора не представило доказательств, подтверждающих отнесение базовых станций особо опасным, технически сложным и уникальным объектам к особо опасным, технически сложным и уникальным, в отношении которых обязателен государственный строительный надзор.
Предусмотренная ч.5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, (в данном случае необходимость проведения государственного строительного надзора) не может быть возложена на общество. В этой связи суд первой инстанции необоснованно возложил данную обязанность на ОАО "МСС-Поволжье".
Согласно ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
К объектам капитального строительства п.10 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения.
Пунктом 17 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, а именно: при строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Пунктом 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Минсвязи от 09 сентября 2002 года N 113, зарегистрированных Минюстом РФ 17 сентября 2002 года N 3804, базовые станции отнесены к сооружениям. Под сооружением связи понимается совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи. Ввод в эксплуатацию сооружения связи включает: приемку сооружения приемочными комиссиями, оформление акта приемки; выдачу органом Госсвязьнадзора разрешения на эксплуатацию сооружения связи (пункты 2, 3.5 Правил).
В подпунктах 6 и 27 ст.2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (с изменениями от 29 апреля 2008 года) содержатся определения линейно-кабельного сооружения связи и сооружения связи. Под линейно-кабельными сооруженииями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Статьей 8 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, отнесены к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав, на которые осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Положения об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 года N 68, к линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно статье 8 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимому имуществу.
В силу ст.130 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что из вышеназванных норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи следует, что линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи наряду с линиями электропередач отнесены к сложным объектам, объектам капитального строительства, подлежащих государственному строительному надзору.
Однако из приведенных правовых норм следует лишь возможность отнесения линейно-кабельных сооружений связи к объектам недвижимости. Для этого линейно-кабельное сооружение связи должно отвечать следующим признакам недвижимого имущества: 1) прочная связь с землей; 2) невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению.
Как видно из представленных в материалы дела доказательств (рабочих проектов рабочей документации архитектурно-строительного решения, составленных ООО "Проектсвязьстрой" и фотографических изображений), возведенные обществом объекты - базовые станции сотовой радиотелефонной связи, расположенные по адресу Республика Татарстан: г. Набережные Челны, проспект М. Джалиля, д. 25 а и г. Елабуга, ул. Пролетарская, д. 1 а, состоят из: схем БС 160394 "Торговый квартал (Тюльпан)", опоры антенной общей массой 199,5 кг, смонтированной из стоек путем сварки швов электродами, установленной вертикально с прикреплением кронштейном к двухэтажному дому, проведением кабеля, расположения элементов контура защитного заземления, секций и элементов ограждения, контейнера аппаратной, находящейся за металлическим ограждением, рядом с двухэтажным домом на специально возведенном для него фундаменте, подготовкой отмостков, бетонированием с надземной, подземной укладкой (т.1, л.д. 48-49, 46,51,53, 55); БС-160511 "Елабуга рынок", установки на земельном участке вертикальной стойки СК26.1-6.1 массой 6910 кв.м, указанием выполняемых работ - подготовкой грунта для его установки размерами 1,3 м х 3, бурением котлована, проверкой при монтаже вертикальности столба (отклонение не более 30%), расположения антенной опоры, крепления лестницы к вертикальной стойке, расположения элементов контура защитного заземления (токоотвод, молниезащита, заземление), сборки секций и элементов ограждения, фундамента для аппаратной контейнерной, состоящей из блоков, установленных на цементно-песчаном растворе М100, крепления анкера к контейнеру (т.1, л.д. 63-85).
Из характера вышеперечисленных работ указанных в рабочем проекте, следует возведение обществом объектов - базовых станций (БС 160394 "Торговый квартал (Тюльпан)", БС-160511"Елабуга рынок") сотовой радиотелефонной связи в виде антенного устройства и вытяжной вертикальной трубы, функционирование которых возможно при помощи подсоединенных к ней вышеуказанных объектов инженерной инфраструктуры, свидетельствующее в силу ст. 2 Федерального закона "О связи", что возведенные объекты ОАО "МСС-Поволжье" относятся к сооружениям связи, составляющими единую вещь - базовую станцию сотовой связи, состоящую из совокупности смонтированных между собой средств, объектов, линейно-кабельных и иных сооружений связи.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что базовые станции общества прочно связаны с землей (земельным участком, на котором находятся вертикальная стойка, аппаратные контейнерные), однако они не обладают таким признаком недвижимого имущества, как невозможность перемещения без несоразмерного ущерба их назначению. Доказательств, подтверждающих последнее обстоятельство, в материалы дела не представлено. Вертикальная стойка, аппаратные контейнерные, как это видно из фотографий, могут быть свободно перемещены без ущерба для них.
Как пояснил в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы представитель ОАО "МСС-Поволжье", базовые станции сотовой связи "Торговый квартал" и "Елабуга рынок" согласно рабочим проектам не являются недвижимым имуществом, могут демонтироваться без какого-либо ущерба их назначению и устанавливаться в других местах, железобетонная опора не имеет прочной связи с землей.
Данные обстоятельства Управлением Ростехнадзора не были опровергнуты.
Суд первой инстанции в соответствии со ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно не принял в качестве допустимых доказательств:
- представленное обществом заключение ГУ "Самарской лаборатории судебных экспертиз Оренбургский филиал" от 11 июня 2008 года о том, что железобетонная стойка СК26-1-11 (мачты) длиной 26 метра глубиной заделки в грунт - 4 метра не является объектом капитального строительства, как не относящееся к спорным отношениям, не содержащее сведений о присоединении дополнительных конструкций к данной стойке, как в случае с базовыми станциями общества (т.2, л.д. 88-92);
- представленное обществом заключение ОАО "ЦАЛЭСК" от 11 января 2009 года N 6/09, сделанное на основании вышеупомянутых рабочих проектов, а о том, что базовые станции имеют признаки движимого имущества и не являются объектами капитального строительства и недвижимости, поскольку оно не содержит ссылок на строительные нормы и техническое описание, возведенных ОАО "МСС-Поволжье" спорных объектов, позволяющих их отнести к сборно-разборной конструкции, не содержит сведений о предупреждении эксперта за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.2, л.д. 78-81);
- представленное Управлением Роспотребнадзора экспертное заключение ООО "Исследование" от 20 января 2009 года об отнесении спорных базовых станций к объектам недвижимости и возможности выдачи допуска после получения извещения о начале строительства, проектной документации прошедшей Госэкспертизу, документа, подтверждающего отступление от красных линий, имеющее ссылки на градостроительное законодательство, локальные нормативные акты и многочисленные строительные требования и нормы (СНиПы) в связи с тем, что оно не содержит техническое описание и характеристики возведенного объекта применительно к отраженным строительным нормам, а также предупреждение эксперта за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.2, л.д. 99-103).
Между тем на предложения суда о проведении экспертизы либо вызове в качестве эксперта специалистов в данной области соответствующее ходатайство сторонами в ходе судебного разбирательства не заявлялось, поэтому дело по заявленным требованиям было рассмотрено судом первой инстанции по документам, представленным участниками судебного разбирательства.
Таким образом, Управление Роспотребнадзора не доказало то обстоятельство, что базовые станции сотовой связи относятся к недвижимому имуществу, к объектам капитального строительства
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что возврат ОАО "МСС-Поволжье" территориальным отделением Управления Ростехнадзора документов с указанием необходимости обратиться в отдел строительного надзора, соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы общества.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 19 марта 2009 года следует отменить, заявление ОАО "МСС-Поволжье" удовлетворить, признать незаконным оспариваемое решение и обязать Управление Ростехнадзора оформить в соответствии с законодательством и выдать акты допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций сотовой связи ОАО "МСС-Поволжье", расположенных по адресам: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект М.Джалиля, д.25 и Республика Татарстан, г.Елабуга, ул.Пролетарская, д.1а.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с Управления Ростехнадзора в пользу ОАО "МСС-Поволжье" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 рублей.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 марта 2009 года по делу N А65-24240/2008 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Мобильные Системы Связи-Поволжье" удовлетворить. Признать незаконным решение Челнинского территориального отдела Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан от 29 августа 2008 года N 805/21 об отказе в оформлении актов допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций сотовой связи "Торговый квартал" и "Елабуга рынок" ОАО "МСС-Поволжье", расположенных по адресам: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект М.Джалиля, д.25 и Республика Татарстан, г.Елабуга, ул.Пролетарская, д.1а.
Обязать Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан оформить в соответствии с законодательством и выдать акты допуска в эксплуатацию электроустановок для электроснабжения базовых станций сотовой связи ОАО "МСС-Поволжье", расположенных по адресам: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, проспект М.Джалиля, д.25 и Республика Татарстан, г.Елабуга, ул.Пролетарская, д.1а.
Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Татарстан в пользу открытого акционерного общества "Мобильные Системы Связи-Поволжье" судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24240/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Мобильные Системы Связи-Поволжье", г.Самара, Открытое акционерное общество "Мобильные Системы Связи-Поволжье", г.Казань
Ответчик: Челнинский территориальный отдел Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Набережные Челны, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Казань