26 мая 2009 г. |
Дело N А55-20324/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представители Ваганова Г.К., доверенность от 22.01.2009 N 14; Басов В.В., доверенность от 01.01.2009,
от ответчика - до перерыва представители Пак Л.Л., доверенность от 15.01.2009; Кильдяшова Е.М., доверенность от 15.01.2009 N 121/6; после перерыва представитель Кильдяшова Е.М., доверенность от 15.01.2009 N 121/6,
от третьих лиц:
ООО "Алексеевское" - представитель Кулик П.А., доверенность от 29.04.2009 N 80,
Муниципальное предприятие г. Самары "Самараводоканал" - представитель Бреславец Н.В., доверенность от 23.12.2008 N 230,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2009 года по делу N А55-20324/2008 (судья О.А. Лихоманенко)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор", Самарская область, п. Стройкерамика,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Алексеевское", Самарская область, п. Кинельский, Муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал", г. Самара,
о признании недействительным решения от 06.11.2008, признании незаконными действий по вынесению решения от 06.11.2008, обязании отозвать предписание от 06.11.2008,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" (далее - ООО "МСНК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) от 06.11.2008 по делу N 42-5058-08/6, признать незаконным действия УФАС по Самарской области по вынесению решения от 06.11.2008 и обязании УФАС по Самарской области отозвать вынесенное на основании оспариваемого решения предписание от 06.11.2008.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Алексеевское" (далее - ООО "Алексеевское") и муниципальное предприятие города Самары "Самароводоканал" (далее - МП г. Самары "Самараводоканал").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение УФАС по Самарской области от 06.11.2008 по делу N 42-5058-08/6, а также суд первой инстанции обязал УФАС по Самарской области отозвать предписание от 06.11.2008. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения арбитражный суд неправильно применил нормы материального права, а выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ООО "Алексеевское" в отзыве на апелляционную жалобу предлагает, что решение суда первой инстанции не является законным и обоснованным и принято судом первой инстанции с нарушением норм материального права, при неполном выяснении и рассмотрении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствии выводам, изложенным в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ООО "МНСК" и МП г. Самары "Самараводоканал" отклонили приведенные в ней доводы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон подтвердили доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Представитель ООО "Алексеевское" в судебном заседании заявил ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе на основании части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до рассмотрения по существу и вступления в законную силу судебного акта по делу N А55-6626/2008 и делу N А55-2004/2009.
Рассмотрев ходатайство в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд с учетом возражений УФАС по Самарской области, ООО "МНСК" и МП г. Самары "Самараводоканал" отказывает в его удовлетворении, поскольку оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется.
В судебном заседании 20.05.2009 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 часов 10 минут 25.05.2009.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "Алексеевское" обратилось в УФАС по Самарской области с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства ООО "МСНК".
Усмотрев в действиях ООО "МНСК" признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), УФАС по Самарской области возбудило дело N 42-5058-08/6.
По итогам рассмотрения материалов дела N 42-5058-08/6 комиссия антимонопольного органа приняла решение от 06.11.2008 о признании ООО "МСНК" нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с решением УФАС по Самарской области от 06.11.2008 нарушение ООО "МСНК" выразилось в следующем:
- предъявлении ООО "Алексеевское" необоснованных требований о передаче финансовых средств - требований об уплате дополнительных платежей за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в размере, определенном в соответствии с Временной методикой расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами, утвержденной Постановлением Главы города Самары от 24.10.1994 года N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары", т.е. нарушении пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции;
- нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования - применении в 2006 году самостоятельно установленного тарифа на услуги водоотведения, т.е. нарушении пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
- экономически и технологически необоснованном сокращении и прекращении оказания услуг - сокращении и прекращении оказания услуг по приему стоков от ООО "Алексеевское", т.е. нарушении пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании данного решения ООО "МСНК" выдано предписание от 06.11.2008 об устранении нарушения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, с этой целью в срок до 25.12.2008 предписало:
1) прекратить предъявлять ООО "Алексеевское" необоснованные требования об уплате дополнительных платежей в размере, определенном в соответствии с Временной методикой расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами, утвержденной постановлением главы города Самары от 24.10.1994 года N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары";
2) не допускать сокращение и прекращение оказания услуг по приему стоков, в связи с неоплатой дополнительных платежей взимаемых за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в размере определенном в соответствии с Временной методикой.
Удовлетворяя требования в части признания недействительным решения УФАС по Самарской области от 06.11.2008 по делу N 42-5058-08/6, суд первой инстанции, исходил из того, что у ООО "МСНК" имелись законные основания для взимания платы с ООО "Алексеевское" за сброс ООО "Алексеевское" загрязняющих веществ в коллектор ООО "МСНК" и обоснованности применении ООО "МСНК" при расчете с ООО "Алексеевское" Временной методики, утвержденной постановлением главы города Самара от 24.10.1994 N 1497, а также правомерности прекращения ООО "МСНК" приема сточных вод от ООО "Алексеевское".
Данные выводы апелляционный суд находит обоснованными, соответствующими законодательству и материалам дела.
Согласно части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "МНСК" в сфере услуг водоотведения имеет двойной статус, как абонента МП г. Самары "Самараводоканал" и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что ООО "МНСК" на праве собственности принадлежит канализационный коллектор, общей протяженностью 30 077 п.м. (свидетельство от 14.02.2006 о государственной регистрации права, серия 63-АБ N 912138), который непосредственно присоединен к системе коммунальной канализации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сети водоотведения ООО "МНСК" входит в технологическую схему бытовой канализации города Самары, но не является муниципальной собственностью.
Из письма МП г. Самара "Самараводоканал" от 31.12.2008 N 1\9-2892 усматривается, что сети водоотведения ООО "МНСК" технологически связаны с объектами системы канализации города Самары, владельцем которых является МП г. Самара "Самараводоканал".
В соответствии с п. 76 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производится субабонентами с абонентом по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчета не установлен органами местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "МНСК" отказывало ООО "Алексеевское" услуги по приему в свой коллектор сточных вод и загрязняющих веществ на основании заключенного договора от 01.01.2006 N 1.
Пунктом 1.2 договора стороны установили, что нормативные требования по составу сточных вод установлены постановлением главы г. Самары от 24.10.1994г. N 1497 "О порядке определения платы взимания платежей за загрязнение окружающей среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории Самарской области".
При исполнении договора стороны руководствуются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. N 167 (п.1.3 договора).
Тариф на услуги истца по приему сточных вод в пределах лимита водоотведения и нормативов загрязнения, а так же порядок его изменения согласованы сторонами с п.п. 4.1, 4.2, 8 договора.
Пунктами 4.5, 4.6 договора предусмотрена ответственность ООО "Алексеевское" за превышение установленных нормативов сброса сточных вод в систему канализации. Повышенная плата начисляется отдельно за превышение лимита водоотведения и за сверхнормативное загрязнение сточных вод.
В случае присутствия в сточных водах загрязняющих веществ, превышающих нормативные требования по составу сточных вод, размер дополнительных платежей определяется по результатам анализов, производимых МП "Самараводоканал" в контрольных точках отбора проб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у имеются законные основания для взимания платы с ООО "Алексеевское" за сброс ООО "Алексеевское" загрязняющих веществ в коллектор ООО "МСНК".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что о неправомерности применении ООО "МСНК" Временной методики, утвержденной постановлением главы города Самары от 24.10.1994 года N 1497, были предметом оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу и отклонены как несостоятельные.
Суд первой инстанции, оценив совокупность материалов дела, в том числе условия договора от 01.01.2006 N 1, а также исходя из того, что сети канализации принадлежащие ООО "МСНК" технологически связаны и входят в технологическую схему системы канализации г. Самары, и сторонами фактически согласованы договорные условия применения Временной методики, пришел к правильному выводу об обоснованном применении ООО "МСНК" при расчете с ООО "Алексеевское" Временной методики.
Кроме того, правильность применении ООО "МСНК" при расчете с ООО "Алексеевское" Временной методики, установлено, вступившим в законную силу, решением Арбитражного суда Самарской области от 16.02.2009 года делу N А55-15582/2008.
Тарифы на услуги водоотведения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В 2007, 2008 годах тариф на услуги водоотведения ООО "МСНК" был установлен Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. В указанном тарифе плата за прием загрязняющих веществ не включена.
Тем самым тариф ООО "МСНК" на услуги водоотведения не учитывает возмещение ООО "МСНК" расходов, связанных со сбросами в его коллектор загрязняющих веществ.
Между тем ООО "МСНК", как организация водопроводно-канализационного хозяйства, должно обеспечивать надлежащее состояние коллектора (объектов системы канализации), в том числе осуществлять восстановительные мероприятия, обусловленные сбросом в коллектор загрязняющих веществ, что предполагает несение ООО "МСНК" определенных затрат.
Пунктом 3.3 договора от 01.01.2006 N 1 предусмотрено, что ООО "МСНК" может прекратить или ограничить прием сточных вод в случае невнесения платы абонентом за два расчетных периода.
Как следует из материалов дела, в связи с нарушением ООО "Алексеевское" сроков оплаты по договору на прием сточных вод от 01.01.2006 N 1, ООО "МСНК" 30.07.2008 уведомило ООО "Алексеевское" об ограничении приема стоков с 30.07.2008 и прекращении с 11.08.2008 приема сточных вод.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что руководствуясь условиями договора от 01.01.2006 N 1 и положениями Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167, о возможности прекращения и ограничения организацией водопроводно-канализационного хозяйства отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод в случае невнесения абонентом платы за оказанные услуги, ООО "МСНК" прекратило прием сточных вод от ООО "Алексеевское".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение оказания услуг хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, запрещено пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, являются несостоятельными.
В соответствии с ч. 2 п.76 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации по соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод могут производиться субабонентом непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Таким образом, ООО "Алексеевское" имеет возможность заключения прямого договора с МП г. Самара "Самараводоканал" на сброс и очистку сточных вод через сети ООО "МСНК".
На основании изложенного, поскольку антимонопольным органом не доказано нарушение Обществом ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, арбитражный суд обоснованно признал оспариваемые решение антимонопольного органа недействительным.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что поскольку выданное предписание антимонопольного органа от 06.11.2008 полностью соответствует признанному недействительным решению и воспроизводит его резолютивную часть, то в силу п.3 ч.4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязал УФАС по Самарской области устранить допущенные нарушение прав и законных интересов ООО "МСНК" путем отзыва вынесенного предписания от 06.1.2008.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Из содержания ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт - это акт, носящий индивидуально - разовый характер, содержащий властно - распорядительные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание антимонопольного органа является отдельным ненормативным правовым актом, оспаривание которого также возможно в соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом ООО "МСНК" данным правом не воспользовалось и предметом спора по настоящему делу оно не являлось, так как ООО "МСНК" при рассмотрении дела не уточнялись ни предмет, ни основание заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции обязал антимонопольный орган отозвать выданное предписание от 06.11.2008, что противоречит части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что в случае если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При названных обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований возлагать на антимонопольный орган обязанность по отзыву предписания от 06.11.2008, в связи с чем и удовлетворять требования ООО "МСНК" в данной части.
Таким образом, нормы процессуального права судом первой инстанций применены неправильно.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда в указанной части подлежит отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2009 года по делу N А55-20324/2008 отменить в части обязания Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области отозвать предписание от 06.11.2008 года.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор" в части обязания Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области отозвать предписание от 06.11.2008 года отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 24 марта 2009 года по делу N А55-20324/2008 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20324/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Межрайонный напорный самоточный коллектор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ООО "Алексеевское", МП "Самараводоканал"