28 мая 2009 г. |
Дело N А65-22640/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
от исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - не явился, извещен,
от Управления архитектуры и градостроительства г. Казани - не явился, извещен,
от муниципального учреждения "Администрация Кировского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу муниципального учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 г. по делу N А65-22640/2008 (судья Якупова Л.М.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рената", г. Казань,
к муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, г. Казань,
третьи лица:
Управление архитектуры и градостроительства г. Казани, г. Казань,
Муниципальное учреждение "Администрация Кировского района исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань,
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Рената" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - первый ответчик, Комитет земельных и имущественных отношений), исполнительному комитету муниципального образования г. Казань (далее - второй ответчик, Исполнительный комитет) о признании незаконным бездействия МУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", выразившегося в отказе в предоставлении на праве аренды земельного участка общей площадью 110 кв.м., занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости по ул. Горьковское шоссе и обязании МУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" подготовить и направить обществу с ограниченной ответственностью "Рената" договор аренды земельного участка общей площадью 110 кв.м., занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 12.12.2006г. ААХ 007310) по ул. Горьковское шоссе.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Законченный строительством объект принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. Впоследствии здание торгового павильона введено в эксплуатацию, о чем свидетельствует постановление главы администрации г. Казани от 07 марта 2002 г. N 305.
Ответчиками не представлены доказательства признания разрешения на строительство, постановления главы администрации о вводе здания торгового павильона, законченного строительством, в эксплуатацию, недействительными, а действий Федеральной регистрационной службы по государственной регистрации перехода права собственности - незаконными.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения о "Муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казань" предметом и целью деятельности Комитета земельных и имущественных отношений является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования г. Казани - исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности г. Казани.
Следовательно, отнесение вопроса о предоставлении земельных участков в аренду к компетенции комитета земельных и имущественных отношений, не освобождает исполнительный комитет муниципального образования города Казань, который является органом местного самоуправления, от обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, установленной статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с выводами суда, муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что органом, обладающим правом предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, находящихся в муниципальной собственности, как указано в статье 29 Земельного кодекса РФ, в соответствии с уставом муниципального образования города Казань, утвержденным решением представительного органа муниципального образования г. Казани РТ от 17 декабря 2005 года N 3-5, является исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.
МУ "Комитет земельных и имущественных отношений муниципального образования г. Казани" согласно положению о комитете, утвержденному решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 24 декабря 2005 г. N 11-5, является муниципальным учреждением, которое наделено полномочиями в части подготовки проектов постановлений о передаче земли в собственность или в аренду, постоянное (бессрочное), безвозмездное срочное пользование.
Комитетом был подготовлен соответствующий проект постановления, однако при его рассмотрении руководством администрации Кировского района города Казань отклонен от согласования, о чем изложено в письме N 16371 от 23 сентября 2008 г.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления главы администрации г. Казани от 18 апреля 2001 г. N 790 (т.1, л.д. 12) индивидуальному предпринимателю Елизарову Дмитрию Юрьевичу был отведен во временное пользование на условиях аренды сроком на 5 лет земельный участок площадью 110 кв.м. для установки торгового павильона по продаже продовольственных товаров на остановке общественного транспорта по ул. Горьковское шоссе.
Указанный торговый павильон достроен индивидуальным предпринимателем и принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, о чем свидетельствует акт от 13 февраля 2002 г. (т.1, л.д.36-40), который был утвержден постановлением главы администрации г. Казани от 07 марта 2002 г. N 305 (т.1, л.д.41).
Право собственности на торговый павильон зарегистрировано за предпринимателем Елизаровым Д.Ю. 27 января 2004 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 21).
По договору купли - продажи объекта недвижимости от 10 ноября 2006 г. N 73 (т.1, л.д. 15) одноэтажный торговый павильон общей площадью 87,1 кв.м., расположенный по адресу: г. Казань, ул. Горьковское шоссе, передан Елизаровым Д.Ю. обществу с ограниченной ответственностью "Рената".
Переход права собственности на данный объект недвижимости зарегистрирован 12 декабря 2006 года (т.1, л.д.20).
Государственная регистрация за обществом права собственности на объект недвижимости послужила основанием для обращения в муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани" с заявлением (т.1, л.д.27) о предоставлении в собственность земельного участка площадью 110 кв.м, расположенного под торговым павильоном.
Письмом от 26 ноября 2007 г. N 26768 первый ответчик сообщил заявителю о невозможности предоставления в собственность земельного участка, поскольку испрашиваемый участок расположен в створе красных линий, обозначающих границы территорий общего пользования (т.1, л.д.43).
В связи с этим 17 января 2008 года ООО "Рената" повторно обратилось в муниципальное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по ул. Горьковское шоссе (т.1, л.д.25).
Первый ответчик уведомил заявителя о том, что проект постановления руководителя исполнительного комитета г. Казани "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Рената" земельного участка по ул. Горьковское шоссе" отклонен от согласования главой администрации Кировского района г. Казани.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании бездействия ответчиков по непредставлению в аренду испрашиваемого земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11.
В решении верно отмечены пункт 1 статьи 35 ЗК РФ и пункт 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которых предусматривается, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Таким образом, совокупность правовых норм земельного и гражданского законодательства исходит из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
К обществу перешло право собственности на торговый павильон, расположенный на территории испрашиваемого земельного участка. Переход права собственности на объект недвижимости зарегистрирован в порядке, установленном действующим законодательством.
Бездействие по не предоставлению земельного участка в аренду первый ответчик объясняет отклонением главой администрации Кировского района г. Казани от согласования проекта постановления руководителя исполнительного комитета "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Рената" земельного участка по ул. Горьковское шоссе". Судом первой инстанции правомерно был отклонен довод первого ответчика о невозможности согласования указанного проекта в связи с тем, что торговый павильон является некапитальным сооружением и поэтому он не признается недвижимым имуществом, в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Из материалов дела следует, что строительство торгового павильона осуществлялось на основании разрешения N 277, выданного Управлением государственного архитектурно-строительного контроля г. Казани (т.1, л.д.13).
Судом верно отмечено, что законченный строительством объект был принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, а впоследствии здание торгового павильона введено в эксплуатацию, о чем свидетельствует постановление главы администрации г. Казани от 07 марта 2002 г. N 305 (т.1, л.д.41).
В решении суда правильно указано, что ответчиками не представлены доказательства признания разрешения на строительство, постановления главы администрации о вводе здания торгового павильона, законченного строительством, в эксплуатацию, недействительными, а действий Федеральной регистрационной службы по государственной регистрации перехода права собственности - незаконными.
Кроме того, торговый павильон был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, как объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12 декабря 2006 г. серия ААХ номер 0073101 (т.1, л.д. 20).
Пунктом 5 Устава муниципального образования г. Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5 (далее по тексту - Устав) предусмотрено, что в структуру органов местного самоуправления входят:
- представительный орган муниципального образования - Казанская городская дума,
- глава муниципального образования г. Казани - мэр города Казани,
- местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) - исполнительный комитет города Казани,
- контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Казани.
Согласно подпункта 16 пункта 36 Устава исполнительный комитет г. Казани предоставляет в установленном порядке на основании генерального плана г. Казани и проектов планировки и застройки в бессрочное (постоянное) и безвозмездное срочное пользование, аренду, собственность и изымает земельные участки в пределах г. Казани, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В силу положения о "Муниципальном учреждении "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казань", утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казань от 24 декабря 2005 г. N 11-5 (далее - Положение) Комитет земельных и имущественных отношений является органом исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и обладает статусом юридического лица.
Судом правильно отмечено, что согласно пункта 2.1. Положения предметом и целью деятельности Комитета земельных и имущественных отношений является выполнение управленческих функций от имени исполнительно-распорядительного органа муниципального образования города Казани - Исполнительного комитета г. Казани в сфере реализации вопросов местного значения, а именно по владению, пользованию и распоряжению имуществом и имущественными правами, находящимися в муниципальной собственности города Казань.
Следовательно, отнесение вопроса о предоставлении земельных участков в аренду к компетенции Комитета земельных и имущественных отношений, не освобождает исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, который является органом местного самоуправления, от обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду, установленной в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителю как собственнику здания торгового павильона, на основании статей 35 ЗК РФ, 552 ГК РФ, должно было быть передано право аренды земельного участка площадью 110 кв.м., предоставленного постановлением главы администрации г. Казани от 18 апреля 2001 г. N 790, расположенного под указанным объектом недвижимости и необходимого для его использования, а также о том, что бездействие ответчиков по не предоставлению обществу земельного участка в аренду является незаконным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные муниципальным учреждением "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 марта 2009 г. по делу N А65-22640/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22640/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Рената", г.Казань
Ответчик: Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани, Комитет земельных и имущественных отношений Исполкома муниципального образования г.Казани, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, г.Казань
Третье лицо: Управление архитектуры и градостроительства г.Казани, Муниципальное учреждение "Администрация Кировского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9472/2008