28 мая 2009 г. |
Дело N А55-18944/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Напреенко И.В.,
с участием:
от истца - Кочеткова Ю.А., доверенность N 8619 от 23.12.2008г.,
от ответчика - Максимова О.В., доверенность N 01/04-1245 от 19.12.2008г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2009 года апелляционную жалобу администрации городского округа Самара, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2009 года по делу N А55-18944/2008 (судья Богданова Р.М.),
по иску закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара, к администрации городского округа Самара, г. Самара,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети", г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к администрации городского округа Самара, г. Самара, о признании права собственности на самовольную постройку - гараж, площадью 205,9 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 22.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2009 года иск удовлетворен. За закрытым акционерным обществом "Самарские городские электрические сети", г. Самара, право собственности на объект недвижимости - гараж, площадью 205,9 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 22.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2009 года отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы сослался на несоответствие представленных доказательств, требованиям закона и нормативных актов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения.
Выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего жалобу, представителя истца, просившего оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что истцу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок площадью 1, 288 га, фактически занимаемый производственной базой, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Гагарина, д. 22.
На указанном земельном участке истец за счет собственных средств осуществил спорную постройку в 2006 году.
В силу ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Выдача разрешений на строительство объектов недвижимости относится к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 8 названного Кодекса).
Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой.
Как видно из материалов дела, спорное недвижимое имущество, создано истцом без получения на это необходимых разрешений, следовательно, является самовольной постройкой. В соответствии с п. 3 ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как следует из материалов дела, спорная постройка находится в пределах границ земельного участка, принадлежащего истцу, о чем свидетельствует план земельного участка (т.1, л.д. 38).
Самовольная постройка соответствует градостроительным, строительным, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам, сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, о чем свидетельствуют представленные истцом в материалы дела документы: технический отчет по результатам обследования несущих конструкций здания гаража дежурного транспорта ЗАО "Самарские городские электрические сети" по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 22, выполненный ООО "ИМТОС" (т.1, л.д.39-66); экспертное заключение по результатам гигиенической оценки нежилого здания от 11.06.2008г. N 509, утвержденное зав. сан. гиг. отделением отдела в г. Самара ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (т.1, л.д.68-70), письмо начальника отдела государственного пожарного надзора г. Самары от 23.04.2008г. (т.1, л.д.67). Из письма Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 06.10.2008г. N Д05-01-01/13878-0-1 следует, что использование земельного участка для размещения гаража соответствует разрешенным видам использования недвижимости (т.1, л.д.88). Спорный объект недвижимости поставлен на технический учет в органе технической инвентаризации объектов капитального строительства, под инвентарным номером 007000297 (т.1, л.д.94-104), и в реестрах муниципального, областного и федерального имущества не значится.
В Едином государственном реестре прав записи о регистрации права в отношении спорного строения отсутствуют, о чем свидетельствует сообщение Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 03.06.2008г. N 01/046/2008-1048 (т.1, л.д.87).
Доводы заявителя жалобы о несоответствии представленных истцом документов требованиям закона и нормативных актов, отклоняются.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994г. N 69-ФЗ к органам пожарного надзора, которые в рамках своей компетенции организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами, относятся управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, принятым во исполнение Федерального закона "О пожарной безопасности", утверждено положение о государственном пожарном надзоре.
В силу пункта 9 положения государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Кроме того, пункт 11 того же положения предусматривает, что государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или при отсутствии указанных требований.
Вопросы о соответствии строения требованиям пожарной безопасности отнесены к компетенции государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, входящую в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны.
Пунктом 1 ст. 49 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено что, "должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, устанавливается положением, утверждённым Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. N 569, должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, являются: руководители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главный государственный санитарный врач РФ; руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Экспертное заключение по результатам гигиенической оценки нежилого здания от 11.06.2008г. N 509 утверждено зав. сан. гиг. отделением отдела в г. Самара ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" Исаковым В.М. на основании доверенности от 28.12.07г. N 2/16 (т.1, л.д.105), выданной главным врачом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на срок до 31.12.08г. В доверенности Исакову В.М. предоставлено право на проведение санитарно- эпидемиологических экспертиз, выдачу по их результатам всех необходимых документов, подписание экспертных заключений и т.д.
Таким образом, экспертное заключение по результатам гигиенической оценки нежилого здания от 11.06.2008г. N 509 и письмо начальника отдела государственного пожарного надзора г. Самары от 23.04.2008г., являются допустимыми доказательствами, подтверждающими, что права и охраняемые законом интересы других лиц не нарушаются, и не создается угроза жизни и здоровью граждан.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение об удовлетворении исковых требований принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно, им дана правильная оценка.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 марта 2009 года по делу N А55-18944/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации городского округа Самара, г. Самара, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18944/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети"
Ответчик: администрация городского округа Самары