03 июня 2009 г. |
Дело N А55-3288/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Глухова О.А. доверенность от 18 ноября 2008 г. N 6089,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Найдовский П.Е. доверенность от 6 мая 2009 г. N 12-1968,
от Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 46 - Иванова Л.А. директор, удостоверение N 2882 от 27 апреля 2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 апреля 2009 г. по делу N А55-3288/2009 (судья Бойко С.А.)
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 46, г. Самара,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок и об обязании произвести государственную регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган), выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 7214,6 кв.м., кадастровый номер 63:01:0640002:215, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, 230, незаконными, и обязании произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 апреля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в силу положений пункта 3 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты народного образования отнесены исключительно к муниципальной собственности.
Из расписки от 21 июля 2008 г. (л.д. 9) следует, что в УФРС по Самарской области была представлена выписка из реестра из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/30683 от 18 июля 2008 г.
Ранее спорный земельный участок, занимаемый школой N 46 по ул. Советской Армии, д. 230 в Октябрьском районе, был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование районному отделу народного образования Октябрьского район г. Самары, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования N 71367 от 21 сентября 1993 г. (л.л.27).
Муниципальный отдел образования администрации Октябрьского района г. Самары был ликвидирован 07 сентября 2007 г., что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 24). Однако факт ликвидации отдела образования не может служить препятствием к регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок. При этом возникновение права собственности в силу разграничения государственной собственности не поставлено в зависимость от существования перечисленных лиц в данный момент.
Не согласившись с выводами суда, УФРС по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что заявитель представил на государственную регистрацию выписку из реестра муниципального имущества городского округа Самара N 15-07-06/30683 от 18 июля 2008 г. Согласно указанной выписке объект недвижимости - нежилое здание, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, д. 230, внутренняя литера ФФ1Ф2, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара.
В данной выписке не указана площадь нежилого здания и что это здание школы, то есть невозможно идентифицировать объект, указанный в выписке и в кадастровом паспорте. Следовательно, невозможно сделать вывод о том, что выписка из реестра муниципального имущества городского округа Самара N 15-07-06/30683 от 18 июля 2008 г. свидетельствует о принадлежности муниципальному образованию городской округ Самара на праве муниципальной собственности школы, указанной в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте.
На государственную регистрацию заявителем не были представлены документы, позволяющие сделать вывод, что на заявленном к регистрации земельном участке расположено здание школы, находящееся в муниципальной собственности.
Заявитель на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа представил свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования на землю N 71367 от 21 сентября 1993 г., согласно которому земельный участок был предоставлен в постоянное бессрочное пользование районному отделу народного образования Октябрьского район г. Самары. Однако, документы, подтверждающие, что районный отдел народного образования - это муниципальное учреждение или муниципальное унитарное предприятие на государственную регистрацию не представлены.
Иного правоустанавливающего документа, подтверждающего право муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок, на государственную регистрацию представлено не было.
Мотивы, по которым суд признал, что районный отдел народного образования является муниципальным предприятием, не могут рассматриваться, как исключающие обязанность заявителя представить надлежащим образом оформленные документы, необходимые для государственной регистрации.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя и третьего лица считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 7214,6 кв. м, кадастровый номер 63:01:0640002:215, расположенный по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Советской Армии, 230 (л.д. 9).
Сообщением 02 декабря 2008 г. N 01/164/2008-345 УФРС по Самарской области отказало в государственной регистрации права на указанный земельный участок (л.д. 7-8). Основанием для отказа послужило непредоставление на регистрацию документов, подтверждающих, что районный отдел народного образования - лицо, которому изначально был предоставлен спорный земельный участок, в настоящее время является муниципальным учреждением, либо унитарным предприятием.
При принятии решения об удовлетворении заявленных Департаментом требований о признании указанного отказа в государственной регистрации права незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 30.1 вышеназванного закона, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Названный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 404.
В силу положений пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно свидетельства о праве собственности на землю от 21 сентября 1993 г. N 71367 на спорном земельном участке расположено здание средней школы N 46.
Суд верно отметил, что в соответствии с положением пункта 3 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты народного образования отнесены исключительно к муниципальной собственности.
Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности.
В решении суда правильно указано, что из расписки от 21 июля 2008 г. (л.д. 9) следует, что в УФРС по Самарской области была представлена выписка из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/30683 от 18 июля 2008 г., следовательно, право собственности муниципального образования на объект недвижимости - здание школы N 46, расположенный на спорном земельном участке, является ранее возникшим и юридически действительным, не требующим для своего подтверждения обязательной государственной регистрации.
Кроме того, ранее спорный земельный участок, занимаемый школой N 46 по ул. Советской Армии, д. 230 в Октябрьском районе был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование районному отделу народного образования Октябрьского район г. Самары, что подтверждается свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования N 71367 от 21 сентября 1993 г. (л.л. 27). По своей организационно-правовой форме районный отдел народного образования (в последующем - муниципальный отдел образования администрации Октябрьского района г. Самары) являлся некоммерческой организацией в виде бюджетного учреждения (ст. 120 ГК РФ). Данные обстоятельства подтверждаются положением о муниципальном отделе образования администрации Октябрьского района и договором N 000042Ф от 29 ноября 2004 г. использования имущества муниципальной казны (л.д. 17-18).
Судом правильно было отмечено, что муниципальный отдел образования администрации Октябрьского района г. Самары был ликвидирован 07 сентября 2007 г., что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 24). Однако факт ликвидации отдела образования не может служить препятствием к регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок. Исходя из буквального смысла норм о разграничении государственной собственности на землю, основанием возникновения права муниципальной собственности является факт предоставления участка органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления. При этом возникновение права собственности в силу разграничения государственной собственности не поставлено в зависимость от существования перечисленных лиц (либо их правопреемников) в данный момент.
С учетом изложенных обстоятельств и норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям статей 18, 20 Федерального закона от 21 июня 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылка подателя жалобы на то, что из представленных на регистрацию документов нельзя было идентифицировать объект недвижимости, подлежащий регистрации, является несостоятельной, поскольку из выписки из реестра муниципальной собственности от 18 июля 2008 г. N 15-07-06/30683, выданной уполномоченным органом, можно установить точный адрес земельного участка, полные сведения о котором содержатся в реестре муниципальной собственности, совпадающий с адресом объекта, указанного в кадастровом паспорте от 17 июня 2008 г. N 63-00-102/08-202929.
Предоставление на регистрацию указанного свидетельства о праве собственности от 21 сентября 1993 г., выписки от 18 июля 2008 г. N 15-07-06/30683 и кадастрового плана от 17 июня 2008 г. N 63-00-102/08-202929 было достаточным для идентификации заявленного для регистрации земельного участка.
Другие доводы, приведенные регистрирующим органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 апреля 2009 г. по делу N А55-3288/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3288/2009
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 46