04 мая 2009 г. |
Дело N А55-2297/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 мая 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 мая 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Холодной С.Т., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "ФинСтрой-Сервис" - Серебрякова А.А. доверенность от 22 сентября 2008 г.,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 года по делу N А55-2297/2009 (судья Львов Я.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФинСтрой-Сервис", г. Тольятти, Самарская область
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, г. Тольятти,
о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФинСтрой-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области N 04-22/4671/3456/13873/60476 от 30.12.08 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней в размере 10373 руб. и предложения уплатить сумму доначисленного авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в размере 178167 руб., и решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области N 04-22/4671/3456/13873/60475 от 30.12.08 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней в размере 4389 руб. и предложения уплатить сумму доначисленного авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года в размере 178167 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 года заявленные требования удовлетворены полностью.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Ответчик в судебное заседание не явился.
Поскольку в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения ответчика о дате, времени и месте судебного заседания, суд, руководствуясь положениями ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка правильности и полноты исчисления налогоплательщиком авансовых платежей по земельному налогу за 2 и 3 кварталы 2008 г., которой установлен факт неправильного исчисления и уплаты заявителем авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 г., приведший к неполной уплате земельного налога в сумме 178 167 руб., что отражено в акте камеральной налоговой проверки от 06.11.2008г. N 04-22/3106/3954/11274 ( т.1., л.д. 25-26), а также факт неправильного исчисления и уплаты заявителем авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 г., приведший к неполной уплате земельного налога в сумме 178 167 руб., что отражено в акте камеральной налоговой проверки от 12.11.2008г. N 04-22/5933/3955/11275 ( т.1., л.д. 22-23).
30 декабря 2008 года Инспекцией по результатам рассмотрения актов камеральной налоговой проверки приняты решение N 04-22/4671/3456/13873/60476 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней в размере 10373 руб., которым предложено уплатить сумму доначисленного авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в размере 178167 руб. , и решение N 04-22/4671/3456/13873/60475 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней в размере 4389 руб., которым предложено уплатить сумму доначисленного авансового платежа по земельному налогу за 3 квартал 2008 года в размере 178167 руб.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужило неверное, по мнению налогового органа, определение кадастровой стоимости земельного участка, вследствие неправильного определения налогоплательщиком категории используемых земельных участков, что привело к занижению земельного налога.
Данный вывод основан на сведениях, которые поступили в налоговый орган из ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101183:0014, расположенныйо по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, 69, что подтверждается свидетельством о праве собственности серия 63-АБ N 983059 ( т.1., л.д. 29).
На указанном земельном участке расположен незавершенный строительством объект - многопрофильная больница на 500 коек (готовность 53%), принадлежащий Обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ N 983060 (т.1., л.д.30).
Статьей 4 НК РФ установлено, что исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.
Пунктом 14 ст. 396 НК РФ (в редакции федерального закона от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2008 года) определено, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 года N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" обязанность по доведению до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков возложена на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и установлен порядок доведения таких сведений - по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Судом правомерно указано на то, что поскольку указанное Постановление Правительства РФ опубликовано в Российской газете 12 февраля 2008 года, следовательно, в силу п. 1 ст. 5 НК РФ, а также согласно позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", вступило в силу с 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта, то есть с 01 января 2009 года.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков не могла быть доведена до сведения налогоплательщиков по состоянию на 01 января 2008 года в установленном Постановлением порядке, поскольку оно принято позднее.
В связи с чем вывод суда о том, что заявитель правомерно руководствовался при исчислении земельного налога действовавшим на 01 января 2008 года порядком, является правильным.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Постановлением Губернатора Самарской области N 254 от 03 июля 2003 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка в кадастровом квартале 01 01 183 определена в зависимости от категории земель: для земель под учреждениями организациями народного образования она составляет 3255,15 руб. за кв. м.; для прочих земель поселений - 292,74 руб. за кв. м.
Постановлением мэра г.о. Тольятти от 25 января 2007 года N 201-1/п "О внесении изменений в постановление мэра г.о. Тольятти N 9390-1/п от 16 октября 2006 года "О порядке доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах г.о. Тольятти" (далее - Постановление мэра г.о. Тольятти N 9390-1/п от 16 октября 2006)" утвержден примерный перечень видов функционального использования земельных участков на территории г.о.Тольятти, в соответствии с подп. 14 которого строительство нежилых объектов соответствует виду функционального использования - прочие земли поселений. Указанное постановление опубликовано в газете "Городские ведомости", N 9(622), 27 января 2007 года.
Постановлением мэра г.о. Тольятти N 9390-1/п от 16 октября 2006 года устанавливается, что предоставление информации о кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Управлением земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти путем выдачи справки о кадастровой стоимости земельного участка при обращении физических или юридических лиц.
ООО "ФинСтрой-Сервис" обратилось в Управление земельных ресурсов мэрии г.о.Тольятти с заявлением о выдаче справки о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101183:0014, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. 40 лет Победы, 69. Согласно указанной справке удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка составляет 292,74 руб. кв.м. (земли населенных пунктов) ( т.1., л.д.31, 32).
Таким образом кадастровая стоимость указанного участка составляет 4 694 964, 12 руб.
По данным налогоплательщика авансовый платеж по земельному налогу за 2 и 3 кварталы 2008 г. исчислен в сумме 17 606 руб.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что налогоплательщик при расчете авансовых платежей земельного налога за 2 и 3 кварталы 2008 г. обоснованно применил кадастровую стоимость используемых земельных участков, в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 года N 254 "Об утверждении государственной кадастровой оценке земель поселений Самарской области".
В связи с чем авансовые платежи по земельному налогу доначислены незаконно.
Судом первой инстанции правомерно указано, что поскольку на спорном земельном участке расположен незавершенный строительством объект - многопрофильная больница на 500 коек, принадлежащий заявителю земельный участок правомерно отнести к виду функционального использования "прочие земли поселений", а после завершения строительства к виду "земли под объектами оздоровительного и рекреационного назначения". Налоговым органом при расчете сумм авансовых платежей применена кадастровая стоимость, рассчитанная на основании удельного показателя, равного 3255,15 руб. и предусмотренного Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 г. N 254 для земель учреждений и организаций народного образования.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные обстоятельства привели к принятию Инспекцией незаконных решений.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ :
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 апреля 2009 года по делу N А55-2297/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
С.Т.Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2297/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ФинСтрой-Сервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3919/2009