08 июня 2009 г. |
Дело N А55-4109/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Олениной Е.В., с участием:
до перерыва:
от муниципального предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" - представитель Коннова Л.А. (доверенность от 10 января 2009 г.),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель Псянина Г.В. (доверенность от 23 апреля 2009 г.),
после перерыва:
от муниципального предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" - представитель Коннова Л.А. (доверенность от 10 января 2009 г.),
от государственной жилищной инспекции Самарской области - представитель Псянина Г.В. (доверенность от 23 апреля 2009 г.),
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2009 года по делу N А55-4109/2009, судья Бойко С.А., принятое по заявлению муниципального предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", Самарская область, г. Тольятти, к государственной жилищной инспекции Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными и отмене решения от 17 февраля 2009 года N Е-611, постановления от 30 октября 2008 года N Е-611 по делу об административном правонарушении по ст.7.22 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" (далее - МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ", департамент) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 17 февраля 2009 года N Е-611, постановления от 30 октября 2008 года N Е-611 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением суда от 21 апреля 2009 года в удовлетворении заявления МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда от 21 апреля 2009 года полностью, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Департамент не является субъектом административной ответственности, предусмотренной ст.7.22 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу департамента - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления и отмене оспариваемого постановления Госжилинспекции.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 01.06.2009г. до 10 час. 40 мин. 03.06.2009г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2008 года Госжилинспекцией Самарской области в ходе мероприятий по проверке использования, сохранности и содержания жилых многоквартирных домов (жилых помещений), на основании распоряжения жилищной инспекции от 23 сентября 2008 года N Е-629 проведено инспекционное обследование жилого дома по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул.Механизаторов, д.5, в ходе которого было выявлено отсутствие паспорта готовности жилого дома к работе в зимних условиях 2008-2009 годы.
По результатам проверки 08 октября 2008 года были составлены акт инспекционной проверки N Е-611 (л.д.42), протокол N 004323 об административном правонарушении (л.д.41).
Госжилинспекцией по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении МП городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" 30 октября 2008 года вынесено постановление N Е-611 о привлечении к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 рублей (л.д.39).
Не согласившись с указанным постановлением, Департамент обжаловал его вышестоящему должностному лицу - руководителю государственной жилищной инспекции Самарской области Казадаеву А.П., решением которого от 17 февраля 2009 года N Е-611 заявление департамента оставлено без удовлетворения, а постановление от 30 октября 2008 года N Е-611- без изменения (л.д.29-30).
Считая, что данные постановления вынесены с нарушением закона, Департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Департамента о признании вышеуказанных постановлений незаконными, суд первой инстанции исходил их наличия в действиях Департамента состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении ответственными лицами Правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ состав правонарушения в действиях привлекаемого к ответственности лица должен выясняться в процессе рассмотрения дела об административном правонарушении и подтверждаться соответствующими доказательствами.
В соответствии с п. 1.2 Устава Департамент является муниципальным предприятием городского округа Тольятти Самарской области (л.д.25-27). Единственным учредителем Департамента является мэрия г.о.Тольятти.
Согласно п. 1.4 Устава, Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г.о.Тольятти, уставом Департамента.
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2.1 Департамент является управляющей организацией для закрепленного за ним жилищного фонда.
Согласно п. 2.2.3 Департамент разрабатывает и контролирует выполнение мероприятий по подготовке жилищного фонда к отопительному сезону.
Как видно из материалов дела, на основании заключенных договоров между Департаментом и собственниками квартир в многоквартирном доме N 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти Самарской области, Департамент является управляющей организацией в отношении данного дома. Управляющая организация обеспечивает содержание и ремонт общего имущества дома, обеспечивает выполнение работ и услуг, согласно действующим Правила и нормам технической эксплуатации жилищного фонда. Департамент, как управляющая организация приняла на себя обязательства выполнять работы (услуги), связанные с управлением многоквартирным жилым домом как лично, так и с привлечением других лиц, на основании заключенных договоров.
01.01.2008г. между Департаментом и муниципальным предприятием г. Тольятти "Управляющая компания N 4" (далее - Управляющая компания N 4) заключен договор N КД-68/К-38 (л.д.17-20), согласно которого "Заказчик" - Департамент поручил, а "Подрядчик" - Управляющая компания N 4 приняла на себя обязательства по содержанию общего имущества многоквартирных домов согласно перечню объектов.
В данный перечень включен дом N 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти (л.д.21).
В соответствии с п. 4.12.1 вышеуказанного договора Управляющая компания N 4 обязана обеспечить подготовку зданий и инженерных систем к сезонным условиям эксплуатации.
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод, что жилищный фонд, обслуживаемый Департаментом на момент проведения проверки не был готов к отопительному сезону, так как отсутствовал паспорт готовности дома N 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти к эксплуатации в зимних условиях, который должен соответствовать по форме и содержанию приложению N 9 к Правилам, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170.
Как видно из материалов дела, Департамент привлечен к административной ответственности за нарушение п.п. "а" п. 10, 11д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N 491 и пункта 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170.
Инспекция, привлекая Департамент к административной ответственности, указала, что паспорт готовности к эксплуатации в зимних условиях должен быть изготовлен на каждый многоквартирный дом и соответствовать Приложению N 9 к постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003г. N 170.
В материалы дела Департаментом представлен акт от 13.08.2008г. о готовности систем отопления и тепловых сетей потребителя к эксплуатации в отопительный период дома 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти, который обслуживает Управляющая компания N 4 (л.д. 16).
На основании постановления мэра г.о. Тольятти от 29.07.2008г. N 1866-1/п комиссией под председательством заместителя мэра г.о.Тольятти главы администрации Комсомольского района г. Тольятти Зимина В.А. составлен акт от августа 2008 г. о подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний период 2008-2009г.г. (л.д.36).
Согласно вышеуказанного акту комиссия установила, что мероприятия по подготовке к осенне-зимнему периоду жилых домов и нежилых помещений выполнены в полном объеме и Управляющая компания N 4 имеет право на получение заключения.
В материалы дела Департаментом представлено заключение о технической готовности всего жилищного фонда и нежилых помещений к работе в осенне-зимний период 2008-2009г.г., куда входит дом N 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти. Данное заключение подписано членами комиссии, в том числе представителем Государственной жилищной инспекции - Еналеевым И.Ф., представителем Ростехнадзора и выдано Управляющей компании N 4 (л.д.9).
Из представленных документов видно, что комиссия давала заключения на весь представленный заявителем перечень домов, находящихся на обслуживании МП г. Тольятти "Управляющая компания N 4", готовых к эксплуатации в осенне-зимний период 2008-2009гг. Глава органа местного самоуправления утвердил заключение.
Представленный Паспорт готовности всего предприятия утвержден и подписан уполномоченными должностными лицами местного самоуправления и государственных органов (Ростехнадзора, Государственной жилищной инспекцией).
Приложение N 9 к Правилам, на которые ссылается Инспекция, носит рекомендательный характер, о чем прямо свидетельствует соответствующая отметка в тексте указанного приложения N9 к Постановлению Госстроя N 170 от 27.09.2003 года.
Поскольку законом не определена и не утверждена конкретная форма Паспорта готовности, как документа, у суда нет оснований не принимать Паспорт готовности, представленный предприятием как доказательство готовности всего жилого фонда заявителя к осенне-зимнему периоду 2008-2009 года, в том числе и дома N 5 по улице Механизаторов в г. Тольятти.
Исходя из положений пункта 2.6.10 Правил, наличие Паспорта готовности подтверждает готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях.
При таких обстоятельствах при наличии утвержденного Паспорта готовности подтверждена готовность жилого фонда МП "Управляющая компания N 4" (в том числе по адресу: г. Тольятти, ул. Механизаторов, д.5) к эксплуатации в зимних условиях.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что заключение свидетельствует о готовности Управляющей компании N 4 к работе в осенне-зимний период 2008-2009 г.г., в то же время выводов о готовности жилых домов, равно как и выводов о готовности их к эксплуатации Департаментом, как управляющей компании, данное заключение не содержит.
По смыслу пункта 2.6.10 Правил, наличие паспорта готовности подтверждает готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях.
Из материалов дела видно, что дом 5 по ул. Механизаторов г. Тольятти готов к эксплуатации в зимних условия, поэтому не имеет значения то обстоятельство кто осуществлял его подготовку.
Факт нарушения Департаментом пп. "а" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N 491 Инспекцией не подтвержден.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для привлечения Департамента к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях от 26.05.2009г. по делам N А55-833/2009 и N А55-834/2009.
В связи с тем, что Департамент неправомерно привлечен Инспекцией к административной ответственности, следовательно, неправомерно отказано Департаменту при обжаловании у вышестоящего должностного лица Инспекции постановления о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Таким образом, суд первой инстанции неправомерно отказал Департаменту в удовлетворении заявленных требований, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2009 года по делу N А55-4109/2009 отменить.
Заявленные требования муниципального предприятия городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственной жилищной инспекции Самарской области от 17 февраля 2009 года N Е-611, постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 30 октября 2008 года N Е-611.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4109/2009
Истец: Муниципальное предприятие городского округа Тольятти "Департамент ЖКХ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области