10 июня 2009 г. |
Дело N А72-751/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
третье лицо: глава крестьянского фермерского хозяйства Бородин Виталий Александрович - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2009 года апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 марта 2009 года по делу N А72-751/2009, судья Каданцев Ю.А., принятое по заявлению Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, третье лицо: глава крестьянского фермерского хозяйства Бородин Виталий Александрович, г.Ульяновск,
о признании незаконными и отмене решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 23 декабря 2008 года N 28 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 23 декабря 2008 года N 28.
Определением суда от 16 февраля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен глава крестьянского фермерского хозяйства Бородин Виталий Александрович.
Решением суда от 25 марта 2009 года в удовлетворении заявления Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказано.
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы указывает, что действия департамента не могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме того, департамент ссылается на неправильное применение судом норм материального права, указывая, что применены не подлежащие применению положения статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, не применены подлежащие применению положения статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, надлежаще извещены.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Решением от 23 декабря 2008 года по делу N 4963/04-2008 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области действия Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по предоставлению в аренду земельных участков (части земельного участка площадью 2.578.000 кв.м с кадастровым номером 73:19:070601:92, земельного участка площадью 177.606 кв.м с кадастровым номером 73:21:060701:30), находящихся в государственной собственности, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бородину В.А. для сельскохозяйственного производства в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду таких земельных участков, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, признаны нарушением ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" (л.д.27-29).
Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области выдано предписание от 23 декабря 2008 года N 28 в срок до 02 февраля 2009 года прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", отменить распоряжения от 20 февраля 2008 года N 329-р, от 09 апреля 2008 года N 666-р о предоставлении земельных участков в аренду (л.д.30).
Как предусмотрено пунктом 1.1 "Положения о Министерстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области" (утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 22 июля 2008 года N 14/330-П), Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Ульяновской области.
С 01 января 2009 года функции Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Ульяновской области от 09 декабря 2008 года N 500-П исполняет Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, который в соответствии с пунктом 1.9 "Положения о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области" (утвержденного этим же постановлением Правительства Ульяновской области) является правопреемником Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по всем обязательствам Министерства.
Таким образом, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является субъектом, деятельность которого регулируется частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
В соответствии с частью 1 ст.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" настоящий федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и др.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании заявлений Бородина В.А. Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области изданы распоряжения от 20 февраля 2008 года N 329-р (л.д.39) о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бородина Виталия Александровича в аренду на срок до 01 февраля 2028 года части земельного участка с кадастровым номером 73:19:070601:92, площадью 2.578.000 кв.м, входящей в состав земельного участка с кадастровым номером 73:19:0:65, находящегося в государственной собственности Ульяновской области и от 09 апреля 2008 года N 666-р (л.д.38) о предоставлении ему же в аренду земельного участка с кадастровым номером 73:21:060701:30, площадью 177.605 кв.м, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
При этом, как установлено судом и не оспорено заявителем, сообщение о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков в средствах массовой информации не размещалось.
Тем самым было нарушено установленное ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ условие передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предполагающее предварительное и заблаговременное опубликование в средствах массовой информации сообщения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Необходимость соблюдения указанных требований обусловлена тем, что объектом передачи явились находящиеся в государственной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с указанным Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ст.1 данного Федерального закона), тогда как Федеральный закон от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу изложенного не принимается довод апелляционной жалобы о необходимости применения положений ст.12 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в которой отсутствует указание на необходимость опубликования сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков.
Неисполнение со стороны Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области требования о публикации вышеуказанного сообщения обоснованно признано ответчиком нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания: а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
Приведенной нормой подтверждается обоснованность выдачи ответчиком предписания о прекращении нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции" и об отмене распоряжений от 20 февраля 2008 года N 329-р, от 09 апреля 2008 года N 666-р о предоставлении земельных участков в аренду.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 25 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 марта 2009 года по делу N А72-751/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.С.Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-751/2009
Истец: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: Глава КФХ Бородин В.А.