10 июня 2009 г. |
дело N А65-27629/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Никогосян С.К. (доверенность от 12.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2009 года, в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 13 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2009 года по делу N А65-27629/2008 (судья Шайдуллин Ф.С.), принятое по заявлению ООО "Авангард-Плюс", Республика Татарстан, с.Сарманово, к Межрайонной ИФНС России N 13 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Заинск,
о признании незаконным отказа в списании задолженности по пеням и штрафу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Плюс" (далее - заявитель, ООО "Авангард-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа в списании задолженности предыдущих лет по пеням и штрафу, изложенного в письме Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 13 по Республике Татарстан) от 17 октября 2008 года N 954 (л.д.13).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2009 года заявление ООО "Авангард-Плюс" удовлетворено частично. Отказ Межрайонной ИФНС России N 13 по Республики Татарстан в списании задолженности по пеням и штрафу по платежу за товарообменные (бартерные) сделки, по пеням по налогу с продаж и по пеням по страховым взносам признан незаконным. В удовлетворении заявления в части штрафа по страховым взносам отказано. На Межрайонную ИФНС России N 13 по Республике Татарстан возложена обязанность списать задолженность ООО "Авангард-Плюс" по пеням и штрафу по платежу за товарообменные (бартерные) сделки, по пеням по налогу с продаж и по пеням по страховым взносам, образованную по состоянию на 01 января 2001 года, с отражением результатов списания в карточке "РСБ".
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2009 года в решение суда от 31 марта 2009 года по настоящему делу в связи с опечаткой были внесены исправления, не изменившие содержания судебного акта.
Межрайонная ИФНС России N 13 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда от 31 марта 2009 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, считая, что ООО "Авангард-Плюс" утратило право на списание 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 13 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 31 марта 2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Авангард-Плюс" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, что подтверждается материалами дела, и в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 31 марта 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, на карточке расчетов с бюджетом (КРСБ) ООО "Авангард-Плюс" числится задолженность по пеням: по налогу с продаж в сумме 13 545,43 руб., по платежам за товарообменные операции в сумме 12 180,43 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 056 034,98 руб., образовавшиеся по состоянию на 01 января 2001 года.
Заявитель, считая, что указанная задолженность является безнадежной, поскольку не может быть взыскана с него в принудительном порядке, а он добровольно не может погасить в силу тяжелого экономического положения, 17 октября 2008 года обратился в налоговый орган с заявлением с просьбой о списании с него задолженности по пеням (л.д.14).
Налоговый орган письмом от 17 октября 2008 года сообщил обществу о невозможности списания сумм пеней по задолженности предыдущих лет, поскольку оснований для списания не имеется (л.д.13).
Право организаций на судебное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий налогового органа предусмотрено пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом согласно пункту 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Оспариваемое решение налогового органа об отказе в списании суммы пеней, изложенное в письме, непосредственно касается заявителя, затрагивает его права и законные интересы.
Налоговый орган ссылается на статью 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которая предусматривает, что недоимка по налогам и задолженность по пеням, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ - по региональным и местным налогам. Однако, по мнению налогового органа, заявителем каких - либо актов соответствующих органов о списании с него безнадежных долгов не представлено.
Из данных оперативного учета ООО "Авангар-Плюс" по состоянию на 24 декабря 2008 года видно, что за ним числится задолженность по пеням по платежу за товарообменные (бартерные) операции в сумме 11 736,89 руб., по штрафу - 443,54 руб. и задолженность по пеням по налогу с продаж в сумме 13 545,43 рублей (л.д.30-31).
Довод заявителя о неправомерности учета в КРСБ задолженности по пеням и штрафам по отмененным налогам необоснован.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие статей 13, 14, 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19-21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в РФ" не взимаются.
Статьями 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" такой платеж, как платежи за товарообменные (бартерные) операции, не предусмотрены.
Введение такого платежа на территории Республики Татарстан было неправомерно, следовательно, начисление пеней и штрафов по нему и учет их в КРСБ, является неправомерным, что влечет необходимость их списания. В силу пункта 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Налог с продаж был введен на территории Республики Татарстан впервые Законом Республики Татарстан от 27 мая 1999 года N 2194 "О налоге с продаж", который признан утратившим силу Законом Республики Татарстан от 17 января 2002 года N 1287 со дня введения в действие указанного Закона.
Глава 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утратила силу с 01 января 2004 года. Следовательно, учет задолженности по пеням по отмененному налогу по состоянию на март 2009 года, взыскание которой оказалось невозможным еще на момент отмены самого налога, также является неправомерным.
Кроме того, из материалов дела следует, что в отношении заявителя Инспекцией МНС России по Сармановскому району Республики Татарстан, где на тот момент заявитель состоял на учете, было принято решение от 14 ноября 2001 года N 240 "О предоставлении права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам Сармановскому КППТУ "Авангард" на условиях и в порядке, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 1999 года N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление N 1002) (л.д. 32-33).
Судом установлено, что заявитель является правопреемником КППТУ "Авангард" в результате его реорганизации.
Пунктом 2 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением N 1002 (далее - Порядок) установлено, что право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с настоящим постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При выполнении условий реструктуризации и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам.
При принятии решения о списании задолженности по пеням и штрафам, оценка уплаты текущих налоговых платежей и уплаты платежей по графику производится на первое число месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налоговый орган письмом в суд (справкой) от 18 марта 2009 года подтверждает, что обществом погашена реструктурированная задолженность по налогам, сборам и страховым взносам (л.д.37).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 269 "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам" установлено, что списание сумм задолженности по пеням и штрафам производится Министерством РФ по налогам и сборам с момента погашения задолженности по налогам и сборам в соответствии с определяемыми МНС правилами.
Приказом МНС РФ от 30 апреля 2002 года N БГ-3-29/235 утверждены Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением N 1002 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил решения о списании задолженности по пеням и штрафам принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации.
Руководитель налогового органа, принимая решение об отказе в списании задолженности по пеням заявителя, в качестве основания для отказа неправомерно, по мнению суда, указал отсутствие оснований для списания. В данном случае еще одним основанием для списания задолженности по пеням по отмененным налогам и сборам (кроме самого факта отмены платежей за товарообменные операции и налога с продаж), является постановление N 1002.
В силу п.7 Порядка организация, действительно, утрачивает право на реструктуризацию по обязательным платежам в федеральный бюджет при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате в федеральный бюджет текущих налоговых платежей, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц, а также при неуплате платежей, установленных графиком, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 1999 года N 1002. Однако пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при возникновении обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, налоговый орган по месту нахождения организации в месячный срок принимает решение о прекращении его действия, из чего следует, что утрата права на реструктуризацию наступает не автоматически.
В этом случае налоговые органы и Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориальный орган принимают меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Как установлено судом, налоговым органом решение о прекращении реструктуризации задолженности по налогам и сборам заявителя и меры по взысканию с него задолженности не принимались, что в силу презумпции невиновности заявителя, свидетельствует об отсутствии факта нарушения заявителем условий реструктуризации.
Из материалов дела также следует, что в отношении заявителя Инспекцией МНС России по Сармановскому району Республики Татарстан было принято решение от 20 ноября 2001 года N 261 "О предоставлении права на реструктуризацию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по начисленным пеням и штрафам Сармановскому коммунальному предприятию по производству товаров и услуг "Авангард" на условиях и в порядке, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 01 октября 2001 года N 699 "О порядке и условиях проведения реструктуризации имеющейся у организаций по состоянию на 01 января 2001 года задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленную на указанную задолженность по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации" (далее - постановление N 699) (л.д. 43-44).
В силу п.2 Порядка проведения реструктуризации, утвержденного постановлением N 699 (далее - Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам) в отношении одной организации проводится одновременно реструктуризация задолженности во все государственные социальные внебюджетные фонды на основании решения налогового органа о рассрочке погашения задолженности в полном объеме по страховым взносам и 15 процентов - по начисленным пеням и штрафам на срок не более 5 лет, а также о списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам (л.д.45-47).
Указанным решением налогового органа обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды в сумме 901 981,78 руб. в течение пяти лет, а также предоставлено право на реструктуризацию задолженности по пеням в сумме 1 021 766,19 руб., в том числе в Пенсионный фонд РФ пени - 760 291 руб., штраф - 673 руб.; в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования пени - 78 143,19 руб. путем равномерной уплаты задолженности в течении последующих 5-ти лет (л.д. 34-36).
Из представленных налоговым органом сведений об отсроченных платежах также следует, что отсроченная сумма страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 760 291 руб., а 15 процентов пеней по страховым взносам - 141 442 руб., по штрафу - 100,95 рублей (л.д.48-52).
Причем, из смысла п.2 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам не следует, что нарушение графика погашения задолженности по страховым взносам, влечет отказ в списании 85 процентов задолженности по начисленным пеням и штрафам при условии соблюдения графика погашения 15-типроцентной части.
Из представленных заявителем документов (сведений об отсрочке платежей, платежных поручений, справки налогового органа от 18 марта 2009 года) видно, что задолженность по страховым взносам погашена им в полном объеме, а задолженность по пеням по страховым взносам погашена в размере 15 процентов. Следовательно, 85 процентов оставшейся задолженности по начисленным пеням по страховым взносам, подлежало списанию налоговым органом после погашения 15 процентов пеней по страховым взносам.
При этом доказательств погашения 15 процентов задолженности по штрафу по страховым взносам (100,95 руб.) заявителем не представлено. Следовательно, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что требование о списании с него задолженности по штрафу по страховым взносам в размере 673 руб., удовлетворению не подлежит. Однако, при погашении заявителем указанной суммы штрафа он может рассчитывать на списание с него задолженности по штрафу, поскольку по смыслу п.2 решения от 20 ноября 2001 года N 261 указанную задолженность заявитель должен погасить до 31 декабря 2011 года.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обоснованно отклонён как несостоятельный довод налогового органа о том, что заявитель не может рассчитывать на списание пеней из-за нарушения им условий реструктуризации, поскольку факт нарушения заявителем условий реструктуризации не подтверждается наличием решения самого налогового органа о прекращении реструктуризации, которое, исходя из смысла пунктов 5 и 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам, должно было быть, в таком случае, принято им в месячный срок.
Отказ налогового органа в списании задолженности по пеням по страховым взносам по такому основанию суд первой инстанции обоснованно счёл неправомерным.
Право на полное списание 85 процентов задолженности по пеням по страховым взносам у организации возникает при полном погашении реструктурированной задолженности по страховым взносам, погашении 15 процентов задолженности по начисленным пеням, и своевременном внесении авансовых платежей. Именно такой смысл заложен в Порядке проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что у заявителя к моменту обращения к ответчику с заявлением о списании задолженности по пеням имелось право на списание задолженности по начисленным пеням по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах заявленные обществом требования правомерно удовлетворены частично.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 31 марта 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на Межрайонную ИФНС России N 13 по Республике Татарстан, однако взысканию не подлежат в связи с освобождением налоговых органов, от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ).
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 марта 2009 года по делу N А65-27629/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 13 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27629/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Плюс", с.Сарманово
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N13 по Республике Татарстан,г.Заинск
Кредитор: Арбитражный суд Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3854/2009