11 июня 2009 г. |
Дело N А72-2280/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от ООО "Ремонтируем и строим-1" - представителей Храмовой Е.А. (доверенность от 18.05.2009); Маштаковой О.Н. (доверенность от 18.05.2009),
от Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2009 года апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2009 года по делу N А72-2280/2009, судья Семенова М.А., принятое по заявлению ООО "Ремонтируем и строим-1", Ульяновская область, г.Димитровград, к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконными и отмене постановлений от 18 февраля 2009 года N 129/09 и от 27 февраля 2009 года N 164/09 по делу об административном правонарушении по ст.7.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтируем и строим-1" (далее - ООО "Ремонтируем и строим-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 18 февраля 2009 года N 129/09 и от 27 февраля 2009 года N 164/09 по делу об административном правонарушении по ст.7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 31 марта 2009 года производство по делу в части оспаривания постановления Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 27 февраля 2009 года N 164/09 по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отказом заявителя от этого требования.
Решением суда от 15 апреля 2009 года заявление ООО "Ремонтируем и строим-1", удовлетворено, оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 18 февраля 2009 года N 129/09 о привлечении ООО "Ремонтируем и строим - 1" к административной ответственности по ст.7.23 КоАП РФ признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Госжилинспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на доказанность наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст.7.23 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Общества отклонили апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание представитель жилищной инспекции не явился, надлежаще извещен.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 18 февраля 2009 года N 129/09 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение пунктов п. 5.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, а также п. 14 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (л.д.58).
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
31 декабря 2008 года в общество поступила заявка с квартир N N 36, 123 дома 17А по ул.Свирская в г. Димитровграде по поводу отсутствия теплоснабжения (согласно выписке из журнала заявок аварийных ситуаций).
31 декабря 2008 года - 04 января 2009 года обществом были составлены акты выполненных работ по ликвидации воздушных пробок стояков.
12 января 2009 года состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области с повесткой дня "О ситуации, связанной со срывом теплоснабжения части г. Димитровграда и готовности сил и средств к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях низкой температуры воздуха", а именно в целях установления причин возникновения аварийной ситуации, связанной со срывом теплоснабжения части г. Димитровграда, сетевого хозяйства ОАО "ДААЗ" в период с 01 января по 03 января 2009 года.
Распоряжением от 15 января 2009 года и.о. заместителя начальника Госжилинспекции должностному лицу Госжилинспекции поручено проведение внеплановой проверки (в связи с получением информации) содержания, сохранности жилых домов и качественного оказания жилищно-коммунальных услуг обществом по адресу: г.Ульяновск, ул. Свирская, 17А, о чем заявителем 15 января 2009 года получено соответствующее уведомление.
Результаты проверки оформлены актом У-8 от 15 января 2009 года инспекционной проверки, протоколом N У 8 от 16 января 2009 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ.
Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ульяновской области 23 января 2009 года составлен акт, из которого следует, что в период с 14 января 2009 года по 23 января 2009 года проведено расследование инцидента, происшедшего при эксплуатации котельной ООО "Ресурс". Актом установлена работа 31 декабря 2008 года подпиточного насоса в кавитационном режиме, что привело к завоздушиванию системы отопления жилого фонда.
В соответствии со ст. 7.23. КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России N 170 от 27 сентября 200 года, определяют требования и
порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно- правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно пункту 5.2.1 названных Правил эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать: поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (приложение N 11); равномерный прогрев всех нагревательных приборов; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы; герметичность; немедленное устранение всех видимых утечек воды; ремонт или замена неисправных кранов на отопительных приборах; коэффициент смещения на элеваторном узле водяной системы не менее расчетного; наладка системы отопления, ликвидация излишне установленных отопительных приборов и установка дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.
В силу п. 14 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 (далее - Правила) требование к качеству коммунальных услуг - бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода, допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 град. C до нормативной; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 град. C до 12 град. C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 град. C до 10 град.C.
В соответствии со ст.7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет привлечение к административной ответственности. В силу указанной статьи ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена для лиц, которыми нарушены Правила предоставления коммунальных услуг.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, энергоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
В силу п. 3 Правил исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена в том числе бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг (п. 75 Правил).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Ремонтируем и строим-1" в соответствии со своим Уставом, договором управления многоквартирным домом от 01 августа 2007 года, приложением N 4 к договору от 01 августа 2007 года обязано обеспечивать коммунальными услугами собственников и пользователей помещений в жилом доме, расположенном по адресу: г. Димитровград, ул. Свирская, д. 17А.
Факт нарушения в указанном доме режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившегося в отсутствии отопления в спорный период, подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что причиной нарушения режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившегося в отсутствии отопления в названном доме в период 31.12.2008 - 04.01.2009 послужила аварийная ситуация при эксплуатации котельной ООО "Ресурс": установлена 31 декабря 2008 года работа подпиточного насоса в кавитационном режиме, что привело к завоздушиванию системы отопления жилого фонда.
Кроме того, как уже было указано, 31.12.2008-04.01.2009 обществом были составлены акты выполненных работ по ликвидации воздушных пробок стояков, то есть 04 января 2009 года аварийная ситуация была устранена, что не оспаривается Инспекцией и на что имеется указание в оспариваемом постановлении административного органа.
Таким образом, ООО "Ремонтируем и строим-1" предприняло все зависящие от него меры к соблюдению требований Правил. Доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
Вывод суда о недоказанности вины Общества в совершении вменяемого правонарушения не опровергнут Инспекцией и в апелляционной жалобе. При этом апелляционным судом не принимается довод жалобы, со ссылками на п.2 ст.401 ГК РФ, о том, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При рассмотрении настоящего дела подлежат применению положения ч.3,4 ст.1.5 КоАП РФ и ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающие обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем, на основании ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принято обоснованное решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления таможенного органа.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 15 апреля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Госжилинспекции - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 апреля 2009 года по делу N А72-2280/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2280/2009
Истец: ООО "Ремонтируем и строим-1"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ульяновской области