15 июня 2009 г. |
Дело N А55-6145/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 июня 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Чернова Г.Ф., директор, паспорт 36 01 534845,
от налогового органа - Сумленная О.Н., доверенность от 24.11.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе ИФНС России по Кировскому району г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2009 г. по делу N А55-6145/2009 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению ООО "Аквамарин", г. Самара,
к ИФНС России по Кировскому району г. Самары, г. Самара,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аквамарин" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к ИФНС России по Кировскому району г. Самары (далее налоговый орган, административный орган) с заявлением, с учетом изменений требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными и отмене постановлений N 77 и N 78 от 31.03.2009 г. о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2009 г. по делу N А55-6145/2009 признано незаконным и отменено постановление ИФНС России по Кировскому району г.Самары N 77 от 31 марта 2009 года о признании Общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей. Производство по делу об административном правонарушении прекращено. Производство по делу в части признания незаконным и отмене Постановления ИФНС России по Кировскому району г.Самары N 78 от 31 марта 2009 года о привлечении директора Общества с ограниченной ответственностью "Аквамарин" Черновой Г.Ф. к ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе считает, что судом неправильно применен закон, что выводы суда о том, что должностными лицами налогового органа проведена контрольная закупка являются неправильными и просит отменить решение суда в части признания незаконным постановления N 77 от 31 марта 2009 г. и отказать заявителю в удовлетворении его требования.
Заявитель считает решение суда в обжалованной части законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N 32 от 19.03.2009 г. должностными лицами налогового органа проведена проверка выполнения ООО "Аквамарин" Федерального закона от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в баре заявителя, расположенном в г. Самаре по ул. Г. Димитрова, 39.
По результатам проверки составлен акт N 134807 от 19.03.2009 г., согласно которому 19.03.2009 г. в 11 час. 50 мин. в баре, расположенном в г. Самаре по ул. Димитрова, 39, принадлежащем ООО "Аквамарин" произведена покупка 1 бутылки пива "Старый мельник" емкостью 0,5 л. по цене 38 руб. и 1 пакета сухариков "Кириешки" по цене 12 руб. на сумму 50 руб. Бармену Сергиенко В.И. дано 50 руб., взамен получен товар. При осуществлении наличного денежного расчета ККТ не применялась.
23.03.2009 г. налоговым органом в отношении общества в присутствии его директора Черновой Г.Ф. составлен протокол об административном правонарушении N 77.
31.03.2009 г. налоговым органом вынесено постановление о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, приобретение товаров осуществлено лично сотрудниками ИФНС России по Кировскому району г. Самары для целей проверки соблюдения заявителем законодательства о применении ККМ. Иные лица, том числе сотрудники УВД, в проведении проверки не принимали участие, что подтверждается поручением от 19.03.2009 г., актом проверки N 134807 от 19.03.2009 г.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Из материалов дела следует, что должностными лицами налогового органа лично осуществлена проверочная закупка товаров в баре, принадлежащем заявителю.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что проведение должностными лицами налогового органа проверочной закупки при осуществлении контроля за применением заявителем контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3125 от 02 сентября 2008 года.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Налоговый орган не доказал законности оспариваемого постановления N 77 от 23.03.2009 г., а поэтому решение арбитражного суда первой инстанции в обжалованной части является законным и обоснованным, и его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2009 г. по делу N А55-6145/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6145/2009
Истец: Чернова Галина Федоровна директор ООО "Аквамарин", Общество с ограниченной ответственностью "Аквамарин" директор Г.Ф. Чернова
Ответчик: Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Самары