19 июня 2009 г. |
Дело N А55-2098/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от Департамента Управления имуществом городского округа Самара,- представителя Казверой Е.А. (доверенность от 18.11.2008 N 6090),
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - представителей Озолина А.В. (доверенность от 02.04.2009 N К-1639); Псяниной Г.В. (доверенность от 03.06.2009),
от третьего лица: ООО "УК "Коммунальник" - представителя Гребенщикова О.С. (доверенность от 25.03.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2009 года апелляционную жалобу Департамента Управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2009 года по делу N А55-2098/2009, судья Медведев А.А., принятое по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, к Государственной жилищной инспекции Самарской области, г.Самара, третье лицо: ООО "УК "Коммунальник", г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 23 января 2009 года N 1640/6056 по делу об административном правонарушении по ст.7.22 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее - Госжилинспекция, административный орган) от 23 января 2009 года N 1640/6056 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2009 года департаменту в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда от 16 февраля 2009 года полностью, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что Департамент не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к ней Госжилинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Департамента - без удовлетворения, ссылаясь на правомерность привлечения к ответственности именно данного лица, доказанность наличия оснований для привлечения к административной ответственности и соблюдение установленной КоАП РФ процедуры привлечения к ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу третье лицо не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления и отмене оспариваемого постановления Госжилинспекции.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "УК "Коммунальник" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области, на основании распоряжения жилищной инспекции от 03 декабря 2008 года N 6056 проведено инспекционное обследование жилого дома по адресу: г.Самара, ул.Ленинская, д. 105.
В ходе указанного мероприятия, проведенного 09 декабря 2008 года в 9-00 час. жилищной инспекцией выявлено аварийное состояние пристроя, заключающееся в отклонении от вертикали деревянного пристроя (2-х этажного) от наружной стены дома, чем нарушены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, п. 4.2.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170.
В этот же день по результатам проверки составлен акт инспекционной проверки от 09 декабря 2008 года N 105 и в отношении Департамента управления имуществом городского округа Самара составлен протокол N 5301 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, руководителем жилищной инспекции 23 января 2009 года вынесено постановление N 1640/6056 о привлечении Департамента управления имуществом городского округа Самара к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 40 000 руб.
Основанием для привлечения Департамента к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ послужил вывод Инспекции о ненадлежащем исполнении Департаментом, как собственником части жилых помещений, своих обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества жилого дома, расположенного по адресу: г. Самара, ул.Ленинская, д. 105.
Не согласившись с принятым постановлением, департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая департаменту в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Между тем, вывод суда о соблюдении Инспекцией процедуры привлечения Департамента к административной ответственности не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен с участием законного представителя юридического лица, с разъяснением последнему гарантированных законом прав. В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Согласно статье 25.4. КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Как усматривается из материалов дела, уведомлением-вызовом от 02 декабря 2008 г. (л.д.41) Инспекция сообщила Департаменту о проведении мероприятия по контролю, в результате которого будет решен вопрос о составлении протокола об административном правонарушении. В качестве даты и времени составления протокола было указано 09 декабря 2008 г. 09 часов 10 минут. Таким образом, факт составления протокола был поставлен под отлагательное условие - выявление оснований для привлечения Департамента к административной ответственности, в частности, по статье 7.22 КоАП РФ.
Однако, нормами КоАП РФ не предусмотрено направление извещения о составлении протокола под отлагательным условием. В отсутствие установленного факта события правонарушения нельзя признать надлежащим извещение законного представителя лица о составлении протокола об административном правонарушении, которое на момент направления извещения не было выявлено в установленном порядке.
Из материалов дела также усматривается, что о времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении Департамент был уведомлен путем указания в протоколе на необходимость явки 23 января 2009 г. с 09.00 часов до 13.00 часов.
Между тем, по смыслу статьи 25.1 КоАП РФ должно быть указано конкретное время рассмотрения дела об административном правонарушении, а не определенный промежуток времени. Поэтому упомянутое выше уведомление нельзя признать надлежащим. В самом постановлении не отражено, в какое время фактически рассмотрено и вынесено постановление. Следовательно, нет оснований считать, что заявитель привлечен к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры. Перечисленные нарушения, допущенные Инспекцией при ведении производства по делу об административном правонарушении, являются существенными и возможность их устранения отсутствует.
В силу части 2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пунктов 10, 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, независимо от установления факта совершения административного правонарушения.
Аналогичные выводы были сделаны и Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 08 июня 2009 г. по делу N А55-20300/2008 по спору между теми же лицами, что и в настоящем деле.
На основании вышеизложенного принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а оспариваемое постановление Инспекции признанию незаконным и отмене.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 апреля 2009 года по делу N А55-2098/2009 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 23.01.2009 N 1640/6056.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2098/2009
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области
Третье лицо: ООО УК "Коммунальник"