22 июня 2009 г. |
Дело N А55-1571/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Величкина Ю.О., доверенность от 01.10.2008 г.,
от ответчика - Слабожанова Е.А., доверенность от 28.05.2009 г., N Д 05-01/2010,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2009 года по делу N А55-1571/2009 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК Премиум",
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
третье лицо:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум" (далее по тексту - заявитель, ООО "СК Премиум", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий по невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, выразившихся в издании заключения от 07.11.2008 г. N СП-9/3000-0-1, и об обязании обеспечить выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом на земельном участке площадью 562 кв.м., расположенном по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, рядом с домом N 40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 15 апреля 2009 года заявленные требования ООО "СК Премиум" удовлетворены в полном объеме. При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые действия Департамента не соответствуют требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "СК Премиум", ссылаясь на нарушение норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что судом применены нормы материального права (п. ст. 28, ст. 31 Земельного кодекса РФ), не подлежащие применению.
Обязывая Департамент обеспечить выбор земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения клуба на испрашиваемом земельном участке, судом в нарушении требований п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ не исследован вопрос о том, будут ли при этом соблюдены экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории. Представленными в материалы дела графическими материалами - фрагментом геоподосновы подтверждается, что испрашиваемый земельный участок для размещения клуба расположен на дворовой территории. Более того, испрашиваемый ООО "СК Премиум" земельный участок расположен в непосредственной близости от территории детского сада N 323, что противоречит нормам и правилам.
Кроме того, суд не обосновал нарушение оспариваемыми действиями ответчика прав и законных интересов заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "СК Премиум", считая решение суда законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что ООО "СК Премиум" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением от 02.10.2008 г. N 3047/об о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с целью получения в аренду земельного участка для строительства клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Советская, рядом с домом N 40 (л.д. 8-10).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, заявление Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для обеспечения выбора земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 07.11.2008 г. подготовлено и направлено в Министерство заключение N СП-9/3000-0-1 "О невозможности осуществления работ по формированию земельного участка".
Заключение мотивировано тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует основным разрешенным видам использования и расположен в непосредственной близости от дома N 40 по улице Советской, в связи с чем, установление его границ приведет к нарушению прав неограниченного круга лиц (л.д. 14).
Кроме того, после проведения процедуры межевания территории, занятой дворовой территорией жилого дома N 40 по улице Советской возможно определить, не входит ли испрашиваемый земельный участок в состав земельного участка, занимаемого жилым домом. Расположение испрашиваемого земельного участка на территории общего пользования влечет невозможность его формирования.
В связи с этим 21.11.2008 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "СК Премиум" направлен ответ N Д-21/4803 о невозможности формирования земельного участка на территории общего пользования со ссылкой на заключение Департамента от 07.11.2008 г. N СП-9/3000-0-1 (л.д. 38-40).
Вышеуказанные действия Департамента послужили Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно пункту 5 данной нормы земельного законодательства, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (содержащий проект его границ), в соответствии с п. 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ действует в течение трех лет и является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления в этот срок решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктом 2 ст. 31 Земельного кодекса предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ).
Суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным и не подтвержденным соответствующими доказательствами вывод Департамента о том, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования и дворовой территорией жилого дома N 40 по ул. Советской.
Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), из чего следует, что дворовые территории не являются территорией общего пользования.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Градостроительного кодекса РФ территорию общего пользования обозначают красные линии.
Как правомерно указано судом первой инстанции, в заключении Департамента отсутствуют сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка в пределах красных линий.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доказательств формирования земельного участка под жилым домом Департаментом не представлено.
Имеющийся в материалах дела кадастровый план территории, подготовленный органами кадастрового учета, также свидетельствует об отсутствии сформированного земельного участка под жилым домом N 40 по ул. Советской г. Самара.
Таким образом, доказательств наличия прав третьих лиц, а также документов, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок является дворовой территорией ответчиком суду не представлено, графический материал не может служить таким доказательством.
В своем заключении о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка Департамент также указал на то, что земельный участок не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков.
Однако данная информация в заключении ничем не подтверждена, и сообщение о принадлежности земельного участка к какой-либо градостроительной зоне отсутствует.
Вместе с тем в материалы дела представлено письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара от 12.02.2009 г. (л.д. - 31), из которого следует, что в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61 данный земельный участок расположен в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3). Использование земельного участка для размещения клуба многоцелевого и специализированного назначения с выставочным залом, соответствует разрешенным видам использования недвижимости для данной территориальной зоны.
Ссылку Департамента на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от детского сада N 323 со ссылкой на СНиП 2.07.01-89*, суд апелляционной инстанции признает необоснованной, поскольку на данное обстоятельство не было указано ответчиком в оспариваемом заключении в качестве основания невозможности формирования земельного участка.
Таким образом, Департаментом, вопреки требованиям ч. 5 ст. 200 АПК РФ, доказательства наличия обстоятельств, препятствующих обеспечению выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в материала дела не представлены.
Довод подателя жалобы о том, что оспариваемым заключением права Общества не нарушены, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным, поскольку осуществление выбора земельного участка является первоначальным этапом в принятии в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, и именно на данном этапе незаконными действиями Департамента нарушены права Общества.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции с учетом положений земельного и градостроительного законодательства правомерно удовлетворены предъявленные Обществом к Департаменту требования.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии судебного акта и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2009 г. по делу N А55-1571/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1571/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "СК Премиум"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Кредитор: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области