22 июня 2009 г. |
Дело N А65-27367/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - до перерыва представитель Демченко К.В. (доверенность от 19.01.2009); после перерыва представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - до перерыва представители Данилова Ф.И. (доверенность от 15.05.2009 N Д-8); Шамеева А.М. (доверенность от 12.01.2009 N Д-3); после перерыва представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2009 года по делу N А65-27367/2008 (судья Латыпов И.И.), рассмотренному по заявлению ООО "Отель", Республика Татарстан, г. Казань,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 12.12.2008 N 362В/2008П,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Отель" (далее - ООО "Отель", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан (далее - ТУ Росфиннадзора в РТ, административный орган) от 12.12.2008 N 362В/2008П о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2009г. заявленные требования удовлетворены. Постановление Территориального управления по Республике Татарстан Федеральной службы финансово-бюджетного надзора N 47В/2008П от 22.05.2008г. о назначении административного наказания по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 руб. признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2009г. решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.01.2009г. по делу N А65-27367/2008-СА3-32 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2009 заявленные ООО "Отель" требования удовлетворены. Постановление ТУ Росфиннадзора в РТ от 12.12.2008 N 362В/2008П признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении прекращено. При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из отсутствия вины Общества в совершении вменяемого правонарушения.
ТУ Росфиннадзора в РТ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 29.04.2009 и принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу административного органа без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу. Общество ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ. По мнению заявителя, обязанность по соблюдению требований пунктов 3.5, 3.14 Инструкции N 117-И была исполнена им надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 17.06.2009г. до 22.06.2009г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан от 12.05.2008г N 362В/2008П., Общество привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 45000 руб.
Обществу вменяется, что в нарушение требований, установленных п.3.14 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) договор б/н от 03.12.2007г., заключенный заявителем с представительством акционерного общества "Лаборатории Сервье", Франция (далее - нерезидент) и паспорт сделки N 08010001/1481/1481/3/0, оформленный по указанному договору, представлены заявителем в уполномоченный банк только 10.01.2008г., тогда как первая валютная операция по договору осуществлена 25.12.2007г. и паспорт сделки должен быть представлен не позднее данного срока, т.е. 25.12.2007г. Превышение заявителем срока, установленного п.3.14 Инструкции N 117-И, составило 16 календарных дней.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173 - ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Порядок оформления, переоформления и закрытия паспорта сделки установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
В соответствии с пунктом 3.14 Инструкции N 117-И (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору).
Согласно названному Федеральному закону и пункту 3.1 Инструкции N 117-И паспорт сделки оформляется в случаях, если резидент в рамках контракта осуществляет валютные операции и должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям.
Как видно из материалов дела, между заявителем и представительством акционерного общества "Лаборатории Сервье", Франция заключен договор б/н от 03.12.2007г., в соответствии с условиями которого заявитель принимает на себя обязательства по предоставлению гостиничных номеров в период с 09.01.2008г. по 11.01.2008г.
Первая валютная операция по договору б/н от 03.12.2007г., выразившаяся в получении на банковский счет заявителя от нерезидента денежных средств в размере 199980 руб. РФ, была осуществлена 25.12.2007г. На основании положений п.3.14 Инструкции административным органом сделан вывод о том, что заявитель обязан был не позднее 25.12.2007г. представить в уполномоченный банк, заполненный в соответствии с Инструкцией N 117-И, паспорт сделки по указанному договору.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, указанный паспорт сделки N 08010001/1481/1481/3/0 и договор б/н от 03.12.2007г. были представлены заявителем в банк 10.01.2008г.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что услуги по договору б/н от 03.12.2007г. были оказаны заявителем для акционерного общества "Лаборатории Сервье" 11.01.2008, о чем свидетельствует акт выполненных работ (л.д.65).
Поскольку паспорт сделки представлен до осуществления иного исполнения обязательств по договору, судебная коллегия считает ошибочным выводы административного органа о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку Общество выполнило свои обязательства по оформлению паспорта сделки в установленные законом сроки. Довод административного органа о том, что паспорт сделки должен быть оформлен не позднее осуществления первой валютной операции по договору, как наиболее ранней из ситуаций, предусмотренных п.3.14 Инструкции 117-И, суд апелляционной инстанции признает ошибочным и противоречащим буквальному смыслу пункта 3.14 Инструкции ЦБ РФ N 117-И.
Поскольку по договору паспорт сделки оформлен Обществом 10.01.2008, а иное исполнение обязательств по договору осуществлено 11.01.2008 (акт выполненных работ), положения п. 3.14 Инструкции N 117-И Обществом соблюдены.
Также следует учесть, что в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 4 Закона о валютном регулировании все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 12.08.2008 N 2052-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" внесены изменения в части уточнений положений статьей 3.14, 3.15.1, которые дополнены словами "в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше". Данные изменения вступили в силу 14.09.2008. Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок из-за отсутствия события вменяемого ему административного правонарушения, что в соответствии с пунктом 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Аналогичные выводы были сделаны Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в постановлении от 14.04.2009г. по делу А65-21533/2008, постановлении от 16.06.2009г. по делу А55-598/2009.
Вывод суда о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 апреля 2009 года по делу N А65-27367/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27367/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Отель", г.Казань
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Территориальное управление по РТ), г.Казань