25 июня 2009 г. |
Дело N А65-27531/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьего лица: Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны в Республике Татарстан - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2009 года апелляционную жалобу ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2009 года по делу N А65-27531/2008, судья Сальманова Р.Р., принятое по заявлению ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны в Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконными решения и предписания от 27 ноября 2008 года по делу N 54тр/05,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ" (далее - ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 27 ноября 2008 года по делу N 54тр/05.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны в Республике Татарстан.
Решением суда от 27 апреля 2009 в удовлетворении заявления ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" отказано на том основании, что антимонопольный орган правильно установил доминирующее положение общества на рынке предоставления в аренду услуг места в телефонной канализации с долей доминирования в 100%. Центр специальной связи и другие арендаторы могут получить услуги по размещению кабеля специальной связи в телефонной канализации и услуги электросвязи в определенной части города Казани у ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" в связи с наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей) на данной территории только у ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ". Суд пришел к выводу о необоснованности и недоказанности включения расходов на оплату банковских процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сумме 22855 тыс.руб.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемые решение и предписание признать незаконными, ссылаясь на то, что ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" неправомерно признано занимающим доминирующее положение на отдельных участках улиц г.Казани. Сдача в аренду телефонной канализации для размещения кабеля связи в линейно-кабельных сооружениях связи не обязанность, а право оператора связи, вне зависимости от формы собственности на данную канализацию. Стоимость услуг ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" по сдаче в аренду места в телефонной канализации экономически обоснована и не превышает сумму необходимых затрат содержание данной канализации, и при этом отсутствует какой-либо запрет на использование той или иной методики для расчета тарифов. ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" предоставляет для организаций всех видов собственности одинаковые условия.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" не доказало экономическое обоснование установленного тарифа на аренду места в телефонной канализации. Отсутствие обоснования включения в затраты на содержание телефонной канализации расходов на оплату банковских процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сумме 22855 тыс.руб., установленное в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом, нашло подтверждение и в обжалуемом решении суда.
Отзыв на апелляционную жалобу антимонопольный орган не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, третье лицо обратилось в антимонопольный орган по вопросу обоснованности установления ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" тарифа за аренду места в телефонной канализации в размере 12 188 рублей (без НДС) за 1 каналокилометр. По результатам рассмотрения данного обращения решением УФАС по Республике Татарстан от 27 ноября 2008 года по делу N 54тр/05 общество признано нарушившим положения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлением экономически необоснованного (монопольно высокого) тарифа на услугу аренды места в телефонной канализации в размере 12188 руб. в границах доминирования.
Предписанием антимонопольного органа от 27 ноября 2008 года указано на прекращение ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" установленных нарушений: предписано в срок до 31 декабря 2008 года изменить тариф за аренду места в телефонной канализации, утвержденный в размере 12 188 руб./кан.км. в месяц без учета НДС, исключив из расчета стоимости услуги процентов за пользование заемными средствами в сумме 22 885 тыс. руб., и произвести расчет за аренду места в телефонной канализации с 01 января 2009 года по измененному тарифу со всеми потребителями услуг в границах доминирования. В п.2 предписания предложено в срок до 01 января 2009 года в целях совершения действий, направленных на развитие конкуренции на рынке услуг связи, рассмотреть вопрос о применении измененного тарифа в отношении всех потребителей услуги "аренда места в телефонной канализации" в границах Республики Татарстан; в срок до 15 февраля 2009 года представить копию приказа об изменении тарифа с приложением копий счетов -фактур и актов выполненных работ, иных подтверждающих документов с потребителями услуг аренды места в телефонной канализации в зоне доминирования за январь 2009 года; в срок до 15 января 2009 года представить информацию о принятом решении по применению изменённого тарифа в отношении всех потребителей услуги "аренда места в телефонной канализации" в границах Республики Татарстан.
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона N 135-ФЗ товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В силу п.п.1.2 ч.1, 2 ст.6 Федерального закона N 135-ФЗ монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если: 1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; 2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев. Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии (ч.2).
Оспариваемое решение УФАС по Республике Татарстан обосновывает тем, что исходя из локальных географических границ рынка услуг по предоставлению в аренду места для размещения телефонного кабеля специальной связи ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" занимает доминирующее положение на рынке услуг по предоставлению места в телефонной канализации в границах десяти участков г. Казани, где помещен кабель третьего лица в телефонной канализации общества; установленный тариф на услугу в размере 12188 рублей за 1 кан/км в месяц (без НДС) выше аналогичных тарифов в других регионах в 1,6-24 раза; при расчете тарифа на услугу в экономически обоснованные затраты включена сумма 22 855 000 рублей, являющаяся процентами за пользование заемными средствами в целом по ОАО "ИнтелСет".
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" создано в форме открытого акционерного общества на основании решения совета директоров ОАО "Таиф" от 11 августа 1999 года. На основании решения акционера от 22 мая 2003 года общество реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО "Таиф-Телеком", 19 мая 2005 года реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО "НЗРРТА", 13 февраля 2006 года реорганизовано путем присоединения к нему ОАО "Радиотелесет", 19 августа 2006 года реорганизовано путем присоединения к нему ОАО "ИнтелСет", что подтверждается материалами дела (т.1, л.д.19-21 ).
ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" приказом от 26 марта 2007 года N 269-ПРпд с 01 апреля 2007 года (том 1 л.д.84) установило тариф на предоставление аренды места в телефонной канализации в сумме 10 283 (с учетом НДС). Впоследствии приказом N 403 ПР-ПД от 23 мая 2007 года в связи с изменением себестоимости услуги утвердил тариф на услуги аренды места в телефонной канализации ОАО "ТРК "ТВТ" в г. Казани, г. Набережные Челны, Нижнекамске для юридических лиц с 01 июня 2007 года по приложению N 1, согласно которому одно место в кан/км места в телефонной канализации тариф составил 12 188,00 рублей без учета НДС, с учетом НДС 14381,84 рубля (т.1, л.д.148).
Как следует из материалов дела, третье лицо использовало телефонную канализацию без договорных обязательств, в связи с чем 18 марта 2008 года ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" письмом за исх. N 963 обратилось к Центру о проведении сверки протяженности каналов телефонной канализации ОАО "ТРК "ТВТ", используемых им, и предложил заключить договор аренды места в телефонной канализации общества. Актом сверки протяженности каналов телефонной связи, используемой третьим лицом установлена их протяженность в 20,5692 кан/км по территории: от ул. Воровского до КМПО, от КМПО до КАПО, от ОПТС-277/278 до ул. Роторная, Танкового училища, ул. Тихомирнова, ул. Луковского, Ахтямова и до ост. Первомайская, от ул. Воровского до КВЗ (ул.Тэцевская), от ул. Ф.Карима до Завода Радиоприбор (т.1, л.д.98).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 27 сентября 2005 года, 17 ноября 2006 года ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" принадлежит право собственности на объекты: линейно-кабельное сооружение связи (телефонная канализация ОПС-77/78), общей протяженностью 334,2208 кан/км, инв. N 160/1, литер Т77/78-1 по Т77/78-113, по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский и Вахитовские районы; линейно-кабельное сооружение связи (телефонная канализация ОПС -70/71), протяженностью 41.4000 кан/км, инв.N160/4, Т70/71-4-Т70/71-18, Т70/70-27, Т70/71-29-Т70/71-32, Т70/71-35., по адресу: г. Казань, Авиастроительный район, Московский район.
Пунктом 30 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 25 апреля 2006 года N 108, (далее - Порядок) в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (подключению к сетям).
С учетом данных правовых норм определение антимонопольным органом географических границ товарного рынка на территориях Вахитовского, Приволжского, Московского и Авиастроительного районов: от ул. Воровского до КМПО, от КМПО до КАПО, от ОПТС-277/278 (ул.Эсперанто) до ул. Роторная, Танкового училища, ул. Тихомирнова, ул. Луковского, Ахтямова, ост. Первомайской, от ул. Воровского до КВЗ (ул.Тэцевская), от ул. Ф.Карима до Завода Радиоприбор, суд первой инстанции признал правомерным и соответствующим п.30 Порядка, поскольку расположение технологической инфраструктуры в районах муниципального образования "город Казань" и возможность покупателей по доступу к инфраструктуре и ее использованию в указанной территории только у заявителя подтверждается правоустанавливающими документами, свидетельствами о государственной регистрации права от 27 сентября 2005 года, 17 ноября 2006 года на объекты: линейно-кабельные сооружения связи ОПС-77/78, ОПС-70/71 (телефонные канализации) общей протяженностью 334,2208 кан/км и 41.4000 кан/км.
Согласно ответу руководителя аппарата Исполкома МО г. Казани от 27 октября 2008 года N 4888 в г. Казани услуги местной телефонной связи предоставляют 4 основных оператора связи: ОАО "Таттелеком", ОАО "ТРК "ТВТ", ООО "Телесет", ЗАО "МетроТелКазань"; 6 операторов сотовой связи, 25 операторов ведомственной связи и 21 оператор - услуги связи по передаче данных и телематических услуг связи.
Операторы связи ООО "Телесет" ( т.1, л.д. 115, л.д. 35), ОАО "Таттелеком" (т.1, л.д. 116; т.2, л.д. 33), филиал ОАО "Связьтраснефть", ЗАО "МетроТелКазань" (т.2, л.д. 34, 53) в ответах на запросы антимонопольного органа сообщили, что не имеют кабелей электрической связи в границах участков ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", что подтверждается Перечнем хозяйствующих субъектов по услуге аренда места телефонной канализации, представленной Татэнерго (т.2, л.д.37-40 ).
Из ответов пользователей услуг места в телефонной канализацией ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" на запросы УФАС по Республике Татарстан следует, что обществом заключены договоры с Приволжским РОВД, МВД РТ, УГИБДД МВД РТ, ОАО ТНПКО (также пользователем без заключения договора является третье лицо), использующие специальную связь по кабелям, помещенным в телефонной канализации заявителя. Указанные ответы содержат информацию, что отказаться от услуг связи по кабелям, помещенным в телефонную канализацию общества, арендаторы не могут в связи со спецификой своей деятельности и местоположением на участках деятельности ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" (т.1, л.д. 120; т.2, л.д. 43, 45, 49, 50).
В рассматриваемом случае ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи относит к сфере деятельности субъектом естественных монополий.
Пункт 6 ст.2 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" определяет линейно-кабельные сооружения связи как сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона "О связи" на территории Российской Федерации организации связи создаются и осуществляют свою деятельность на основе единства экономического пространства, в условиях конкуренции и многообразия форм собственности. Государство обеспечивает организациям связи независимо от форм собственности равные условия конкуренции.
Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Услуга связи определяется как деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Предоставление абонентской линии, независимо от ее типа в постоянное пользование абонента, является услугой связи, поскольку абонентская линия служит не только для передачи голосовых сообщений (при телефонных соединениях), но и для передачи сообщений электросвязи, содержащих служебную информацию, позволяющую осуществлять техническое сопровождение процесса оказания услуги.
В соответствии со ст.5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающие такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.
Таким образом, проанализировав представленные УФАС по Республике Татарстан материалы проверки по делу N 54тр/05, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что антимонопольный орган правильно установил доминирующее положение ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" на рынке предоставления в аренду услуг места в телефонной канализации с долей доминирования в 100 %.
Довод общества о том, что антимонопольным органом неправильно определен товарный рынок, правомерно не был принят судом первой инстанции.
Статьей 4 Федерального закона N 135-ФЗ закреплены следующие понятия: 1) товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; 2) взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях); 3) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
В соответствии с указанными нормами закона при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, ответчик определил товарный рынок, его продуктовые и географические границы, исходя из того, какой товар реализуется продавцами и приобретается покупателями, с учетом потребностей, удовлетворяемых таким товаром, его назначением, проверив наличие рынка товара, а также наличием взаимозаменяемых товаров. С учетом этого установил состав покупателей и продавцов - хозяйствующих субъектов - участников рынка, и затем определил их долю на рынке, в том числе и долю хозяйствующего субъекта заявителя.
Согласно ч.1,3 ст.16 Федерального закона "О связи" сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 года N 103, определяют порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.
Как установило УФАС по Республике Татарстан в ходе проверки, Центр специальной связи и другие арендаторы (14) могут получить услуги по размещению кабеля специальной связи в телефонной канализации и услуги электросвязи в определенной части города Казани у ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" в связи с наличием и расположением технологической инфраструктуры (сетей) на данной территории только у ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ", что не отрицает и само ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ".
Ссылка общества на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 сентября 2007 года по делу N А65-7889/2007, которым установлено, что другой оператор связи (ОАО "Таттелеком") имеет в городе Казани большую, чем общество, часть кан/км не признано занимающим доминирующего положения на рынке по предоставлению в аренду места телефонной канализации, судом первой инстанции правомерно не принята, поскольку предметом рассмотрения указанного дела не был товарный рынок по предоставлению места размещения телефонной канализации для специальной связи, регулируемый ст. 16 Федерального закона "О связи" и имеющий технологическую специфику.
Доводы общества о том, что услуги связи, то есть передача данных по кабелю возможна не только по кабелю, находящемуся в телефонной канализации, но и по другим общедоступным сетям связи (беспроводная электросвязь, подвижная связь, радиодоступ, спутниковая связь), судом первой инстанции обоснованно отклонены, поскольку опровергаются материалами дела. Кроме того, согласно РД 45.12-2000 НТП 112-2000 "Городские и сельские телефонные сети" подвеска кабелей связи на опорах воздушных линий предусматривается на распределительных участках сетей абонентского доступа ГТС и на линиях сетей абонентского доступа СТС, к таковым специальная связь не относится.
Таким образом, географические границы рынка, товарный рынок, товар и определение хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, антимонопольным органом определен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утв. приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 года N 108.
Довод апелляционной жалобы о том, что товарный рынок должен устанавливаться исключительно в рамках муниципального образования (в данном случае в границах города Казани), а не отдельных его частей не принимается. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108, на который ссылается общества, не исключает возможность установления товарного рынка как в границах всего муниципального образования, так и отдельных его частей.
Согласно п.25 вышеназванного Порядка товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).
Данная правовая норма не предполагает обязательного совпадения локального или местного рынка с границами муниципального образования. Из ее содержания следует, что местный или локальный товарный рынок может не выходить за границы муниципального образования.
Из справки о действующих тарифах на услугу аренда места в телефонной канализации, составленной по сведениям, представленным территориальными управлениями ФАС России по 24 регионам, (т.1, л.д. 49-50) следует, что тариф на услугу места в телефонной канализации составляет от 550 до 5575 рублей кан/км без НДС в зависимости от диаметра (типа) кабеля.
Между тем, как указано в оспариваемом решении, по рынкам, взятым антимонопольным органом в качестве сопоставимых, указаны средние тарифы на услугу "аренда места в телефонной канализации" по субъектам Российской Федерации в целом (т.1, л.д. 12, 14), тогда как в обжалуемом решении тариф на услугу аренда места в телефонной канализации учтен в рамках конкретных участков (расположенных на отдельно взятых улицах города) в пределах границ отдельно взятого муниципального образования, а именно: города Казани.
Доводы ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" о соответствии тарифа Методике расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, судом первой инстанции обоснованно не приняты.
Правительство Российской Федерации, будучи уполномоченным определять форму и порядок расчетов за указанные услуги, а также устанавливать в соответствии с п.2 ст.28 Федерального закона "О связи" перечни услуг общедоступной электросвязи, тарифы на которые регулируются государством, и порядок их регулирования, вправе предусмотреть возмещение затрат по детализации счета, понесенных операторами связи, не посредством их учета при формировании регулируемых тарифов на услуги телефонной связи, а в виде платы за дополнительную информацию, предоставляемую по просьбе абонента.
Такой порядок расчетов отвечает требованиям ст.53 Федерального закона "О связи", относящей сведения о соединениях абонента к конфиденциальной информации, предоставление которой допускается только с согласия абонента, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иной порядок расчетов за оказанные услуги телефонной связи, не имеется.
В соответствии с п.5 Методики определения расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, подлежащих применению при формировании регулируемых тарифов на услуги общедоступной электросвязи, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 09 июня 2006 года N 122-с/1, (далее по тексту - Методика) в состав экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг общедоступной электросвязи, включаются: а) расходы по обычным видам деятельности (за исключением амортизации), отнесенные на деятельность по оказанию услуг общедоступной электросвязи, по данным, полученным в ходе ведения раздельного учета; б) амортизация основных средств, в том числе основных средств, полученных по договорам лизинга и принятым на баланс оператора связи, по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета, или в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях расчетное значение амортизации. Расчетное значение амортизационных отчислений приведено в Приложении 1 к настоящей Методике.
Распределение расчетного значения амортизации на услуги связи производится по схеме, аналогичной схеме распределения амортизации, установленной в Порядке ведения операторами связи раздельного учета доходов и расходов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи, утвержденном приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02 мая 2006 года N 54 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 16 мая 2006 года, регистрационный номер 7838); в) амортизация нематериальных активов в соответствии с принятой учетной политикой оператора связи по данным бухгалтерского учета, полученным в ходе ведения раздельного учета; г) расходы на налоги (за исключением НДС и акцизов), а также на иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; д) операционные расходы предприятия, связанные с оплатой услуг кредитных организаций, расходы, связанные с участием в совместной деятельности, проценты, уплачиваемые оператором связи за предоставление ему в пользование денежных средств (кредитов, займов), проценты, дисконт по причитающимся к оплате векселям и облигациям.
Указанные в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта расходы оператора связи включаются в состав экономически обоснованных затрат пропорционально ранее отнесенным в рамках раздельного учета расходам по обычным видам деятельности на услуги связи и неосновным видам деятельности.
При этом стоимость всех долговых обязательств оператора связи (ЗС) определяется суммированием стоимости всех долгосрочных и краткосрочных обязательств (строки 510, 520, 610 формы N 1), включая привлечение заемных средств путем выпуска и продажи облигаций, выдачи векселей оператора связи, товарные кредиты. При использовании лизинговых схем и товарных кредитов стоимость заемных средств определяется на основании первичных документов бухгалтерского учета.
Стоимость долговых обязательств оператора связи по займу или кредиту, полученному или выраженному в иностранной валюте или условных денежных единицах, учитывается в рублевой оценке по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату фактического совершения операции (предоставления кредита, займа, включая размещение заемных обязательств), при отсутствии курса Центрального банка Российской Федерации - по курсу, определенному по соглашению сторон в соответствии с ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02 августа 2001 года N 60н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 07 сентября 2001 года N 07/8985-ЮД указанный приказ в государственной регистрации не нуждается).
УФАС по Республике Татарстан в ходе проверочных мероприятий установило, что ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" в затраты включило расходы на оплату банковских процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сумме 22855 тыс. руб.
Между тем ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" не представило документы, подтверждающие правомерность отнесения этих затрат на услуги "Аренда место в телефонной канализации", а именно: документы, подтверждающие "плановые затраты" (сметы, проектная документация и т.д.); документы, подтверждающие правомерность использования для расчета процентной ставки в 20,82 % (представленные справки по начислениям процентов по кредитам за 2006 год свидетельствуют о применении процентных ставок от 0,01 % до 16 %) не представлены.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности и недоказанности включения расходов на оплату банковских процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов в сумме 22855 тыс. руб. в связи с их несоответствием Методике определения расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли и Федеральному закону "О связи".
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным оспариваемого решения УФАС России по Республике Татарстан не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 27 апреля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ".
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2009 года по делу N А65-27531/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Телерадиокомпания "ТВТ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27531/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Телерадиокомпания "ТВТ", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы, г. Казань
Кредитор: Федеральная Антимонопольная служба России , Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по РТ
Третье лицо: Центр специальной связи и информации ФСО России в РТ, Государственное учреждение "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы"