29 июня 2009 г. |
Дело N А55-19809/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 24 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 29 июня 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от закрытого акционерного общества "Сызрань-Терминал" - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области - Видманова Т.В., доверенность N 04-25/9 от 15.06.2009 г.,
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Иванова Т.В., доверенность N 12-19/244 от 04.09.2007 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2009 года по делу N А55-19809/2008 (судья Корнилов А.Б.),
принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Сызрань-Терминал", г. Сызрань, Самарская область
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, г. Сызрань,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сызрань-Терминал" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее налоговый орган, ответчик) N 11223 от 06 октября 2008 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2009 года заявление удовлетворено. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 6 октября 2008 года N 11223. Прекращено производство по делу в части требования о возложении на Межрайонную ИФНС России N3 по Самарской области обязанности зачесть ООО "Сызрань-Терминал" переплату по НДС в размере 4.755.350 рублей в счет предстоящих платежей по данному налогу в связи с отказом заявителя от указанной части требований.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19 апреля 2008 года заявителем в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по НДС за октябрь 2005 года, в которой заявлен к возмещению из бюджета НДС в размере 4 755 350 руб.
Выявленные в ходе камеральной проверки декларации нарушения отражены в акте проверки N 5227/10-39/7492 от 01 августа 2008 года (т.1 л.д.62-68).
По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, ответчиком 06 октября 2008 г. принято оспариваемое решение N 11223, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 4 755 350 рублей и предложено уплатить недоимку в сумме 1896967 рублей (т. 1, л.д.8-18).
В качестве основания для отказа в предоставлении заявленного вычета налоговый орган в решении ссылается на необоснованное отражение в уточненной декларации по НДС за октябрь 2008 года налоговых вычетов в размере 6 652 317 руб.
Как следует из оспариваемого решения, в нарушение статей 171, 172 НК РФ в представленных ЗАО "Сызрань-Терминал" для подтверждения налоговых вычетов документах имеются отличия основных средств: в акте приема-передачи объектов основных средств от 29.02.2004 года указаны резервуары N 464, 465, в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 25.10.2005 года резервуары N 504, 505.
Кроме того, согласно ответа на запрос, полученного из ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары по организации ООО "Баррель плюс" ИНН 6316074264, выставлявшей счета-фактуры, указанная организация снята с учета 30 июня 2004 г. в форме слияния с ООО "ЛЕКС" ИНН 6317051541, ООО "ЛЕКС" 04 мая 2006 г. ликвидировано, в связи с банкротством. Тогда как в книге покупок за февраль 2006 года указана дата оплаты по счетам-фактурам контрагента ОО "Баррель Плюс" 16.02.2006 года, тогда, когда указанный контрагент уже не существовал. Встречной проверкой, по мнению налогового органа, отражение реализации у ООО "Баррель Плюс" по представленным заявителем счетам-фактурам, не подтверждено, что послужило еще одним основанием для отказа в налоговых вычетах.
В оспариваемом решении налоговый орган указал также, что выявленные несоответствия в подписях руководителя ООО "Баррель Плюс" на счетах-фактурах, актах приема-передачи здания (сооружения), где в качестве руководителя указан Шухов К.А. и в договоре подряда N 12 от 25.02.2003 года, где в качестве руководителя указан Аврах Л.М., не позволили налоговому органу подтвердить правомерность налоговых вычетов.
09 декабря 2008 года Управление ФНС России по Самарской области вынесло решение N 18-15/27126 (т.1., л.д.19-23) по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Сызрань-Терминал" на решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области от 06 октября 2008 года N 11223.
Управление ФНС России по Самарской области в решении от 09.12.2008 года указало на то, что необоснованным является утверждение налогового органа о нарушении заявителем статей 171, 172 НК РФ на том основании, что первичные документы по оспариваемым объектам основных средств не могут быть приняты к учету в связи с нарушением в их оформлении, выразившемся в несоответствии номеров резервуаров в актах приема-передачи и свидетельствах о государственной регистрации права собственности, поскольку приказ от 29.02.2004 года N 2 о присвоении технологических номеров имеет непосредственное отношение к построенным резервуарам ( т.1., л.д.22), а нормы Налогового кодекса не ставят право на применение налоговых вычетов по НДС в зависимость от наличия государственной регистрации права собственности.
Управление ФНС России по Самарской области сочло неисследованным вопрос о несоответствии наименований фамилий должностных лиц поставщика ООО "Баррель плюс" в договоре подряда и актах приема-передачи, как имеющий значение в условиях рассматриваемой ситуации повлиять на право применения вычетов по НДС.
На момент подписания счетов-фактур и актов выполненных работ, руководителем было другое лицо - Шухов К.А.
Однако Управление ФНС России по Самарской области указало, что действия заявителя по порядку применения вычетов сумм налога, предъявленных налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств нарушают положения п. 5 ст. 172 НК РФ.
Согласно указанной норме, вычеты сумм налога, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце втором пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства.
В соответствии с п.2 ст.259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Как следует из представленных в материалы дела документов, объекты приняты к учету 29.02.2004 г. на основании актов приема-передачи по форме ОС-1.
Таким образом, по мнению УФНС условия для принятия к вычету НДС в сумме 6 652 317 руб. по выполненным работам по капитальному строительству резервуаров наступили в марте 2004 г., в связи с чем ЗАО "Сызрань-Терминал" неправомерно предъявило к вычету указанную сумму налога в октябре 2005 г.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области N 11223 от 06 октября 2008 года правомерно исходил из следующего.
25 февраля 2003 года ЗАО "Сызрань-Терминал" и ООО "Баррель Плюс" заключили договор подряда N 12 на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Развитие парка резервуаров хранения товарной нефти" по резервуарам N 464, 465 на общую сумму 93 930 000 рублей.
Работы подрядчиком выполнены и оплачены ЗАО "Сызрань-Терминал".
Суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Баррель Плюс" своевременно не были включены в подаваемые заявителем в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость, что и послужило основанием подачи уточненной налоговой декларации за октябрь 2005 года.
В книге покупок за октябрь 2005 г. и в дополнительных листах отражены счета-фактуры от сентября, октября, ноября, декабря 2003 г. от поставщика ООО "Баррель плюс" ИНН 6316074264 согласно договора подряда N 12 от 25.02.2003 г. на выполнение строительно-монтажных работ по проекту "Развитие парка резервуаров хранения товарной нефти" по резервуарам N 464, N 465 на сумму 39.914.709 руб. в т.ч. НДС 6652317 руб.
Налогоплательщиком представлены акты о приеме - передаче здания (сооружения) от 29 февраля 2004 г. по объектам основных средств: резервуарам N 464, N 465.
Согласно расписки ГУ ФРС по Самарской области документы на государственную регистрацию резервуаров N 504, 505 сданы 22 сентября 2005 г. и получены свидетельства о государственной регистрации права собственности на резервуары N 504, 505 от 25 октября 2005 г. (т.1, л.д. 25-27).
Оплата налога на добавленную стоимость в составе стоимости выполненных работ по капитальному строительству осуществлена в 2003 г., и подтверждена выписками ОАО КБ "Солидарность" по операциям по расчетному счету налогоплательщика (т.2., л.д. 1-30).
Согласно п.5 ст. 172, п.2 ст. 259 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, производятся с момента начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.
Понятие амортизируемого имущества дано в статье 256 НК РФ.
Статьей 256 НК РФ определено, что амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью свыше 10000 руб.
Согласно статье 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. При этом для признания имущества амортизируемым срок полезного использования не может быть менее 12 месяцев.
Пунктом 8 статьи 258 НК РФ предусмотрено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н определено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.
Фактом документального подтверждения подачи документов на государственную регистрацию объектов недвижимости является расписка должностного лица регистрирующего органа в получении документов на государственную регистрацию, оформленную в соответствии с пунктом 14 Правил ведения книг учета документов.., утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 343.
Судом первой инстанции установлено, что документы на государственную регистрацию резервуаров N 504, 505 сданы 22 сентября 2005 г., право собственности на резервуары N 504, 505 зарегистрировано 25 октября 2005 г.
Таким образом, из системного анализа пункта 5 статьи 172 НК РФ, пункта 2 статьи 259 и пункта 8 статьи 258 НК РФ, в редакции действовавшей в проверяемый период, следует, что сумма НДС по товарам (работам, услугам), использованным при завершении капитального строительства объектов основных средств, предъявляется к вычету в том периоде, когда по нему в налоговом учете начисляется в соответствии с установленным порядком амортизация.
Поскольку Общество подало документы на государственную регистрацию объекта основных средств 22 сентября 2005, что подтверждается распиской должностного лица регистрирующего органа, следовательно, право на вычет суммы "входного" НДС по спорным объектам возникло в октябре 2005 года.
Судом установлено, что заявителем в подтверждение реальности хозяйственной операции с подрядной организацией ООО "Баррель Плюс" представлены копии счетов-фактур, платежных поручений и актов выполненных работ к договору подряда.
При этом суд указал, что в рамках рассмотрения Арбитражным судом Самарской области дела А55-1357/2005-34, по заявлению ЗАО "Сызрань-Терминал" к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области исследовались взаимоотношения ЗАО "Сызрань-Терминал" и ООО "Баррель Плюс" по поводу строительства резервуарного парка и нефтепроводов к ним (в других налоговых периодах), претензий к подрядной организации (ООО "Баррель Плюс") в ходе выездной проверки выявлено не было.
Поскольку отсутствовали документально подтвержденные основания для отказа в налоговых вычетах, судом первой инстанции правомерно признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области N 11223 от 06 октября 2008 года.
Судебная коллегия апелляционного суда считает, что доводы, приведенные Управлением Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 мая 2009 года по делу N А55-19809/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
С.Т.Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19809/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Сызрань-Терминал"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Самарской области
Третье лицо: Управление ФНС России по Самарской области