26 июня 2009 г. |
дело N А72-3291/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июня 2009 года, в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 апреля 2009 года по делу N А72-3291/2009 (судья Прохоров А.Е.), принятое по заявлению ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района", г.Ульяновск,
к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г.Ульяновск,
об изменении постановления от 26 марта 2009 года N 257/09 по делу об административном правонарушении по ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" (далее - заявитель, ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 26 марта 2009 года N 257/09 (л.. 67-68) о назначении административного наказания по статье 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 апреля 2009 года, заявление удовлетворено, постановление государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 26 марта 2009 года N 257/09 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Государственная жилищная инспекция Ульяновской области, не согласившись с решением суда от 24 апреля 2009 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представители государственной жилищной инспекции Ульяновской области и ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела, и в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 24 апреля 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района" зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска Ульяновской области 02.10.2006 г. (свидетельство о государственной регистрации серия 73 N 001823744).
Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области проведено обследование жилых домов по адресам:
город Ульяновск Ульяновской области, ул. 9 Мая, д. 34, выявлено: отсутствие своевременной очистки кровли от снега и наледи, свисающих сосулек;
город Ульяновск Ульяновской области, ул. 9 Мая, д. 32, выявлено: отсутствие своевременной очистки кровли от снега и наледи, свисающих сосулек;
город Ульяновск Ульяновской области, ул. 9 Мая, д. 56, выявлено: отсутствие своевременной очистки кровли от снега и наледи, свисающих сосулек.
Результаты оформлены актом от 19.03.2009, в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях N Л-390/3, N Л-390/4, N Л-390/5 о совершении правонарушения, предусмотренного ст.21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях (л.д.60-66).
Постановлением Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 26.03.2009 N 257/09 заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10.000 руб.
Заявитель, не согласившись с принятым административным органом постановлением, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 21.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 3.2. устава открытого акционерного общества "Домоуправляющая компания Заволжского района" основными видами деятельности общества являются управление недвижимым имуществом, оказание жилищно-коммунальных и бытовых услуг, деятельность по эксплуатации электрических сетей, благоустройство и озеленение придомовой территории и т. д.
Согласно договорам управления указанными многоквартирными домами от 01.09.2008, 01.08.2008, заключенным с собственниками помещений, на основании решения общего собрания собственников, управляющая компания принимает полномочия по управлению многоквартирным домом в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 2.1.1. договоров управляющая компания обязуется организовывать работу по содержанию и текущему ремонту имущества.
Кроме того, по договорам управляющая компания осуществляет начисление и принимает плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги с последующей оплатой ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В соответствии с пунктом 42 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Факт наличия нарушения подтвержден материалами дела и не оспаривается заявителем.
Вместе с тем, оценивая оспариваемое постановление в полном объеме вне зависимости от доводов заявителя в соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о неправильной квалификации ответчиком совершенного правонарушения.
В соответствии с преамбулой Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях от 05.06.2007 N 72-ЗО настоящим Кодексом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения.
Ответчик привлечен к административной ответственности по ст.21.1 КоАП Ульяновской области, предусматривающей ответственность за нарушение правил благоустройства территорий поселений и городских округов Ульяновской области. При этом норма данной статьи не конкретизирует вид нарушения правил благоустройства и не предусматривает в виде состава административного правонарушения нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений.
В тоже время ст.7.22 КоАП РФ прямо предусматривает административную ответственности за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил содержания жилых домов и жилых помещений, то есть данный вид правонарушения отнесен к ведению федерального законодательства.
Выявленный ответчиком факт неочистки заявителем кровли домов от наледей и сосулек является неисполнением заявителем, как управляющей компанией, обязанности, предусмотренной п. 4.6.1.23 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 10, и установленной данным федеральным нормативным актом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что допущенное заявителем правонарушение должно было быть квалифицировано ответчиком по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть по нормативному акту, имеющему приоритет по сравнению с законодательством субъекта Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно указал в решении, что ссылка представителя ответчика на то, что данная обязанность по очистке кровли от наледи и сосулек предусмотрена также правилами благоустройства территории муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных постановлением главы города Ульяновска от 24.04.2008 N 2951, не является препятствием для привлечения виновного лица к ответственности по ст.7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ, п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 в связи с неправильной квалификацией правонарушения, учитывая, что дела о привлечении к административной ответственности по ст.7.22 КоАП РФ неподведомственны арбитражному суду, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований ОАО "Домоуправляющая компания Заволжского района".
Доводы, приведенные государственной жилищной инспекцией Ульяновской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 24 апреля 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 апреля 2009 года по делу N А72-3291/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3291/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Домоуправляющая компания Заволжского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ульяновской области