01 июля 2009 г. |
Дело N А65-24591/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Лукьяновой Т.А.,
судей Селиверстовой Н.А., Серебряковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ионовой О.В.,
с участием:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен;
от ответчика ООО "Коммунсервис-Актаныш" - не явился, извещен;
от ответчика ОАО "Коммунсервис" - не явился, извещен;
от ответчика ЗАО "Карат" - не явился, извещен;
от ответчика ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан" - не явился, извещен;
от третьего лица ООО "Евроазиатский регистратор" - не явился, извещен;
от третьего лица Хаблисламова Р.З. - не явился, извещен;
от третьего лица Гимазов Н.Ф. - не явился, извещен;
от третьего лица Галимзянов Д.Р. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2009 года по делу N А65-24591/2008 (судья Мельникова Н.Ю.) по иску Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань, к 1. Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, 2. ООО "Коммунсервис-Актаныш", с. Актаныш, Республика Татарстан, 3. ОАО "Коммунсервис", с. Актаныш, Республика Татарстан, 4. ЗАО "Карат", г. Казань, 5. ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан", г. Казань, третьи лица - 1. ООО "Евроазиатский регистратор", г. Казань, 2. Хаблисламова Р.З., с. Актаныш, Республика Татарстан, 3. Гимазов Н.Ф., с. Актаныш, Республика Татарстан, 4. Галимзянов Д.Р., с. Актаныш, Республика Татарстан, о признании недействительной сделки купли-продажи 1 640 838 обыкновенных именных акций ОАО "Коммунсервис" между Министерством земельных и имущественных отношений и ООО "Коммунсервис-Актаныш", применении последствий недействительности сделки - об обязании ООО "Коммунсервис-Актаныш" вернуть Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 1 640 837 акций ОАО "Коммунсервис", а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан вернуть ООО "Коммунсервис-Актаныш" 4 618 522 руб.; ЗАО "Карат" вернуть ООО "Коммунсервис-Актаныш" 381 478 руб.; обязать ОАО "Коммунсервис" произвести запись в реестр акционеров о списание с лицевого счета ООО "Коммунсервис-Актаныш" акций ОАО "Коммунсервис" в количестве 382 666 штук и зачислить их на лицевой счет номинального держателя - ОАО "Центральный депозитарий РТ", обязав последнего зачислить указанные акции на счет депо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г. Казань (далее истец) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к 1. Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань (далее ответчик 1, министерство), 2. ООО "Коммунсервис-Актаныш", с. Актаныш, Республика Татарстан (далее ответчик 2), 3. ОАО "Комунсервис", с. Актаныш, Республика Татарстан (далее ответчик 3), 4. ЗАО "Карат", г. Казань (далее ответчик 4), 5. ОАО "Центральный депозитарий Республики Татарстан", г. Казань ( далее ответчик 5), третьи лица - 1. ООО "Евроазиатский регистратор", г. Казань, 2. Хаблисламова Р.З., с. Актаныш, Республика Татарстан, 3. Гимазов Н.Ф., с. Актаныш, Республика Татарстан, 4. Галимзянов Д.Р., с. Актаныш, Республика Татарстан, о признании недействительной сделки купли-продажи 1 640 838 обыкновенных именных акций ОАО "Коммунсервис" между Министерством земельных и имущественных отношений и ООО "Коммунсервис-Актаныш", применении последствий недействительности сделки - об обязании ООО "Коммунсервис-Актаныш" вернуть Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан 1 640 837 акций ОАО "Коммунсервис", а Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан вернуть ООО "Коммунсервис-Актаныш" 4 618 522 руб.; ЗАО "Карат" вернуть ООО "Коммунсервис-Актаныш" 381 478 руб.; обязать ОАО "Коммунсервис" произвести запись в реестр акционеров о списание с лицевого счета ООО "Коммунсервис-Актаныш" акций ОАО "Коммунсервис" в количестве 382 666 штук и зачислить их на лицевой счет номинального держателя - ОАО "Центральный депозитарий РТ", обязав последнего зачислить указанные акции на счет депо Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Ответчики иск не признали по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Полагают, что реализация ответчиком 1 акций посредством публичного предложения была осуществлена в соответствии с нормами ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В данном случае нормы ФЗ "О рынке ценных бумаг" не могут быть применены.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2009 года по делу N А65-24591/2008 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано. При принятии судебного акта суд основывался на том, что особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, не требуют выполнения тех условий по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, о которых заявляет истец.
Не согласившись с вынесенным решением Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований. Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом первой инстанции допущены нарушения материального права, так как при продаже Министерством земельных и имущественных отношений РТ (ответчик 1) акций посредством публичного предложения, ответчиком 1 были нарушены положения Федерального закона "О рынке ценных бумаг": реализация акций осуществлена ответчиком 1 без регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг (п. 2 ст. 27.6 ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Процедуру самих торгов не оспаривают.
Представитель истца в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представители третьих лиц в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствии не явившихся лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2009 года по делу N А65-24591/2008 исходя из нижеследующего.
Из материалов дела следует, что ОАО "Коммунсервис" было создано в 2006 г. в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" и Законом Республики Татарстан "О приватизации государственного имущества Республики Татарстан" в результате преобразования муниципального унитарного предприятия "Коммунсервис", что отражено в Уставе данного общества.
В соответствии с планом приватизации, который был зарегистрирован в установленном законом порядке, как и эмиссии ценных бумаг акций, 75% акций осталось в собственности Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений (ответчик 1)
Данные обстоятельства истцом не оспариваются, план приватизации в установленном порядке не признан недействительным.
В период с 28 апреля по 28 мая 2008 года ответчик 1 осуществил продажу посредством публичного предложения 75% акций минус 1 акция ответчика 3 - ОАО "Коммунсервис", с. Актаныш. Победителем торгов признан ответчик 2 (л.д. 9 т.1).
Проведение торгов оспорено не было.
Поскольку продажа произведена без регистрации проспекта ценных бумаг, истец полагает, что нарушены нормы ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ст. 27.6), права инвесторов по открытию информации, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с указанными выше исковыми требованиями.
Судебная коллегия считает, что вывод суда об отказе в признании данной сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки основан на полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 27.6 ФЗ " О рынке ценных бумаг", на нарушения которого ссылается истец, публичное обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) регистрации проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг);
2) раскрытия эмитентом информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается.
Поскольку позиция ответчика основана на том, что продажа акций осуществлялась в рамках Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", которым установлен иной порядок, истец должен доказать обратное, в том числе и наличие публичного обращения.
По мнению судебной коллегии это обстоятельство не доказано.
Согласно ст. 2 Закона " О рынке ценных бумаг" публичным обращением ценных бумаг является, в том числе, обращение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц.
В силу норм ст.5 ФЗ "Об акционерных обществах" особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Особенности правового положения акционерных общества, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий действуют с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 % принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончаний срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия.
В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные указанным Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст.1 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Таким образом, приватизация государственного и муниципального имущества является специальным способом прекращения права собственности государства путем возмездного отчуждения им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законодательством - Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом п. 2 ст. 3 Федерального закона о приватизации содержит указание на отношения, возникшие при отчуждении имущества, на которые указанный Закон не распространяется.
Отчуждение указанного в настоящем пункте государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. В перечне имущества (п. 2 ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества") отсутствуют акции акционерного общества, находящиеся в собственности государства, и реализуемые им посредством публичного предложения.
Исходя из п. 4 ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным настоящим Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства.
При этом п. 2 ст. 217 ГК РФ предусмотрено, что при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества указаны в ст. 13 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", где одним из способов является продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Согласно указанного выше законодательства о приватизации реализация государством права продажи имущества возложена в данном случае на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
Согласно ст. 23 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" определен порядок продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.
Так публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.
Пункт 2 ст. 23 Закона содержит требования, какую информацию должно содержать информационное сообщение при продаже имущества посредством публичного предложения.
При этом ни ст. 15, ни ст. 23 ФЗ о приватизации не требуют наличия в информационном сообщение информацию (либо номер) о регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг.
Поскольку ст. 5 указанного Федерального закона ограничивает круг покупателей государственного и муниципального имущества, из совокупности вышеуказанных норм права следует, что публичное предложение - это один из способов продажи государственного или муниципального имущества в рамках Закона "О приватизации _", которое является публичной офертой.
Заявку на приобретение государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения вправе подать заявитель, который входит в круг покупателей, предусмотренных ст. 5 ФЗ о приватизации.
В соответствии с пунктом 3.3.40. Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (утв. постановлением КМ РТ от 22 августа 2007 г. N 407) ответчик 1 осуществляет в соответствии с законодательством от имени Республики Татарстан права акционера (участника) акционерных обществ (хозяйственных обществ), акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Республики Татарстан.
Следовательно, продажа акций, находящихся в республиканской собственности, произведена ответчиком 1 в соответствии со своими полномочиями, и в рамках законодательства о приватизации имущества, которое исключает применение Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Иные доводы апелляционной жалобы (право истца на обращение в суд, оценка произведенной приватизации) проверены судебной коллегией и признаны несостоятельными, так как судом первой инстанции рассмотрен спор по существу заявленных требований, а иные доводы не относятся к предмету и основанию иска.
Таким образом, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основания своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2009 года по делу N А65-24591/2008 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 мая 2009 года по делу N А65-24591/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Т.А. Лукьянова |
Судьи |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24591/2008
Истец: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, г.Казань
Ответчик: Открытое акционерное общество "Центральный депозитарий РТ", Открытое акционерное общество "Коммунсервис", село Актаныш, Общество с ограниченной ответственностью "Коммунсервис-Актаныш", село Актаныш, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г.Казань, Закрытое акционерное общество "Карат", г.Казань
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Татарстан,г.Наб.Челны
Третье лицо: Хаблисламова Рамзия Зуфаровна, с.Актаныш, Общество с ограниченной ответственностью "Евроазиатский регистратор", г.Казань, Гимазов Нияз Фаяздинович, Галимзянова Дамира Рифкатовна
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4481/2009