06 июля 2009 г. |
Дело N А55-3286/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кувшинова В.Е., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Теванян Г.А., доверенность от 18.11.2008 г. N 6087,
от ответчика - Ловыгина Е.В., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-05,
от третьих лиц:
муниципального общеобразовательного учреждения лицей "Классический" городского округа Самара - не явился, извещен,
Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июля 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2009 года по делу N А55-3286/2009 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области,
третьи лица:
муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Классический" городского округа Самара,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области,
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2873,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, и об обязании ответчика зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное общеобразовательное учреждение лицей "Классический" городского округа Самара и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 06 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что правоустанавливающим документом для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2 873,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, является именно представленное заявителем постановление главы г. Самары от 19.09.1994 г. N 1350.
При этом совокупность представленных заявителем документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, УФРС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что на государственную регистрацию Департаментом представлено заявление, в соответствии с которым заявитель просил зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок на основании п. 2 Перечня документов, необходимых для регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 г. N 404 (далее - Перечень).
В качестве правоустанавливающего документа заявителем представлено постановление администрации г. Самары от 19.09.1994 г. N 1350 "О предоставлении учреждениям отдела образования администрации Железнодорожного района фактически занимаемых земельных участков".
Однако указанное постановление не содержит сведений о земельном участке по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5. Кроме того, площадь земельного участка, указанная в данном постановлении (0,28 га) не совпадает с площадью, указанной в кадастровом плане земельного участка от 06.10.2006 г. N 01-4-8/06-8127 (2873 кв.м.).
Считает, что вывод суда о том, что сама по себе возможность идентификации объектов снимает вопрос о предоставлении надлежащих правоустанавливающих документов, свидетельствующих о возникновении права на заявленный объект недвижимого имущества, противоречит нормам материального права и сложившейся по данному вопросу арбитражной практике.
Кроме того, представленная на государственную регистрации выписка из реестра муниципального имущества не может быть принята во внимание, поскольку в качестве основания регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок в представленном на регистрацию заявлении был указан п. 2 Перечня.
Представитель УФРС по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления главы г. Самары от 19.09.1994 г. N 1350 медицинскому лицею предоставлен в постоянное пользование фактически занимаемый земельный участок площадью 0,28 га, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 31-а (л.д. 9-10).
19.01.1995 г. лицею выдано свидетельство N 202017 на постоянное пользование фактически занимаемым земельным участком площадью 0,2803 га (л.д. 11).
Согласно данным технического паспорта по состоянию на 25.12.2004 г. адрес объекта недвижимости - г. Самара, ул. Владимирская, 37/5 (л.д. 81-88).
По результатам проведенных в 2005 году землеустроительных работ фактическая площадь земельного участка составила 2 873 кв.м., из них застроенная - 898,5 кв.м., что подтверждается материалами землеустроительного дела (л.д. 62-78).
Постановлением главы города Самары от 29.12.2005 г. N 3740 утвержден проект границ земельного участка площадью 2 873,0 кв.м., относящегося по категории к землям поселений, занимаемого зданием и прилегающей территорией, расположенного по адресу: ул. Владимирская, 37/5 в Железнодорожном районе (л.д. 79, 94).
На основании заявки Департамента 18.09.2006 г. проведен кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Владимирская, 37/5 в Железнодорожном районе, что подтверждается кадастровым планом от 06.10.2006 г. (л.д.12-13).
Департамент обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2 873,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5.
Сообщением от 28.11. 2008 г. N 01/238/2008-603 заявителю отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект (л.д.6-8). Основанием для отказа, по мнению регистрирующего органа, является не представление правоустанавливающего документа, так как в представленном на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документе - постановлении администрации города Самары от 19.09.1994 г. N1350 отсутствуют сведения о данном земельном участке.
Не согласившись с действиями регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 19 Земельного кодекса РФ основаниями возникновения права муниципальной собственности вследствие разграничения государственной собственности на землю являются: нахождение на земельном участке объектов недвижимости, являющихся собственностью муниципального образования; предоставление данного земельного участка органам местного самоуправления, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Загон о регистрации), Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006г. N 404, на государственную регистрацию заявителем представлены документы, подтверждающие возникновение права муниципальной собственности - постановление главы г. Самары от 19.09.1994 г. N1350 и свидетельство N 202017 о предоставлении спорного земельного участка некоммерческой организации, учрежденной органом местного самоуправления, что подтверждается распиской (л.д.15).
Судом первой инстанции установлено, и материалами дела подтверждается, что по своей организационно-правовой форме муниципальное образовательное учреждение лицей "Классический" является некоммерческой организацией в виде бюджетного учреждения, созданной органами местного самоуправления (л.д. 120-130).
Согласно ст. 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В данном случае таким актом является постановление главы г. Самары от 19.09.1994 г. N 1350.
Относительно разночтений, имеющихся в документах относительно адреса земельного участка, суд первой инстанции обоснованно указал на следующее.
Согласно материалам землеустроительного дела адрес земельного участка - улица Владимирская, 31 А, исправлен на адрес - улица Владимирская, 37/5, на основании письма ФГУП "Ростехинвентаризация" от 14.04.2005 г. N 01-11-6053 (л.д.62).
В соответствии с указанным письмом здание медицинского лицея поставлено на технический учет по адресу: г. Самара, ул. Владимирская, 37/5, объект недвижимого имущества зарегистрирован 22.05.1970 г. в книге регистрации N 2 в реестре N 1031 на основании приказа начальника ГЖУ от 19.03.1970 г. N 102 (л.д. 17).
Кроме того, согласно техническому заданию на межевание земель по состоянию на 05.08.2005 г. местоположением земельного участка является Железнодорожный район, улица Владимирская, участок 37/5, адресом пользователя земельного участка - г. Самара, ул. Владимирская, 31 а, общая площадь землепользования составляет 2 873,0 кв.м. (л.д.89, 90).
В соответствии с документами о межевании земельный участок площадью 2 873,0 кв.м. фактически занят зданием, расположенным по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 31 А, кадастровый номер 63:01:0104005 (л.д. 95-101).
Согласно данным технического паспорта по состоянию на 25.12.2004 г. адрес объекта недвижимости - г. Самара, ул. Владимирская, 37/5, который расположен на фактически занимаемом земельном участке площадью 2842,8 кв.м., в том числе застроенная - 903,4 кв.м. (л.д.81-88).
При этом запись о данных земельного участка сделана 25.12.2005 г. (л.д. 82), тогда как проект границ земельного участка утвержден 29.12.2005 г. (л.д.79), в связи с чем наблюдаются незначительные расхождения в площади земельного участка (площадь - 2873,0 кв.м., в том числе под зданием - 898,50 кв.м.).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что правоустанавливающим документом для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 2 873,0 кв.м., кадастровый номер 63:01:0104005:0018, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, является именно представленное заявителем постановление главы г. Самары от 19.09.1994 г. N 1350.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к указанному Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета РФ, и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", подтверждением права собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Судом первой инстанции также установлено, и материалами дела подтверждается, что в регистрирующий орган заявителем представлена выписка из реестра муниципальной собственности от 08.12.2006 г. N 15-07-06/63891, в соответствии с которой объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Владимирская, 37/5, литера АА1А2, состоит в реестре муниципального имущества городского округа Самара за номером 015139 на основании Решения Малого Совета Самарского городского Совета народных депутатов от 17.09.1992 г. N 222 (л.д.16).
В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, заявителем регистрирующему органу также представлен кадастровый план земельного участка от 06.10.2006 г. (л.д. 12-13, 15).
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции обоснованно указано, что совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
При таких обстоятельства суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия УФРС по Самарской области не соответствуют требованиям ст.ст. 17, 20 Закона о регистрации, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, и обоснованно удовлетворил требования Департамента.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии судебного акта и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 мая 2009 года по делу N А55-3286/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3286/2009
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Муниципальное образовательное учреждение лицей "Классический"