09 июля 2009 г. |
дело N А55-6402/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель Стецкая В.В. (решение от 10.08.2005),
от ответчика - представитель Фокеева А.Ю. (доверенность от 16.06.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2009 года, в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2009 года по делу N А55-6402/2009 (судья Черномырдина Е.В.), принятое по заявлению ООО "ЭСПУАР турне", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным и отмене постановления от 26.03.2009 N 243 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭСПУАР турне" (далее - заявитель, ООО "ЭСПУАР турне", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области) от 26.03.2009 N 243 (л.д. 4) по делу об административном правонарушении, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2009 года заявление удовлетворено, постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области от 26.03.2009 N 243 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области, не согласившись с решением суда от 22 мая 2009 года, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 22 мая 2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ЭСПУАР турне" в судебном заседании просил решение суда от 22 мая 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 22 мая 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, 16.03.2009 должностными лицами Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Самарской области осуществлена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в туристическом агентстве "ЭСПУАР турне", принадлежащем ООО "ЭСПУАР турне". В ходе проверки установлено, что менеджер Фечина А.А., получив от покупателя Меркулова А.Г. деньги в сумме 3000 руб. за оформление заявки на бронирование, оформив заявку, не применила контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) на сумму 3000 руб. По результатам проверки 16.03.2009 составлен акт N140118 (л.д. 21-22).
По вышеназванным обстоятельствам в отношении ООО "ЭСПУАР турне" 18.03.2009 налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 604/2 (л.д. 29-30).
В последующем налоговым органом 26.03.2009 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 243, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 19-20).
Заявитель, не согласившись с принятым налоговым органом постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на допущенные налоговым органом существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности, а также на недоказанность события правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает, что, удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 30 000 рублей до 40 000 рублей.
Из пунктов 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела имеется решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 10 апреля 2009 года по делу по жалобе Стецкой В.В. на постановление о привлечении ее к административной ответственности (л.д.47). Названным решением установлено, что проведенная 16.03.2009 проверка деятельности ООО "ЭСПУАР турне" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт осуществлена методом проверочной закупки.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названное решение Автозаводского районного суда г. Тольятти имеет преюдициальное значение, и установленные в нем обстоятельства повторному доказыванию не подлежат.
Вместе с тем, статьей 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка отнесена к оперативно-розыскным мероприятиям. Согласно статье 13 вышеназванного закона налоговые органы, не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Ссылка налогового органа на факт покупки товара случайным покупателем, не может рассматриваться как доказательство неприменения контрольно-кассовой техники, то есть не является допустимым в силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как свидетельствуют материалы дела, покупатель Меркулов А.Г. в качестве свидетеля в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ не привлекался. Поэтому суд первой инстанции правомерно указал в решении, что утверждение налоговой инспекции о покупке товара посторонним покупателем является не обоснованным.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Выводы налогового органа, изложенные в оспариваемом постановлении, о доказанности события правонарушения основаны на протоколе и акте проверки. Вместе с тем, поскольку вышеназванные доказательства получены с нарушением закона, они не могут быть приняты судом во внимание.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В материалах дела отсутствуют объективные доказательства, позволяющие установить факт осуществления заявителем оказания услуги без применения контрольно-кассовой техники.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований ООО "ЭСПУАР турне".
Доводы, приведенные Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 22 мая 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Исходя из положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 мая 2009 года по делу N А55-6402/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6402/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Эспуар-Турне"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области
Третье лицо: Меркулов А.Г.
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4806/2009