09 июля 2009 г. |
Дело N А72-3301/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Прохорова С.А., доверенность от 13.01.2009 г. N 01-13/59,
от третьих лиц:
мэрии г. Ульяновска - Прохорова С.А., доверенность от 06.02.2009 г. N 21-01-08,
Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Комитета архитектуры и градостроительства г. Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 апреля 2009 года по делу N А72-3301/2008 (судья Семенова М.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К"
к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска
третьи лица:
мэрия г. Ульяновска
Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 19.03.2008 г. N 01-13/1096,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Иваноффъ и К" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска (далее - ответчик, Комитет), с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа от 19.03.2008 г. N 01-13/1096 в предварительном согласовании места размещения объекта под строительство кафе по ул. Бебеля северо-восточнее кинотеатра "Художественный" по ул. Гончарова, 24 в Ленинском районе г. Ульяновска и об обязании ответчика подготовить проект постановления (распоряжения) Главы г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - кафе - по ул. Бебеля северо-восточнее кинотеатра "Художественный" по ул. Гончарова. 24, в Ленинском районе г. Ульяновска.
Определением суда от 28.07.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена мэрия г. Ульяновска.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2008 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.11.2008 г., признан недействительным отказ Комитета от 19.03.2008 г. N 01-13/1096 в предварительном согласовании места размещения объекта под строительство кафе по ул. Бебеля северо-восточнее кинотеатра "Художественный" по ул. Гончарова, 24 в Ленинском районе г. Ульяновска. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Комитет обязан подготовить проект постановления (распоряжения) главы г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - кафе по ул. Бебеля северо-восточнее кинотеатра "Художественный" по ул. Гончарова. 24 в Ленинском районе г. Ульяновска в двухнедельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2008 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2008 г. по настоящему делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом кассационной инстанции указано, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции следовало предложить заявителю уточнить требования, истребовать документы по делу, проверить обращение заявителя на соответствие требованиям ст.31 Земельного кодекса РФ, дать оценку документам, приложенным к заявлению, разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства по имеющимся в деле доказательствам.
Определением суда от 17.02.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
При новом рассмотрении дела заявитель уточнил требования и просил признать незаконным отказ, выраженный в письме от 19.03.2008 г. N 01-13/1096, Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, в рассмотрении заявления ООО "Иваноффъ и К". Судом приняты уточнения заявленных требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2009 г. признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в рассмотрении заявления ООО "Иваноффъ и К", выраженный в письме от 19.03.2008 г. N 01-13/1096.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не был соблюден порядок, установленный ст.31 ЗК РФ, обращения с заявлением в мэрию г. Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта - отдельно стоящего кафе с приложением соответствующего пакета документов.
Оспариваемый отказ Комитета в рассмотрении заявления Общества, выраженный в письме от 19.03.2008 г. N 01-13/1096, не соответствует Федеральному закону от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке обращений граждан Российской Федерации", ст. 31 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы ООО "Иваноффъ и К" в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не принято во внимание тот факт, что оспариваемое письмо Комитета дано в рамках обращения заявителя от 13.11.2007 г. N 141 о повторном рассмотрении на Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска вопроса о строительстве кафе. При этом представленное заключение ООО "Техмонтаж" не носит положительный характер в отношении размещения отдельно стоящего здания кафе. Следовательно, у Комитета не имелось оснований повторно выносить на Комиссию вопрос о возможном размещении здания кафе в связи с невыполнением требований решения Комиссии от 16.07.2007 г. о предоставлении положительного заключения о соответствии нормам пожарной безопасности при размещении отдельно стоящего здания кафе.
Суд, установив, что заявителем не соблюден порядок, предусмотренный ст. 31 Земельного кодекса РФ, необоснованно сослался на п. 9 ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Считает, что судом сделан неправильный вывод о том, что оспариваемый отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика и третьего лица - мэрии г. Ульяновска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители заявителя и третьего лица - Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 06 июля 2009 года объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ до 12 часов 30 минут 08 июля 2009 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика и третьего лица -мэрии г. Ульяновска, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы города Ульяновска от 20.01.2006 г. N 172 Обществу предварительно согласовано место размещения пристройки к зданию кинотеатра "Художественный" под кафе на земельном участке площадью 321,9 кв. м., находящемся по ул. Бебеля (северо-восточнее здания кинотеатра "Художественный") в Ленинском районе; утвержден акт выбора земельного участка от 30.09.2008 г и проект границ земельного участка; разрешено проведение проектных работ для строительства пристройки; передан в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 312,9 кв. м для выполнения изыскательских работ (л.д. 7-8).
При проведении проектно-изыскательских работ заявитель пришел к выводу о нецелесообразности строительства пристройки к зданию кинотеатра и решил осуществить на том же земельном участке строительство отдельно стоящего здания кафе, в связи с чем, заявитель обратился к Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением от 15.06.2007 г. N 83, в котором просил изменить наименование объекта строительства в акте выбора земельного участка от 30.09.2005 г. (л.д. 46).
Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области направило главе города Ульяновска письмо от 25.06.2007 г. N 17-3934, в котором просило рассмотреть на Комиссии по землепользованию и застройке заявление ООО "Иваноффъ и К" о возможности размещения отдельно стоящего здания кафе на ранее предоставленном земельном участке.
Указанное письмо Министерства передано в мэрию г. Ульяновска 26.06.2007 г. (вх. 1381401) а также в Комитет 02.07.2007 г. (вх. 4298) (л.д. 47).
Письмом от 27.08.2007 г. N 01-13/5143 Комитет сообщил заявителю о том, что 16.07.2007 г. Комиссия по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, рассмотрев обращение заявителя о строительстве кафе, отказала в согласовании размещения кафе в связи с отсутствием противопожарных разрывов от существующих зданий, а также в связи с тем, что Комитету не было представлено согласие на строительство здания кафе, полученное от Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области (л.д. 39).
13.11.2007 г. заявитель обратился в Комитет с заявлением N 141, в котором просил повторно рассмотреть на Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска вопрос о строительстве кафе по ул. Бебеля северо-восточнее кинотеатра "Художественный" по ул. Гончарова, 24.
К указанному заявлению Обществом приложены письмо Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области от 13.11.2007 г. N 3177, из которого следует, что Управлением согласовывается строительство кафе при выполнении Обществом определенных условий, а также заключение о соответствии нормам пожарной безопасности места размещения пристройки по ул. Бебеля в Ленинском районе г. Ульяновска от 26.10.2007 г. N 110-Э/07, а не отдельно стоящего здания кафе (л.д. 10).
В ответ на данное заявление Комитет письмом от 19.03.2008 г. N 01-13/1096, сославшись на вход. N 25721-01 от 20.11.2007 г.) сообщил Обществу, что рассмотрение его обращения о возможности строительства кафе до утверждения проекта планировки территории Ленинскою района города Ульяновска не представляется возможным (л.д. 9).
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка.
Далее, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что ООО "Иваноффъ и К" с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - отдельно стоящего здания кафе с указанием необходимых характеристик и приложением документов в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса РФ, не обращался.
Из обращения ООО "Иваноффъ и К" от 15.06.2007 г. N 83 следует, что заявитель просил внести изменения в акт выбора земельного участка от 30.09.2005 г. в части, касающейся наименования объекта строительства.
Комиссия по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, рассмотрев обращение заявителя о строительстве кафе, отказала в согласовании размещения кафе в связи с отсутствием противопожарных разрывов от существующих зданий, а также в связи с тем, что Комитету не было представлено согласие на строительство здания кафе, полученное от Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области.
Данный отказ никем не оспорен и не признан незаконным.
Из обращения от 13.11.2007 г. N 141 следует, что заявитель просил повторно рассмотреть на Комиссии по землепользованию и застройке при администрации (мэрии) г. Ульяновска вопрос о строительстве кафе.
Судом апелляционной инстанции установлено, что представленное с заявлением от 13.11.2007 г. N 141 заключение ООО "Техномонтаж" от 26.10.2007 г. N 110-Э/07 содержит вывод лишь о возможности размещении пристройки по ул. Бебеля в Ленинском районе г. Ульяновска с соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении ряда условий, а не отдельно стоящего здания кафе.
Таким образом, причины, препятствующие согласованию на Комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска вопроса о размещения кафе заявителем на момент обращения от 13.11.2007 г. N 141 устранены не были, и, следовательно, оснований для повторного рассмотрения указанного вопроса у Комитета не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, частям 2 и 3 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета в рассмотрении заявления Общества, выраженный в письме от 19.03.2008 г. N 01-13/1096, не соответствует Федеральному закону от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке обращений граждан Российской Федерации", ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В рамках Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ могут быть рассмотрены все обращения, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами - в настоящем случае Земельным кодексом РФ.
Кроме того, ООО "Иваноффъ и К" с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - отдельно стоящего здания кафе с указанием необходимых характеристик и приложением документов в соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса РФ не обращался.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства, и оснований для признания его незаконным у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, решение суда следует отменить, в удовлетворении заявления ООО "Иваноффъ и К" отказать.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 апреля 2009 года по делу N А72-3301/2008 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К", г. Ульяновск, в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Иваноффъ и К", г. Ульяновск, в пользу Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска судебные расходы по государственной пошлине в размере 2 000 руб.
Исполнительные листы выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3301/2008
Истец: ООО "Иваноффъ и К"
Ответчик: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска
Третье лицо: Мэрия г. Ульяновска