13 июля 2009 г. |
Дело N А72-6531/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Засыпкиной Т.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июля 2009 г., в зале N 7, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2009 года по делу N А72-6531/2008 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновский речной порт", г. Ульяновск,
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области
третье лицо:
Правительство Ульяновской области
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновский речной порт" (далее - заявитель, ОАО "Ульяновский речной порт" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области (далее - ответчик, Управление Роснедвижимости по Ульяновской области) с заявлением, с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий:
- по внесению в 2004 году на основании постановления главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" недостоверных результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, в Государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земель;
- по применению путем предоставления согласно постановления главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 г. N 1 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области" недостоверных результатов государственной кадастровой оценки но состоянию на 01.01.2006 г. и на 01.01.2007 г. принадлежащего ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области для целей последующего налогообложения, сообщённых письмом от 29.11.2005 г. N03/1272, согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре земельных участков по состоянию на 29.11.2005 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Ульяновской области.
Решением суда первой инстанции от 28 апреля 2009 г. требования заявителя оставлены без удовлетворения.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходи из того, что внесение ответчиком в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земель на основании результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка, а также сообщение ответчиком налоговым органам для целей последующего налогообложения результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка является обязанностью ответчика, установленной приведенными нормами Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Следовательно, ответчик был обязан совершить действия, оспариваемые заявителем, и не имел возможности совершить иные действия. Ответчиком при совершении оспариваемых действий не нарушены требования ни одного из нормативных актов, указанных заявителем.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ОАО "Ульяновский речной порт" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указывает, что в рамках настоящего дела суду следовало рассмотреть вопрос о неприменении постановления от 08.01.2004 г. N 1 ввиду его незаконности, так как оно вынесено с нарушением ст. 66 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ о 08.04.2000 г. N 316, приказа Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, Федерального закона РФ от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
На момент принятия и последующего утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель постановлением от 08.01.2004г. N 1 отсутствовало какое-либо экономическое обоснование устанавливаемой стоимости земель, что служит подтверждением незаконности указанного постановления. Незаконность оспариваемого постановления от 08.01.2004 г. N 1 подтверждается также и тем, что в процессе его принятия Главой Ульяновской области были допущены нарушения законодательства. На утверждение органу исполнительной был представлен отчет, содержащий результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области, который не прошел согласование Росземкадастра и не был проверен на предмет соответствия Методике государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337.
В связи с этим суд должен был установить, что действия ответчика, основанные на постановлении от 08.01.2004 г. N 1, подлежат признанию незаконными, а само постановление - не подлежащим применению, вне зависимости от того, что это постановление не было признано недействительным судом, а отменено органом его принявшим.
Кроме того, судом допущено неверное применение норм материального права (неверное толкование ч. 4 ст. 17, ст. 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Считает, что при рассмотрении спора суд недостаточно исследовал вопрос нарушения прав ОАО "Ульяновский речной порт" в области предпринимательской и экономической деятельности неправомерными действиями ответчика.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Роснедвижимости по Ульяновской области и Правительство Ульяновской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ, удовлетворено ходатайство ОАО "Ульяновский речной порт" о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ульяновский речной порт" на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Железнодорожный район, Портовая, 25, которому присвоен кадастровый номер 73:24:010402:003.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" в Ульяновской области проводилась государственная кадастровая оценка земель.
Работы по кадастровой оценке земель на основании договора, заключенного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ульяновской области, проводились Институтом геоинформационных систем ФКЦ "Земля".
24.10.2002 г. результаты оценки согласовывались областной Комиссией по рассмотрению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель и направлены на утверждение Губернатору Ульяновской области.
Постановлением главы администрации Ульяновской области от 08.01.2004 г. N 1 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Ульяновской области. В соответствии с приложением N 24 к указанному постановлению стоимость земель под промышленными объектами оценочного квартала 73:24:010402 в отношении земельного участка ОАО "Ульяновский речной порт" с кадастровым номером 73:24:010402:003, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Портовая, 25, составляет 2 895 руб. за 1 кв.м.
Заявитель полагает, что указанный размер оценки стоимости земельного участка является завышенным, в подтверждение чего представил отчет об оценке имущества от 17.11.2008 г. N 0417/08, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "ЭКСО ТПП-Ульяновск", в отношении принадлежащего заявителю земельного участка площадью 194 549 кв.м. с кадастровым номером 73:24:01 04 02:0003, на 01.01.2007 г., согласно которому рыночная стоимость 1 кв.м. указанного земельного участка составляет 781,79 руб.
Заявитель считает, что оспариваемые действия ответчика нарушают права и законные интересы заявителя, так как указанные действия были направлены на внесение в 2004 году в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земель недостоверных результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка, а также на применение для целей последующего налогообложения недостоверных результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2006 г. и на 01.01.2007 г. принадлежащего заявителю земельного участка. По мнению заявителя, ответчик нарушил требования статьи 66 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 г. N П/337, Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, введенному в действие с 29.10.2001 г., для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 г. N 418 "Об утверждении Положения о федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости" функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом.
В силу пункта 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной оценки земель.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с указанными положениями главой администрации постановлением от 08.01.2004г. N 1 утверждены результаты оценки земель поселений Ульяновской области. Данное постановление опубликовано для всеобщего сведения в изданиях "Ульяновская правда" и "Деловой Вестник" в 2004 г.
Приложение N 24 к названному постановлению, являющееся его составной частью, содержит кадастровую оценку земель по видам функционального использования, которой заявитель и другие лица должны руководствоваться при решении вопросов налогообложения и иных вопросов.
Следовательно, данное постановление принято уполномоченным органом государственной власти, официально опубликовано, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, что дает основания для его оценки в качестве нормативного правового акта.
Судом первой инстанции правильно указано в решении на то, что ни один из указанных заявителем нормативных актов не устанавливает полномочий ответчика по ревизии предоставленных ответчику сведений о государственной кадастровой оценке земель.
Частью 4 ст. 17 Федерального закона РФ от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статьей 22 этого же Федерального закона установлена обязанность органа кадастрового учета по предоставлению налоговым органам сведений государственного земельного кадастра об определенном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что внесение ответчиком в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земель на основании результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка, а также сообщение ответчиком налоговым органам для целей последующего налогообложения результатов государственной кадастровой оценки принадлежащего заявителю земельного участка является обязанностью ответчика, установленной приведенными нормами Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Следовательно, ответчик был обязан совершить действия, оспариваемые заявителем, и не имел возможности совершить иные действия.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции обоснованно оставлены без удовлетворения требования ОАО "Ульяновский речной порт".
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 апреля 2009 года по делу N А72-6531/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6531/2008
Истец: ОАО "Ульяновский речной порт"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области
Третье лицо: Правительство Ульяновской области