20 июля 2009 г. |
Дело N А65-17819/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 20 июля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Сабирова Н.А., доверенность от 30.12.2008 г., Сергеева Н.В., доверенность от 30.03.2009 г.,
от налогового органа - Сосипатров Д.М., доверенность от 10.06.2009 г., Гарифуллина Р.Ф., доверенность от 19.02.2009 г., Шакиров Р.Р., доверенность от 16.07.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2009 г. по делу N А65-17819/2008 (судья Якупова Л.М.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Химстрой", г. Нижнекамск,
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, г. Нижнекамск,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Химстрой" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконными действий по учету задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам и о возложении на налоговый орган обязанности восстановить нарушенные права налогоплательщика путем исключения из налоговых платежей (лицевого счета налогоплательщика) 175 225 862, 07 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2009 г. по делу N А65-17819/2008 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС РФ N11 по РТ по учету задолженности: по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 2 821 662, 62 руб.; по пеням в размере 3 046 409, 58 руб.; по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6 467 359, 42 руб.; по пеням в сумме 18 961 854, 18 руб.; по штрафам в размере 65 680, 4 руб.; по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в размере 55 451, 06 руб.; по пеням в сумме 165 433, 28 руб.; по налогу с продаж в размере 25 970, 53 руб.; по пеням в сумме 110 789, 9 руб.; по прочим налогам и сборам в размере 601 992, 9 руб.; по пеням в сумме 281 586, 12 руб.; по штрафам в размере 35 470, 96 руб.; недоимки по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 16 541 881, 4 руб.; по пеням в сумме 61 093 867, 73 руб.; штрафам в размере 73 920, 18 руб.; недоимки по взносам в Фонд социального страхования РФ в сумме 915 359 руб.; по пеням в размере 3 270 821, 68 руб.; недоимки по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 978 984, 77 руб.; по пеням в размере 5 195 323, 47 руб.; по штрафам в сумме 63 752, 38 руб.; недоимки по взносам в Государственный фонд занятости в размере 145 316, 27 руб.; по пеням в сумме 2 311 326, 61 руб.; по пеням по целевому сбору с граждан в сумме 27 481, 56 руб.; по прочим местным налогам и сборам в размере 109 540, 1 руб.; по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 385 006, 65 руб. На налоговый орган возложена обязанность устранить нарушенные права заявителя путем исключения из налоговых платежей указанной задолженности.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции и отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом были отражены в карточке лицевого счета заявителя начисления по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 821 662, 62 руб. 62 коп, пеням в размере 3 046 409, 55 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6 467 359, 42 руб., пеням в сумме 18 961 854, 18 руб., налоговым санкциям в размере 65 680, 4 руб., налогу на реализацию ГСМ в сумме 55 451, 06 руб., пеням в размере 165 433, 28 руб., налогу с продаж в сумме 25 970, 53 руб., пеням в размере 110 789, 9 руб., прочим налогам и сборам в сумме 601 992, 9 руб., пеням в размере 281 586, 12 руб., налоговым санкциям в сумме 35 470, 96 руб., недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 16 541 881, 4 руб., пеням в сумме 61 093 867, 73 руб., налоговым санкциям в сумме 73 920, 18 руб., недоимке по взносам в Фонд социального страхования РФ в размере 915 359 руб., пеням в сумме 3 270 821, 68 руб., недоимке по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 978 984, 77 руб., пеням в сумме 5 195 323, 47 руб., налоговым санкциям в сумме 63 752, 35 руб., недоимке по взносам в государственный фонд занятости в размере 145 316, 27 руб., пеням в сумме 2 543 747, 14 руб., пеням по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г. в сумме 2 311 326, 61 руб., пеням по целевому сбору на содержание милиции, на благоустройство территории в размере 27 481, 56 руб., пеням по прочим местным налогам и сборам в сумме 109 540, 1 руб., пеням по налогу с владельцев транспортных средств в размере 385 006, 65 руб.
Из материалов дела также следует, у заявителя до 1998 г. образовалась задолженность по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в размере 55 451, 06 руб., а пени по данному налогу начислены заявителю налоговым органом по состоянию на 01.01.2009 г. в сумме 165 423 руб.
Налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен статьей 4 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации".
С 01.01.2001 г. статья 4 указанного закона была исключена в соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Следовательно, с 01.01.2001 г. налог на реализацию горюче-смазочных материалов был отменен.
Из материалов дела также следует, что в карточке лицевого счета заявителя налоговым органом отражена недоимка по налогу с продаж в размере 25 970, 53 руб. и начисленные пени в сумме 110 789, 9 руб.
Согласно статье 4 Федерального закона от 27.11.2001г. N 148 "О несении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" глава 27 Налогового кодекса РФ "Налог с продаж" утратила силу с 01.01. 2004 г. из чего следует, что налог с продаж отменен с 01.01.2004 г.
Из материалов дела также следует, что в карточке лицевого счета заявителя налоговым органом отражена задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 6 467 359, 42 руб., по пеням в размере 18 961 854, 18 руб., по штрафам в сумме 65 680, 4 руб.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ налог на пользователей автомобильных дорог был отменен с 01.01.2003 г.
Налоговым органом отражены в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20.08.2008 г. начисления по налогу с владельцев и приобретателей транспортных средств в сумме 385 006, 65 руб.
Этот налог был отменен с 01.01.2003 г. Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ.
Из материалов дела следует, что требованием от 28.01.2000 г. N 4 налоговый орган предложил заявителю уплатить задолженность в общей сумме 49 810 000 руб.. в том числе 25 087 000 руб. недоимки, 24 133 000 руб. пеней и 590 000 руб. штрафов.
Согласно представленной налоговым органом расшифровки к требованию об уплате налога за обществом числилась недоимка по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 55 000 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6 162 000 руб., налогу с владельцев транспортных средств в сумме 70 000 руб.. налогу на приобретение транспортных средств в размере 50 000 руб.
На основании данного требования судебному приставу направлялись постановления от 07.02.2000 г. N 3 и N 4 о взыскании 11 037 000 руб. и 13 477 000 руб. задолженности за счет имущества организации - должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Нижнекамского ГП ССП ГУ МЮ РФ по Республике Татарстан от 30.01.2004 г. N 6-36/04 исполнительное производство, возбужденное на основании постановлений налогового органа от 07.02.2000 г. N 3 и N 4 о взыскании с заявителя задолженности по налогам и сборам в общей сумме 25 087 000 руб. окончено в связи с фактическим исполнением.
Таким образом, недоимка по налогу на реализацию ГСМ в сумме 55 000 руб., налогу на пользователей автомобильных дорог в размере 6 162 000 руб., налогу на приобретение транспортных средств в размере 50 000 руб., налогу с владельцев транспортных средств в сумме 70 000 руб. погашена заявителем, что подтверждается также и показаниями свидетеля - судебного пристава-исполнителя, данными суду первой инстанции.
Как следует из справки о состоянии расчетов по состоянию на 20.08.2008 г. налоговым органом отражены начисления по недоимке по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 16 541 881, 4 руб., по взносам в Фонд социального страхования в размере 916 454, 12 руб., по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 979 714, 85 руб., по взносам в Государственный фонд занятости в размере 145 316, 27 руб.
Из материалов дела следует, что, указанная недоимка была передана налоговому органу до 2001 года.
По состоянию на 01.01.2009 г. налоговым органом были начислены заявителю пени в размере 61 093 867, 73 руб. и штрафы в сумме 73 920, 18 руб. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ, пени в размере 3 270 821, 68 руб. по взносам в Фонд социального страхования, пени в сумме 5 195 323, 47 руб. и штраф в размере 63 752, 35 руб. по взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, пени по взносам в государственный фонд занятости в размере 2 543 747, 14 руб.
Согласно писем Государственного учреждения "Управление Пенсионного фонда в Нижнекамском районе и г. Нижнекамск Республики Татарстан" от 26.01.2009 г. N ГА 05-14/451, Государственного учреждения "Региональное отделение по Республике Татарстан" в лице филиала N 11 от 26.03.2009 г. N 16/1611/550, Государственного учреждения "Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан" в лице филиала N 6 от 27.03.2009 г. N 02/43 предоставить запрашиваемые налоговым органом документы, подтверждающие недоимку по взносам, образовавшуюся у заявителя до 2001 года не представляется возможным в связи с истечением срока хранения документов.
Налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих наличие у заявителя задолженности по взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости, возникшей до 2001 года.
Поскольку недоимка налоговым органом не подтверждена, то оснований для ее отражения в карточке лицевого счета налогоплательщика и справке о состоянии расчетов, а также начисления соответствующих пеней и штрафов у налогового органа не имелось.
Кроме этого, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих принятие своевременных мер по принудительному взысканию недоимки, пеней и штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, государственный фонд занятости.
Как следует из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20.08.2008 г. налоговым органом отражались в лицевом счете заявителя начисления недоимки по прочим налогам и сборам, зачисляемым в бюджет Республики Татарстан в сумме 601 992, 9 руб., пени в размере 281 586, 12 руб., недоимки по прочим местным налогам и сборам в сумме 109 540, 1 руб.
В нарушение части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих наличие у заявителя недоимки по прочим налогам в размерах, указанных выше, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для начисления пеней.
Более того, положениями НК РФ такой вид налога как прочие налоги и сборы, не установлен.
Из материалов дела следует, что налоговый орган отразил в справке о состояния расчетов на 20.08.2008 г. пени, начисленные по земельному налогу по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 г. в сумме 2 311 326, 61 руб.
Однако налоговым органом не представлены документы, в которых отражены сведения об имеющейся недоимке по земельному налогу и о периоде ее возникновения.
Таким образом, оснований для начисления пеней в размере 2 311 326, 61 руб. и учета этой суммы в карточке лицевого счета у налогового органа не имелось.
Согласно справке о состоянии расчетов у заявителя имеется задолженность по пеням, начисленным в размере 27 481, 56 руб. на недоимку по целевому сбору с граждан на содержание милиции и благоустройство территории.
Налоговый орган не представил документов, содержащих сведения о размере недоимки по целевому сбору на содержание милиции и периоде ее возникновения.
Налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих правильность расчета пеней по целевому сбору, которые были отражены в карточке лицевого счета и справке о состоянии расчетов с бюджетом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, налоговым органом направлялись судебному приставу постановления от 07.02.2000 г. N 3 и N 4 о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, в состав которой была включена недоимка по целевому сбору на содержание милиции в сумме 5 000 руб.
Исполнительное производство, возбужденное на основании указанного постановления окончено в связи с фактическим исполнением.
Иных доказательств, подтверждающих наличие у заявителя недоимки по указанному виду платежа, налоговый орган не представил, начисление пеней по указанному сбору налоговым органом не подтверждено.
По данным налогового органа, отраженным в справке о состоянии расчетов с бюджетом у заявителя имеется недоимка по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2 821 662, 62 руб.
Налоговый орган не представил доказательств, подтверждающих обоснованность начисление указанной недоимки.
Таким образом, налоговым органом не доказан размер недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, отраженный в сведениях лицевого счета налогоплательщика в размере 2 821 662, 62 руб.
Довод налогового органа о том, что наличие в документах внутриведомственного учета, в частности, в карточке лицевого счета и справке о состоянии расчетов, сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Из материалов дела следует, что согласно пункту 3.3. протокола от 26.06.2008 г. Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан предписано провести налоговую проверку заявителя, связанную с имеющейся задолженностью в сумме 205 000 000 руб. в бюджеты разных уровней.
Более того, в печатном издании "Еженедельная рекламно-информационная "Ваша газета" опубликовано сообщение о подаче налоговым органом заявления о признании заявителя несостоятельным (банкротом) в связи с неуплатой налогов.
Из текста уточненного заявления уполномоченного органа о признании заявителя банкротом следует, что налоговый орган просил включить в реестр требований задолженности, начисление которой оспаривается заявителем в рамках настоящего спора.
Кроме этого, письмом от 10.02.2009 г. N 1505) Акционерный коммерческий банк "БТА-Казань" отказал заявителю в предоставлении кредита в связи с экономической нецелесообразностью.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действия налогового органа по учету погашенной недоимки в связи с исполнением исполнительного производства, задолженности по отмененным налогам с истекшим сроком давности принудительного взыскания, недоимки и пеней, сумма которых не подтверждена документально, в лицевом счете налогоплательщика нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку состояние лицевых счетов создает для заявителя препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности в связи с невозможностью получения справки об отсутствии задолженности, кредитов и привлечения инвестиций.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 мая 2009 г. по делу N А65-17819/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17819/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Химстрой", г.Нижнекамск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан,г.Нижнекамск
Кредитор: Нижнекамский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ