20 июля 2009 г. |
Дело N А65-3634/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием:
от заявителя - до перерыва - представитель Камалетдинов А.Р.(доверенность от 13.12.2006), после перерыва - представитель Камалетдинов А.Р.(доверенность от 13.12.2006),
от ответчика - до перерыва - представитель Золотов И.Е.(доверенность от 03.09.2008), после перерыва - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2009 года по делу N А65-3634/2007 (судья Логинов О.В.), рассмотренному по заявлению ООО "АвиаЛига", Республика Татарстан, г. Казань,
к Инспекции ФНС России по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, г. Казань,
об обязании возместить из федерального бюджета 2940288 руб. НДС по ставке 0 процентов по налоговой декларации за декабрь 2005 года путем возврата на расчетный счет Общества и обязании налогового органа уплатить проценты
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АвиаЛига" (далее - ООО "АвиаЛига", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции ФНС России по Московскому району г. Казани, Республика Татарстан, с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия налогового органа, выраженного в отсутствии с 27 апреля 2006 года - даты частичного возмещения НДС- действий, направленных на возмещение оставшейся суммы налога на добавленную стоимость в размере 2940288 руб. и об обязании налогового органа возместить путем возврата на расчетный счет сумму НДС по экспортной сделке в размере 2940288 руб.
Решением Арбитражного суда РТ от 16 мая 2007 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от "04" октября 2007 года решение Арбитражного суда РТ от 16 мая 2007 года по делу N А65-3634/2007-СА2-22 отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, с учетом удовлетворения судом ходатайства Общества об уточнении предмета заявленных требований и принятия уточнений в соответствии со ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ, предметом рассмотрения являлись требования Общества об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани возместить из федерального бюджета 2940288 руб. налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов по налоговой декларации за декабрь 2005 года путем возврата на расчетный счет Общества и обязании налогового органа уплатить Обществу проценты в сумме 227954 руб. за нарушение сроков возврата НДС за декабрь 2005 года.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.05.2009 заявленные ООО "АвиаЛига" требования удовлетворены. На ИФНС РФ по Московскому району г. Казани возложена обязанность по возмещению из федерального бюджета 2940288 руб. НДС по ставке 0 процентов по налоговой декларации за декабрь 2005 года путем возврата на расчетный счет ООО "АвиаЛига", а также обязанность по уплате Обществу 227954 руб. процентов за нарушение сроков возврата НДС за декабрь 2005 года.
ИФНС РФ по Московскому району г. Казани обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.05.2009, удовлетворить апелляционную жалобу налогового органа. Указывая о несогласии с вынесенным решением, податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оснований для возмещения спорной суммы НДС по налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. ввиду неподтверждения сумм налоговых вычетов по экспортным отгрузкам за декабрь 2005 г.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения. Представитель Общества указал, что правомерность возмещения спорной суммы НДС по налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. подтверждена решением налогового органа от 20.04.2006г. N 14-01-14/41 о возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20 апреля 2006 года налоговым органом по результатам рассмотрения обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС в сумме 794390 руб. на основании налоговой декларации за декабрь 2005 года было вынесено решение N 14-01-14/41 о возмещении заявителю суммы налоговых вычетов по экспортным отгрузкам за указанный период в размере 3012271 руб. (т.1 л.д. 9-12).
Письмом от 25 января 2007 года N 27 ( т.1 л.д.19) обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате на его расчетный счет сумм НДС, в том числе суммы НДС, признанной правомерной к возмещению, согласно вышеуказанному решению.
Данное письмо получено налоговым органом 25.01.2007г., о чем свидетельствует штамп налогового органа на указанном письме.
В связи с тем, что спорные суммы НДС не были возвращены Обществу, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением, с учетом уточнения.
При вынесении судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возмещения налога на добавленную стоимость. Согласно положениям пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае отсутствия у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу на добавленную стоимость, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу на добавленную стоимость и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Возврат налога осуществляется органами федерального казначейства в порядке, установленном пунктом 4 статьи 176 Кодекса. Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
Если сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 Кодекса нарушены, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 176 Кодекса проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных этим пунктом для налоговых органов и органов федерального казначейства. Несоблюдение ими промежуточных сроков в расчет не принимается.
По смыслу пункта 4 статьи 176 Кодекса заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока.
Срок рассмотрения налоговыми органами заявлений о возврате налога на добавленную стоимость, поданных налогоплательщиками за пределами трехмесячного срока для проверки налоговой декларации, пунктом 4 статьи 176 Кодекса не предусмотрен. Поэтому для целей определения начального момента начисления процентов за просрочку возврата налога может быть применен пункт 3 статьи 176 Кодекса, обязывающий налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принять решение о возврате налога и в тот же срок направить его на исполнение в орган федерального казначейства.
Таким образом, если заявление о возврате налога подано по истечении указанного трехмесячного срока, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 3 статьи 176 Кодекса (две недели плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи заявления.
Основанием взыскания процентов по ст.176 Кодекса является нарушение налоговым органом сроков возврата суммы НДС.
Материалами дела подтверждается получение налоговым органом заявления Общества о возврате спорной суммы НДС. Вместе с тем, доказательства возмещения заявителю спорной суммы НДС путем возврата либо зачета налоговым органом не представлено.
Отсутствие задолженности у заявителя перед федеральным бюджетом подтверждается представленным ответчиком состоянием расчетов на 01 мая 2009 года, и налоговый орган на наличие недоимки не ссылается.
Доводы налогового органа о том, что возврат или зачет денежных средств заявителя может быть произведен после завершения мероприятий налогового контроля в отношении всех поставщиков экспортированной продукции, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречащие положениям ст.176 Кодекса и решению самого же ответчика N 14-01-14/41 от 20 апреля 2006 года, которым право заявителя на возмещение спорной суммы было признано обоснованным.
На основании изложенного, принимая во внимание наличие решения налогового органа N 14-01-14/41 от 20 апреля 2006 года о возмещении сумм налога на добавленную стоимость, подтверждение факта подачи налогоплательщиком заявления о возврате спорных сумм НДС, отсутствие у заявителя недоимки и пени по налогам, а также с учетом наличия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 октября 2008 года по делу N А65-30273/2007, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя об обязании Инспекции возвратить НДС в размере 2940288 руб.
Расчет сумм процентов, представленный заявителем, проверен судом и признан обоснованным, соответствующим положениям вышеуказанных правовых норм и установленным обстоятельствам дела. Возражений относительно правильности расчета процентов представителем налогового органа не заявлено, иной расчет процентов последним не представлен.
При таких обстоятельствах требования заявителя об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани возместить из федерального бюджета 2940288 руб. налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов по налоговой декларации за декабрь 2005 года путем возврата на расчетный счет Общества и обязании налогового органа уплатить Обществу проценты в сумме 227954 руб. за нарушение сроков возврата НДС за декабрь 2005 года являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на отсутствие оснований для возмещения спорной суммы НДС по налоговой декларации Общества по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2005 г. ввиду неподтверждения сумм налоговых вычетов по экспортным отгрузкам за декабрь 2005 г. С учетом наличия решения налогового органа N 14-01-14/41 от 20 апреля 2006 года о возмещении сумм налога на добавленную стоимость указанные ссылки Инспекции не могут быть признаны судом апелляционной инстанции обоснованными.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 мая 2009 года по делу N А65-3634/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3634/2007
Истец: ООО "АвиаЛига" (Камалетдинову А.Р.), ООО "АвиаЛига"
Ответчик: ИФНС России по Московскому р-ну г. Казани РТ
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4691/2007