21 июля 2009 г. |
Дело N А65-3506/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 20 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 21 июля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе ИФНС России по г. Кирову на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 мая 2009 г. по делу N А65-3506/2009 (судья Логинов А.В.),
принятое по заявлению ИФНС России по г. Кирову, Кировская область, г. Киров,
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан, г. Елабуга, Республика Татарстан,
третье лицо: ООО "Ижстройэнергомонтаж", г. Киров, Кировская область,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кирову (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан (далее ответчик) от 22.12.2008 N 1501 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ижстройэнергомонтаж".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 мая 2009 г. по делу N А65-3506/2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленное требование.
Ответчик в отзыве считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, ответчика и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Ижстройэнергомонтаж" 16.12.2008 г. направило ответчику заявления формы N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (сведения об изменении адреса места нахождения юридического лица: 610000, Кировская область, г. Киров, ул. Профсоюзная, 38) и формы N Р14001 о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (сведения об участниках юридического лица - юридических лицах, сведения об участниках юридического лица - физических лицах, сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица).
Ответчиком на основании положений Федерального Закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный Закон N 129-ФЗ) были приняты решения N 1501А от 22.12.2008 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и N 1500А от 22.12.2008 г. о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, о чем внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц за N 2081674093015 и за N 2081674093004 соответственно. Регистрационное дело было направлено в ИФНС России по г. Кирову - регистрирующий орган по новому адресу юридического лица.
В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона N 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального Закона N 129-ФЗ следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Пункт 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации (форма N 13001). В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Пункт 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает, что для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Основания для отказа в государственной регистрации определены в статье 23 указанного Федерального закона, в частности, основанием для отказа является непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Этим законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа проверять достоверность сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации, оснований для отказа в государственной регистрации, связанных с достоверностью сведений, указанных в заявлении юридического лица, закон не содержит.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Поскольку при подаче ООО "Ижстройэнергомонтаж" в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, им были соблюдены вышеназванные условия, установленные Федеральным законом, у ответчика не было законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Согласно статье 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица, что и было сделано ответчиком в данном случае.
Из материалов дела следует, что заявителем при указанной государственной регистрации выступил Шишкин С.А., являющийся на момент подачи заявления 16.12.2008 г. директором ООО "Ижстройэнергомонтаж", что подтверждается решением N 8 единственного участника от 15.12.2008 г., договором N 1а продажи доли в уставном капитале ООО "Ижстройэнергомонтаж" от 15.12.2008 г.
Подпись руководителя ООО "Ижстройэнергомонтаж", удостоверенная нотариально на представленном ответчику заявлении свидетельствовала, что все сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны и соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил т довод заявителя о том, что заявление о государственной регистрации изменений, представленное ответчику, подписано неуполномоченным лицом, поскольку Шишкин С.А. 10.12. 2008 г. еще не являлся директором ООО "Ижстройэнергомонтаж", как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Заявителем в данном случае не учтено то, что 10.12.2008 г. нотариусом Кировского нотариального округа Кировской области Ердяковой Н.В. была удостоверена личность Шишкина, а не занимаемая им должность. Указанные действия нотариуса согласуются с подпунктом 5 пункта 1 статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02. 1993 г. N 4462-I, в соответствии с которым нотариусы, занимающиеся частной практикой, свидетельствуют подлинность подписи на документах, а не порядок назначения лица, подписавшего документ, на занимаемую должность.
Довод заявителя о том, что документ об уплате государственной пошлины, представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ижстройэнергомонтаж", не может считаться представленным, поскольку плательщиком госпошлины является ненадлежащее лицо, арбитражный суд первой инстанции также обоснованно отклонил в силу следующего.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (ст.333.17 НК РФ).
В данном случае заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, выступило физическое лицо Шишкин С.А., являющееся в соответствии с учредительными документами участником и директором ООО "Ижстройэнергомонтаж".
На основании изложенного, поскольку государственная пошлина была уплачена лицом, обращающимся в регистрирующий орган за совершением юридически значимого действия (государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица), суд считает, что она была уплачена уполномоченным лицом и у ответчика не имелось законных оснований для непринятия квитанции, в которой в качестве плательщика был указан учредитель и директор общества - Шишкин С.А.
Иных оснований признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ижстройэнергомонтаж", заявителем не указывалось ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения настоящего дела.
Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Республике Татарстан от 22.12.2008 г. N 1501А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку действия налогового органа по указанной государственной регистрации и принятию соответствующего решения являются законными и не нарушают законных интересов заявителя.
Поскольку решение N 1501А от 22.12.2008 г. о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица принято ответчиком на основании решения N 1500А от 22.12.2008 г., то отсутствуют основания для признания и этого решения ответчика недействительным.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 мая 2009 г. по делу N А65-3506/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3506/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Кирову, г.Киров
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Татарстан
Кредитор: ГУП Татарстан Почтасы
Третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Ижстройэнергомонтаж", г.Киров, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Республике Татарстан,г.Елабуга