21 июля 2009 г. |
Дело N А55-8811/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ОАО "Самаранефтегаз" - представителя Губанеевой Е.А., доверенность от 01 января 2009 года N СН2-31/09,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области - представителя Кондрашина В.В., доверенность от 15 июня 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2009 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2009 года по делу N А55-8811/2009, судья Щетинина М.Н., принятое по заявлению ОАО "Самаранефтегаз", г.Самара, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 23 апреля 2009 года N 16/20-18 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - ОАО "Самаранефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) по Самарской области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) от 23 апреля 2009 года N 16/20-18 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
Решением суда от 04 июня 2009 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено на том основании, что факт правонарушения и вина общества в его совершении не доказаны материалами дела.
В апелляционной жалобе Управление Россельхознадзора просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, и его доказанность материалами дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель ОАО "Самаранефтегаз" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, 14 марта 2009 года в результате внештатной ситуации - порыва нефтепровода - произошли выброс нефти и загрязнение земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, расположенных в границах бывшего колхоза им. Куйбышева муниципального района Кинельский Самарской области, на нефтепроводе АГЗУ N 1 - ДНС "Евгеньевская" Евгеньевского месторождения. Нефтепровод принадлежит ОАО "Самаранефтегаз".
Отделом муниципального контроля администрации муниципального района Кинельский 17 марта 2009 года с участием представителя ОАО "Самаранефтегаз" Жесткова С.И. составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства, произведен обмер площади загрязненного земельного участка (л.д.26-27).
Актом установлено, что ОАО "Самаранефтегаз" допустило порыв нефтепровода АГЗУ N 1 - ДНС "Евгеньевская" Евгеньевского месторождения, 100 м, севернее ДНС "Евгеньевская" нефтесодержащей жидкостью на площади 130 кв.м вдоль лесополосы под линиями электропередач.
На основании заявления администрации муниципального района Кинельский Самарской области от 18 марта 2009 года N 91 о привлечении к административной ответственности ОАО "Самаранефтегаз" за загрязнение окружающей среды и порчу земель (л.д.25) Управлением Россельхознадзора 31 марта 2009 года вынесено распоряжение о проведении мероприятий по государственному контролю в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения (л.д.30).
Проверка проведена 15 апреля 2009 года с участием представителя ОАО "Самаранефтегаз" Жесткова С.И. По результатам проверки составлен акт (л.д.32-33), согласно которому на момент проверки было установлено, что ОАО "Самаранефтегаз" осуществляет снятие и вывоз загрязненной нефтесодержащей жидкостью почвы на полигон временного хранения. При этом отражено, что обществом нарушены положения ч.2 ст.13 и ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.33,35-36).
По данному факту Управлением Россельхознадзора 17 апреля 2009 года при надлежащем извещении ОАО "Самаранефтегаз" составлен протокол об административном правонарушении N 63160075. В протоколе указано, что в результате порыва нефтепровода, принадлежащего обществу, произошло загрязнение земель на площади приблизительно 350 кв.м. При этом указано, что ОАО "Самаранефтегаз" осуществляются работы по снятию и вывозу почвы, загрязненной нефтесодержащей жидкостью. Допущенное обществом правонарушение административный орган квалифицировал по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (л.д.39).
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении, в том числе актами проверок, фотографиями, протоколом об административном правонарушении, письменными пояснениями должностного лица общества (л.д.40). Факт правонарушения не оспаривался обществом.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 23 апреля 2009 года N 16/20-18 общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 40 000 руб.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ установлено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий, связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами.
Постановлением Управления Россельхознадзора от 23 апреля 2009 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, выразившегося в уничтожении плодородного слоя почвы (резолютивная часть названного постановления). В протоколе об административном правонарушении от 17 апреля 2009 года установлено правонарушение в виде загрязнения почвы, порче, что привело к ее снятию и вывозу.
Административный орган вменяет обществу в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Диспозиция данной нормы охватывает противоправные действия, связанные как с уничтожением плодородного слоя почвы, так и с его порчей. Событие правонарушения административным органом описано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении от 17 апреля 2009 года и постановлении от 23 апреля 2009 года указано, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения общей площадью 350 кв.м, расположенном в границах бывшего колхоза имени Куйбышева муниципального района Кинельский Самарской области вблизи ДНС (дожимная насосная станция) Евгеньевское месторождение, выявлены факты разлива нефтесодержащей жидкости в результате порыва нефтепровода (вследствие повреждения нефтепровода). При этом в оспариваемом постановлении административный орган указал, что в ходе административного расследования установлена причинная связь: вследствие повреждения трубопровода (коррозия дна тела трубопровода) произошла разгерметизация трубопровода с последующим выбросом нефтесодержащей жидкости на поверхность почвы. Факт коррозии металла на нефтепроводе обществом не оспаривается. В результате порыва нефтепровода наступили вредные последствия в виде загрязнения почвы, и для устранения последствий обществом осуществляется снятие и вывоз почвы.
Из представленного ОАО "Самаранефтегаз" заключения от 14 июля 2008 года экспертизы промышленной безопасности N 099-НП-07/08 на техническое устройство - нефтепровод АГЗУ N1 - ДНС "Евгеньевская" Евгеньевского месторождения следует, что данный трубопровод соответствует требованиям нормативной документации промышленной безопасности на опасных производственных объектах, пригоден к дальнейшей эксплуатации; прогнозируемый срок безопасной эксплуатации нефтепровода - 4 года (до апреля 2012 года (л.д.47-48). При этом в заключении даны рекомендации: периодическое техническое обслуживание, ревизии и текущий ремонт в объемах и сроки согласно РД 39-132-94 "Правила по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов".
В соответствии с требованиями п.7.5.1.1, 7.5.1.2 РД 39-132-94 при эксплуатации промысловых трубопроводов одной из основных обязанностей обслуживающего персонала является наблюдение за состоянием трассы трубопроводов, элементов трубопроводов и их деталей, находящихся на поверхности земли. Периодичность осмотра трубопровода путем обхода, объезда или облета устанавливается руководством НГДУ в зависимости от местных условий, сложности рельефа трассы, времени года и срока эксплуатации в соответствии с графиком, утвержденным главным инженером. Внеочередные осмотры проводятся после стихийных бедствий, в случае визуального обнаружения утечки нефти, газа и воды, обнаружения по показаниям манометров падения давления в трубопроводе, отсутствия баланса транспортируемого продукта. Исходя из п.7.5.1.5 РД 39-132-94 результаты осмотров должны фиксироваться в вахтенном журнале.
В силу требований п.7.5.1.6 РД 39-132-94 трубопроводы должны подвергаться, кроме требований, указанных в п. п. 7.5.1.1 - 7.5.1.5, контрольному осмотру специально назначенными лицами не реже одного раза в год.
Согласно п. 7.5.1.12 РД 39-132-94 при контрольных осмотрах трубопроводов необходимо замерять толщину стенок труб и глубину язв на теле труб и в сварных швах (внутренняя коррозия) с помощью ультразвукового или радиоизотопного толщиномера.
Пункт 7.5.1.15 РД 39-132-94 предусматривает, что дополнительному досрочному осмотру подвергаются трубопроводы при обнаружении повышенной скорости коррозии по образцам-свидетелям или с помощью зонда-коррозиметра.
Пункт 7.5.1.16 РД 39-132-94 требует результаты контрольных осмотров и замеров толщин стенок всех трубопроводов фиксировать в документах соответствующих служб технического надзора и вноситься в паспорт трубопроводов.
Исходя из п.7.5.1.17 РД 39-132-94 по результатам осмотров и замеров дается заключение о состоянии трубопроводов. Если обнаружено, что толщина стенки труб или другой детали под действием коррозии или эрозии уменьшилась сверх допустимой (см. раздел 7.5.4), возможность дальнейшей работы трубопровода должна быть проверена расчетом. При наличии на поверхности металла или в зонах сварных швов трещин, вздутий, язв, раковин должна быть проведена выборочная ревизия этого трубопровода.
Согласно п.7.5.2.1 РД 39-132-94 основным методом контроля за надежной и безопасной работой выкидных линий скважин, нефтесборных коллекторов, технологических трубопроводов, трубопроводов подготовленной нефти, водоводов низкого и высокого давления, газопроводов являются периодические ревизии, при которых проверяется состояние трубопроводов, их элементов и деталей. Ревизии проводит служба технического надзора совместно с механиками и начальниками цехов. Результаты ревизии служат основанием для оценки состояния трубопровода и возможности его дальнейшей эксплуатации.
В соответствии с п.7.5.3.1, 7.5.3.2 в процессе эксплуатации и при ремонтах промысловых трубопроводов необходимо проводить диагностику их технического состояния. Вид и объем диагностических обследований ПТ определяет техническая служба НГДУ в зависимости от аварийности и металлографического исследования аварийных образцов.
В силу п.7.5.3.29 РД 39-132-94 результаты контроля должны быть зафиксированы в специальных журналах и заключениях. Журнал - первичный документ, где регистрируются результаты контроля. Сведения в журнал заносит оператор. Заключение - конечный документ (оформляется при сдаче). Форма журнала и заключения устанавливается технической службой НГДУ.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от общества мер по соблюдению требований законодательства, связанных с обеспечением безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в целях недопущения причинения вреда окружающей среде, в том числе землям сельскохозяйственного назначения, по которым проходит нефтепровод, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд признает необоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности вменяемого обществу административного правонарушения, поскольку материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт правонарушения и вина общества в его совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
На основании п.3 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 04 июня 2009 года следует отменить, в удовлетворении заявления ОАО "Самаранефтегаз" отказать.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 июня 2009 года по делу N А55-8811/2009 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Самаранефтегаз" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8811/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Самаранефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16789/09
30.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16789/09
08.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16789/09
15.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-8811/2009
21.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5172/2009