23 июля 2009 г. |
Дело N А55-5920/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием:
от заявителя - Захаров М.В., доверенность от 13.03.2009г.;
от ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области - Хасянов Т.Ф., доверенность от 08.12.2008 г. N 02-11/130,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2009 г. в зале N 3 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2009 года
по делу N А55-5920/2009 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ИНСАЮР", г. Тольятти,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий налогового органа по зачету переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИНСАЮР" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области по зачету переплаты ООО "ИНСАЮР" по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации (КБК 18210101012021000110, ОКАТО 36440000000) в счет погашения задолженности по пени по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет (КБК 18210301000012000110, ОКАТО 36440000000) в размере 3 794 254 рубля и об обязании Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области устранить допущенное нарушение прав налогоплательщика и обязать Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возвратить ООО "ИНСАЮР" переплату по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 3 794 254 рубля.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.05.2009 г. требования Общества удовлетворены, действия налогового органа по зачету переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в счет погашения задолженности налогоплательщика по пени по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет в размере 3 794 254 рублей признаны незаконными.
На Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и возвратить Обществу переплату по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 3 794 254 рублей.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда 1 инстанции от 29.05.2009 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. При этом в апелляционной жалобе указывает, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Считает, что налоговым органом были выполнены все требования ст.78 и ст.79 НК РФ в отношении порядка осуществления зачета сумм излишне уплаченного налогоплательщиком налога на прибыль.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции от 29.05.2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Общества считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, на основании заявлений Общества от 09.02.2009г. о возврате излишне уплаченного налога на прибыль налоговым органом были приняты решение N 30 от 12.02.2009г. о возврате переплаты налогоплательщику по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 2 205 745 руб., решение N 31 от 12.02.2009г. о возврате переплаты налогоплательщику по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 2 000 000 рублей, а также решение N 25 от 12.02.2009 г. о зачете переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в сумме 3 794 254,13 руб. (л.д.30-31, 56-58).
В адрес Общества налоговым органом были направлены извещение от 18.02.2009 г. N 373 о принятом решении о возврате (л.д.32,54), а также извещение от 18.02.2009 г. N 374 о принятом решении о зачете переплаты по налогу на прибыль в сумме 3 794 254,13 руб. со ссылкой на п.1 ст.78 НК РФ (л.д. 33, 55).
Из решения N 25 от 12.02.2009 г. и извещения от 18.02.2009 г. N 374 следует, что налоговым органом произведен зачет переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, в счет погашения задолженности по уплате пеней по НДС на товары, производимые на территории РФ.
Таким образом, налоговым органом применен порядок возврата (зачета) излишне уплаченного налога, предусмотренный п.1, п.6 ст.78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ).
Между тем из материалов дела следует, что указанная сумма переплаты по налогу на прибыль образовалась до 01 января 2007 года, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями об уплате налога на прибыль в 2006 г. (л.д.24-26), актами совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 1186 от 17.04.2007г. и N 418 по состоянию расчетов на 01.01.2009г. (л.д. 27-29, 38-41).
Согласно п. 9 ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 01 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) и статьей 333.40 части второй Налогового кодекса (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с этим применение налоговым органом к данным правоотношениям ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006г. N 137-ФЗ является неправомерным, поскольку речь идет о переплате, образовавшейся до 01 января 2007 года.
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ (в редакции Федерального закона от 09.07.1999 г. N 154-ФЗ) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоики (задолженности).
В соответствии со ст.13 НК РФ и приложением N 1 к Федеральному закону "О Федеральном бюджете на 2006 г." НДС на товары, реализуемые на территории РФ, по коду бюджетной классификации 182 1 03 01000 01 0000 110 отнесен к доходам федерального бюджета, тогда как налог на прибыль, хотя и отнесен в силу ст.13 НК РФ к федеральным налогам, подлежит зачислению в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ по соответствующим ставкам, как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ.
Следовательно, налоговый орган не вправе был самостоятельно, без соответствующего заявления (согласия) налогоплательщика произвести зачет переплаты по налогу на прибыль, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ, в счет погашения задолженности по пенями по НДС по указанному КБК.
Кроме того, налоговый орган не представил доказательств обоснованности начисления пеней по налогу на добавленную стоимость, в счет погашения которых зачтена спорная переплата по налогу на прибыль, а также не указал период возникновения и размер задолженности по НДС, на которую начислены пени.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление ООО "ИНСАЮР", оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 мая 2009 года по делу N А55-5920/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5920/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ИНСАЮР"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области