29 июля 2009 г. |
Дело N А55-3597/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Иванова И.В., доверенность от 17 июня 2008 г.;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Зарифов И.Р., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-03;
от третьих лиц:
от Государственного учреждения Самарской области "Самарский лесхоз" - извещен, не явился;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Филюк Е.В., доверенность от 22 декабря 2008 г. N 506;
от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2009 г.
по делу N А55-3597/2009 (судья Морозов Г.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоэнергопромстройпроект", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Государственное учреждение Самарской области "Самарский лесхоз", г. Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Волгоэнергопромстройпроект" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании недействительным отказа, изложенного в сообщении от 03 декабря 2008 г. N 01/162/2008-665, в государственной регистрации договора аренды от 15 октября 2008 г. N 172/12 на объект недвижимого имущества - лесной участок площадью 0, 5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 76, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в представленных на государственную регистрацию документах какие-либо противоречия в части адреса лесного участка отсутствуют.
Заявление о регистрации договора (т. 1 л.д. 33) содержит указание на кадастровый номер лесного участка (63:01: 0801001: 0561), аналогичный кадастровому номеру, указанному в кадастровом плане от 15 января 2008 г., также представленному регистрирующему органу, что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.
Довод заинтересованного лица о противоречиях в представленных на регистрацию кадастровом плане и выписке из протокола от 15 октября 2008 г. в части указания категории земельных участков, также не может являться основанием для отказа в регистрации, поскольку в соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации не исключает возможность нахождения лесных участков, в том числе в границах земель населенных пунктов.
Указание на принадлежность лесного участка к категории земель поселений не вступает в противоречие с договорами аренды и иными документами, представленными регистрирующему органу.
В силу положений ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Соответствующий Федеральный закон, разграничивающий права на лесные участки, находящиеся в границах земель населенных пунктов, принят не был, в связи с чем не может быть принят во внимание довод регистрирующего органа о необходимости регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок.
Моментом возникновения гражданско-правовых отношений по аренде спорного участка является момент проведения конкурса на заключение договора аренды. На указанный момент действовал Лесной кодекс Российской Федерации 1997 г., в соответствии со ст. 10 которого в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса. В соответствии со ст. 18 Лесного кодекса Российской Федерации формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом.
Поскольку такой закон принят не был, правами по распоряжению указанными объектами обладало Агентство лесного хозяйства по Самарской области.
Ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ, Вводный закон) не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 г.
Договор от 15 октября 2008 г. N 172/12 и приложения к нему, являющиеся неотъемлемой частью договора, содержат все существенные условия договора, позволяющие определить лесной участок, подлежащий передаче в аренду.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества, возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
При этом Законом о госрегистрации требуется не просто существование права, а именно его государственная регистрация.
Однако согласно сведениям ЕГРП право федеральной собственности на данный лесной участок не зарегистрировано.
Департамент лесного хозяйства Самарской области, выступая на стороне арендодателя, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения сделки (договор аренды от 15 октября 2008 г.), вправе распоряжаться, в том числе, передавать в аренду исключительно лесные участки, входящие в состав лесного фонда. Между тем, данный объект недвижимости, являющийся предметом договора аренды, не входит в состав лесного фонда.
Департамент лесного хозяйства является неуполномоченным лицом по сдаче в аренду указанного лесного участка.
Предметом договора аренды от 15 октября 2008 г. является лесной участок, между тем, согласно представленному кадастровому плану категория данного объекта - земли населенных пунктов.
Согласно ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях населенных пунктов, являются городскими лесами.
Таким образом, имеются разночтения в части указания категории данных объектов недвижимости, что является безусловным основанием для отказа в регистрации, так как из смысла действующего законодательства следует, что государственная регистрация прав носит безусловный характер.
Согласно п. 2.1. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, полномочия по предоставлению в собственность и в аренду земельных участков осуществляются Министерством имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, названное Министерство является полномочным органом по предоставлению спорного объекта в аренду.
К заявленному на регистрацию договору подлежат применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 04 декабря 2006 г., с введением в действие которого с 01 января 2007 г. изменилось правовое регулирование договоров аренды объектов недвижимого имущества, составляющих лесной фонд.
Министерством имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) также подана апелляционная жалоба, в которой оно просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Министерство указывает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Управление Роснедвижимости по Самарской области, как орган, уполномоченный по ведению кадастрового учета объектов недвижимости, в том числе установлению категории земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 456, указало, что спорный лесной участок площадью 0, 5 га, расположенный по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 76, входит в состав земель населенных пунктов, о чем свидетельствует представленный на регистрацию кадастровый план земельного участка от 15 января 2008 г. N 63-00-102/08-4185.
Таким образом, в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и на основании постановлений Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67, от 20 июня 2007 г. N 79 Министерство является органом, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком, находящимся по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 76, площадью 0,5 га.
Департамент является неуполномоченным органом по распоряжению, в том числе по предоставлению в аренду, указанным земельным участком.
По смыслу действующего лесного законодательства результаты проводимого лесного конкурса не утрачивают своей юридической силы, а имеет место ситуация лишь переоформления договора аренды, которое возможно в случаях, если договор заключен.
Однако договор аренды участка лесного фонда от 14 марта 2003 г. N 172, подписанный между заявителем и ФГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области, не прошел государственную регистрацию, в связи с чем является незаключенным.
Таким образом, в случае, если соответствующий договор аренды участка лесного фонда не был зарегистрирован в установленном законом порядке, то при обращении в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации после 01 января 2007 г. на регистрацию должен быть представлен договор аренды в отношении объекта недвижимости - лесного участка, а также кадастровый план с указанием на то, что объектом учета является лесной участок.
В судебном заседании представители регистрирующего органа и Министерства доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В материалах дела имеются доказательства того, что Департамент лесного хозяйства Самарской области прекратил деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (выписка из ЕГРЮЛ от 05 июня 2009 г. N 1425).
С учетом изложенного и в соответствии со ст. 48 АПК РФ арбитражный апелляционный суд производит замену Департамента лесного хозяйства Самарской области на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
22 июля 2008 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 14 марта 2003 г. N 172 на объект недвижимого имущества - лесной участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, квартал 76 Пригородного лесничества, рыболовно-спортивная база, площадью 0, 5 га. Впоследствии на регистрацию заявителем был представлен также договор аренды лесного участка от 15 октября 2008 г. N 172/12 (т. 1 л.д. 10-17).
03 декабря 2008 г. сообщением N 01/162/2008-665 в государственной регистрации отказано (т. 1 л.д. 41-46).
Основанием для отказа в регистрации регистрирующий орган указал на наличие противоречий в представленных документах в части адреса участка. Согласно заявлению о регистрации лесной участок, право на который заявлено на регистрацию, расположен по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, квартал 76 Пригородного лесничества, рыболовно-спортивная база, однако в соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, а также тексту договора лесного участка от 15 октября 2008 г. ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" предоставлен лесной участок, расположенный по иному адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал 76.
Кроме того, основанием для отказа в регистрации явилось отсутствие регистрации права федеральной собственности на передаваемый в аренду участок, а также несоответствие представленного договора от 15 октября 2008 г. N 172/12 требованиям Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324, а именно отсутствие неотъемлемой части договора - кадастровой карты (плана), либо плана лесного участка, заверенного органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, а также отсутствие в договоре указания на существенные условия (кадастровый номер либо номер учетной записи в государственном лесном реестре).
Считая отказ регистрирующего органа в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 5 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п. 5 ст. 2, п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа от государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Основания для отказа в государственной регистрации прав установлены ст. 20 Закона о госрегистрации, перечень которых является исчерпывающим. В соответствии с указанной статьей в государственной регистрации может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Право аренды на спорный земельный участок было приобретено заявителем на основании распоряжения губернатора Самарской области от 04 января 2003 г. N 2-р "О проведении лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда" и на основании распоряжения Правительства Самарской области от 25 октября 2004 г. N 158-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда" (т. 1 л.д. 19-27).
На основании протокола о результатах лесного конкурса ГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области с заявителем был заключен договор аренды участка лесного фонда от 14 марта 2003 г. N 172 и произведена его передача по акту приема-передачи от 14 марта 2003 г. (т. 1 л.д. 18).
Поскольку договор был заключен 14 марта 2003 г., то к нему применяются положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г.
Статья 80 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. определяет виды лесопользования, которые могут осуществляться в лесном фонде, в том числе, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
В соответствии со ст. 123 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 г. на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.
В заключенном 14 марта 2003 г. договоре аренды участка лесного фонда содержится указание на предоставление его для культурно-оздоровительных целей, то есть в соответствии с видами лесопользования, предусмотренными Лесным кодексом Российской Федерации 1997 г.
Арбитражным апелляционным судом установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлен кадастровый план земельного участка N 63-00-102/08-4185 (площадью 5 000 кв.м.), расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, о. Поджабный, рыболовно-спортивная база, с указанием разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей.
Данный кадастровый план земельного участка изготовлен 15 января 2008 г., в связи с чем указанный в них вид разрешенного использования: для культурно-оздоровительных целей, также соответствовал лесному законодательству, действовавшему на момент заключения договора аренды участка лесного фонда.
Согласно п. 10 ст. 33 Закона о госрегистрации кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Довод регистрирующего органа о противоречиях в адресации объекта аренды в соответствии с заявлением о регистрации и выпиской из протокола заседания комиссии Департамента лесного хозяйства Самарской области от 15 октября 2008 г. N 02-09/384 не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку формирование заявления о государственной регистрации договора аренды осуществлялось должностным лицом Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области. При этом представленные в адрес регистрирующего органа правоустанавливающие документы (договор аренды от 14 марта 2003 г., договор аренды от 15 октября 2008 г. N 172/12 и выписка из протокола заседания конкурсной комиссии от 15 октября 2008 г. N 02-09/384), а также документы, содержащие описание объекта аренды (кадастровый план земельного участка от 15 января 2008 г., схема расположения границ лесного участка (т. 1 л.д. 14), заверенная Департаментом лесного хозяйства Самарской области), содержат один адрес - Самарская область, г. Самара, Самарский район, остров Поджабный, квартал 76 Пригородного лесничества. Таким образом, в указанных документах какие-либо противоречия в части адреса лесного участка отсутствуют.
Кроме того, заявление о регистрации договора (т. 1 л.д. 33) содержит указание на кадастровый номер лесного участка (63:01: 0801001: 0561), аналогичный кадастровому номеру, указанному в кадастровом плане от 15 января 2008 г., также представленному регистрирующему органу, что свидетельствует об однозначной идентификации объекта арендных отношений.
Указанный адрес объекту был присвоен на основании распоряжения главы администрации Самарского района г. Самары от 20 января 2005 г. N 21 (т. 1 л.д. 112).
При этом арбитражный апелляционный суд отмечает, что во всех представленных на государственную регистрацию документах совпадают указание адреса арендуемого участка, его кадастрового номера, площади, что позволяет однозначно определить, что и в договоре аренды лесного участка и в других документах речь идет об одном и том же участке.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что наличие противоречивых сведений о категории земельного участка и виде разрешенного использования в предоставленном кадастровом плане земельного участка и договорах аренды лесного участка, выписке из протокола, также не может являться основанием для отказа в регистрации.
В соответствии со ст. 2 Вводного закона Лесной кодекс применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ч. 1, 2, 6 ст. 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 г. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Таким образом, ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 г.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04 октября 2007 г. N 258, для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствие со ст.ст. 25, 29-47 Лесного кодекса Российской Федерации, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Согласно п.п. 1.1, п. 2.2.2. Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09 февраля 2007 г., Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2008 г. Департаментом лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда, подписанного 14 марта 2003 г. между ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" и ГУ "Самарский лесхоз" на основании протокола о результатах лесного конкурса от 14 марта 2003 г., с указанием местоположения лесного участка: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 76, и вида использования лесного участка в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации: для осуществления рекреационной деятельности (т. 1 л.д. 40).
На основании вышеуказанного решения 15 октября 2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" был заключен по установленной форме договор аренды лесного участка N 172/12, который затем представлен заявителем на государственную регистрацию в регистрирующий орган 22 июля 2008 г.
Довод подателей жалоб о том, что представленный на государственную регистрацию договор заключен неуполномоченным лицом - Департаментом лесного хозяйства Самарской области, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае заключение представленных на государственную регистрацию договора аренды лесного участка явилось результатом переоформления ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда на основании протокола о результатах лесного конкурса в соответствии со ст. 4 Вводного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В материалах дела отсутствуют данные об оспаривании или признании конкурса по передаче в аренду участка лесного фонда, а также актов государственных органов, недействительными в установленном порядке.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уполномоченным органом на заключение договора аренды является Департамент лесного хозяйства Самарской области, а не Министерство имущественных отношений Самарской области.
Арбитражный апелляционный суд находит несостоятельным довод о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды.
Из материалов дела следует, что Департаментом лесного хозяйства Самарской области проведен государственный учет лесного участка в составе земель лесного фонда по адресу: Самарская область, городской округ Самара, Самарское лесничество, Пригородное участковое лесничество, кварталы N N 76-81, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 15 августа 2008 г. серия 63-АГ N 052466 в Едином государственном реестре прав и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации было зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т. 1 л.д. 58).
Регистрирующий орган не представил доказательств отсутствия регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 0, 5 га, расположенный в 76 квартале Самарского лесничества Самарской области, на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка (03 декабря 2008 г.).
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной ссылку подателя жалобы на постановление от 10 марта 2009 г. по делу N А55-15555/2008, поскольку на момент отказа в государственной регистрации - 03 декабря 2008 г. данный судебный акт не был вынесен и отсутствовали законные основания для отказа в регистрации данного договора.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора аренды лесного участка, изложенный в сообщении от 03 декабря 2008 г. N 01/162/2008-665, не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы Общества по дальнейшему использованию лесного участка, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 мая 2009 г. по делу N А55-3597/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3597/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Волгоэнергопромстройпроект"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и оохраны окружающей среды Самарской обл., Министерство имущественных отношений Самарской области, Департамент лесного хозяйства Самарской области, ГУ СО "Самарский лесхоз"