30 июля 2009 г. |
Дело N А55-8569/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Эммерих Евгения Александровича - Юдичева В.Н. (доверенность от 23.11.2007);
представителя ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" - Ивановой И.В. (доверенность от 17.06.2008);
представителя Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе - Кузнецова А.А. (доверенность от 30.12.2008 N 7548/05-04);
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу Эммерих Евгения Александровича
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2009 года по делу N А55-8569/2009 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоэнергопромстройпроект", г.Самара,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, г.Самара,
третье лицо: Эммерих Е.А., г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоэнергопромстройпроект" (далее - Общество, ОАО "Волгоэнергопромстройпроект") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе (далее - административный орган) от 15.04.2009г. N 42-09-113/ап о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 3-6).
Определением суда от 21.05.2009г. привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Эммерих Евгений Александрович (л.д.67).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.06.2009г. по делу N А55-8569/2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным и отменил постановление административного органа от 15.04.2009г. N 42-09-113/ап о признании ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.22 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 10000 руб. Производство по делу об административном правонарушении прекратил (л.д.99-100).
В апелляционной жалобе Эммерих Е.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.105-106).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Административный орган апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Эммерих Е.А. поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 16.03.2009г. в адрес ОАО "Волгоэнергопромстройпроект", являющегося реестродержателем, от и.о. нотариуса г.Самары Шевцовой С.Ю. поступило заявление Эммерих Е.А. о переводе на его счет 109 (сто девяти) обыкновенных акций ОАО "Волгоэнергопромстройпроект", приобретенных у гражданина Петрова С.Г., а также передаточное распоряжение Петрова С.Г. (л.д.9-11).
Письмом от 20.03.2009г. N ю/144 ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" отказал Эммерих Е.А. во внесении записи в реестр акционеров ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" (л.д.7).
25.03.2009г. Эммерих Е.А. обратился к административному органу с заявлением о привлечении ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.22 КоАП РФ (л.д.52).
27.03.2009г. административным органом в адрес Общества направлена телефонограмма о необходимости прибыть законному представителю Общества 01.04.2009г. в административный орган для представления объяснений, составления и подписания протокола об административном правонарушении (л.д.51).
01.04.2009г. административным органом в отношении ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.22 КоАП РФ (л.д.48). Протокол составлен в присутствии представителя Общества Ивановой И.В., действующей на основании доверенности от 01.04.2009г. (л.д.41).
По результатам рассмотрения материалов дела административным органом 15.04.2009г. вынесено постановление N 42-09-113/ап о привлечении ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" к административной ответственности по ст. 15.22 КоАП РФ и наложен штраф в размере 10000 руб. (л.д.35-38).
Общество не согласилось с оспариваемым постановлением и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
На основании п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 15.22 КоАП РФ (действующей на момент выявления факта нарушения) незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона 22.04.1996г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" деятельностью по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. При этом согласно названной норме Закона под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам, а также составлять реестр владельцев ценных бумаг.
В соответствии с п. 5 ст. 42 упомянутого Закона порядок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг установлен Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997г. N 27.
В соответствии с п. 7.3 вышеуказанного Положения регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов, предусмотренных настоящим Положением.
Регистратор не вправе требовать от зарегистрированного лица предоставления иных документов, за исключением предусмотренных настоящим Положением.
Регистратор вносит записи в реестр о переходе прав собственности на ценные бумаги, если:
предоставлены все документы, необходимые в соответствии с настоящим Положением;
предоставленные документы содержат всю необходимую в соответствии с настоящим Положением информацию;
количество ценных бумаг, указанных в передаточном распоряжении или ином документе, являющемся основанием для внесения записей в реестр, не превышает количества ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, передающего ценные бумаги;
осуществлена сверка подписи зарегистрированного лица или его уполномоченного представителя в порядке, установленном настоящим Положением;
лицо, обратившееся к регистратору, оплатило его услуги или предоставило гарантии об оплате в соответствии с прейскурантом последнего;
не осуществлено блокирование операций по лицевому счету зарегистрированного лица, передающего ценные бумаги.
Отказ от внесения записи в реестр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением. В случае отказа от внесения записи в реестр регистратор не позднее пяти дней с даты предоставления распоряжения о внесении записи в реестр направляет обратившемуся лицу мотивированное уведомление об отказе от внесения записи, содержащее причины отказа и действия, которые необходимо предпринять для устранения причин, препятствующих внесению записи в реестр.
Сверка подписи зарегистрированного лица на распоряжениях, предоставляемых регистратору, осуществляется посредством сличения подписи зарегистрированного лица с имеющимся у регистратора образцом подписи в анкете зарегистрированного лица.
При отсутствии у регистратора образца подписи зарегистрированное лицо должно явиться к регистратору лично или удостоверить подлинность своей подписи нотариально.
Зарегистрированное лицо вправе удостоверить подлинность своей подписи печатью и подписью должностного лица эмитента. В этом случае ответственность за подлинность подписи несет эмитент.
Как видно из материалов дела, 19.02.2009г. операции по счету акционера Петрова С.Г. были заблокированы на основании его заявления от 19.02.2009г. Данный факт подтверждается заявлением Петрова С.Г., справкой об операциях, проведенных по счету Петрова С.Г., выпиской из журнала учета входящих документов (л.д.77, 92-93, 95).
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что наличие блокировки операций по лицевому счету зарегистрированного лица Петрова С.Г., передающего ценные бумаги Эммерих Е.А., исключает наличие в действиях ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.22 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод административного органа и третьего лица о том, что оспариваемое постановление административного органа является законным и обоснованным, поскольку о наличии блокировки операций по счету акционера Петрова С.Г. ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" как в отказе Эммерих Е.А. о внесении записи в реестр акционеров, так и при производстве по делу об административном правонарушении, не сообщал.
Отсутствие сведений у административного органа о блокировке операций по счету не может влиять на наличие в действиях ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.22 КоАП РФ, а также на законность и обоснованность оспариваемого постановления.
Объективную сторону данного правонарушения составляют нарушения установленных правил ведения реестра владельцев ценных бумаг держателем реестра либо его должностными лицами, выразившиеся в незаконном отказе от внесения записей в систему ведения реестра ценных бумаг.
В данном случае правила ведения реестра владельцев ценных бумаг держателем реестра - ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" не нарушены.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал незаконным постановление административного органа от 15.04.2009г. N 42-09-113/ап о привлечении ОАО "Волгоэнергопромстройпроект" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.22 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 10000 руб., а производство по делу об административном правонарушении прекратил.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе Эммерих Е.А. не представил доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 июня 2009 года по делу N А55-8569/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Эммерих Евгения Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8569/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Волгоэнергопромстройпроект"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе
Третье лицо: Эммерих Е.А.