30 июля 2009 г. |
Дело N А65-2384/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани Республики Татарстан - извещен, не явился;
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Региональной Общественной организации "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Татарстан", г. Казань, Республика Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2009 г.
по делу N А65-2384/2009 (судья Галиуллин Э.Р.),
по заявлению Региональной Общественной организации "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Татарстан", г. Казань, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету Муниципального образования г. Казани Республики Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
третье лицо - открытое акционерное общество "Миллениум Зилант-Сити", г. Казань, Республика Татарстан,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Региональная Общественная организация "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Татарстан" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету Муниципального образования города Казани Республики Татарстан (далее - Исполком) о признании недействительным постановления от 07 марта 2007 г. N 440 "Об имуществе, дополнительно вносимом в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что муниципальное образование вправе дать специальное поручение комитету по управлению муниципальным имуществом выступить учредителем (участником) хозяйственного общества, а также внести в качестве вклада в уставный капитал имущество от имени соответствующего муниципального образования.
Оспариваемое заявителем постановление принято в пределах компетенции Исполнительного комитета г. Казани с соблюдением требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также не изменяет порядок приватизации муниципальной собственности муниципального образования города Казани.
Заявитель, вопреки требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил в суд доказательств, какие именно его гражданские права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением, какие созданы препятствия к осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, тогда как заинтересованным является лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле, т.е. лицо, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у заявителя уважительных причин для пропуска срока на обжалование постановления Исполкома, что является самостоятельным основанием для отказа заявителю в удовлетворении его требований.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что постановление Исполнительного комитета Муниципального образования "Город Казань" от 07 марта 2007 г. N 440 противоречит ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", запрещающих органам местного самоуправления быть участниками (учредителями) хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено законом. Такой федеральный закон на данный момент отсутствует, а учредителем ОАО "Миллениум Зилант-Сити" в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Муниципального образования "Город Казань" от 14 июня 2006 г. N 1142 о создании ОАО "Миллениум Зилант-Сити" и в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением от 26 июня 2006 г. N 1141р председателем Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани, является муниципальное учреждение, а не муниципальное образование.
Довод суда о неуважительных причинах пропуска срока подачи заявления со ссылкой на договор аренды от 01 сентября 2008 г. не может быть принят во внимание, так как не является моментом, когда РОО "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Татарстан" стало известно о нарушении его прав и законных интересов по данному делу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 07 марта 2007 г. N 440 в целях комплексной застройки, развития и благоустройства правого берега реки Казанки, создания современного символа города Казани, благоприятных условий при привлечении российских и иностранных инвестиций в столицу Татарстана, повышения эффективности управления муниципальным имуществом при решении социально-экономических задач и в связи с уточнением имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества "Миллениум Зилант-Сити", постановил Комитету земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани в срок до 1 мая 2007 г. внести в качестве вклада в уставный капитал Общества дополнительно недвижимое имущество согласно приложениям.
При этом распоряжением председателя Комитета земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани утвержден Устав открытого акционерного общества "Миллениум Зилант-Сити", согласно которому единственным учредителем Общества является Муниципальное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казани, предметом деятельности данной организации являются операции с недвижимым имуществом, строительство зданий и сооружений и т.д.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 принят Устав муниципального образования города Казани, который в силу ст. 4 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ составляет правовую основу местного самоуправления.
На уровне Муниципального образования города Казани, согласно ст. 40 Устава муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани; осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; решает вопросы создания, приобретения и использования объектов муниципальной собственности; создает муниципальные унитарные предприятия и учреждения города Казани и осуществляет полномочия собственника имущества муниципальных унитарных предприятий и учреждений города, назначает на должность и освобождает от должности в порядке, установленном Городской Думой, их руководителей; осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в муниципальной собственности.
На основании указанных норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что муниципальное образование вправе поручить комитету по управлению муниципальным имуществом внести в качестве вклада в уставный капитал имущество от имени соответствующего муниципального образования.
Кроме того, оспариваемым постановлением руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 07 марта 2007 г. N 440 регулируется вопрос о внесении в уставный капитал ОАО "Миллениум Зилант-Сити" дополнительного имущества, вопрос о создании указанного акционерного общества в данном постановлении не регулируется.
Таким образом, довод заявителя о том, что оспариваемым постановлением нарушена процедура создания ОАО "Миллениум Зилант-Сити", не может быть принят во внимание.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, решением и действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Заинтересованным является лицо, имеющее юридически значимый интерес в данном деле, т.е. лицо, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемым постановлением.
Однако заявитель ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд, не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.
Заявитель не доказал суду, что оспариваемое постановление Исполкома нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления экономической деятельности.
При таких обстоятельствах совокупность указанных условий отсутствует, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не нарушаются права Региональной Общественной организации "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса Республики Татарстан".
В то же время арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст.198 АПК РФ срок на подачу в суд заявления о признании незаконным постановления.
В материалах дела отсутствует доказательство того, что именно заявитель ознакомился с содержанием оспариваемого постановления в сентябре 2008 г.
Однако указанный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного судебного акта.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 июня 2009 г. по делу N А65-2384/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2384/2009
Истец: Региональная Общественная организация "Профессиональный союз предпринимателей малого и среднего бизнеса РТ", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет Муниципального образования г.Казани РТ, г.Казань
Третье лицо: ОАО "Миллениум Зилант-Сити"
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5435/2009