07 августа 2009 г. |
Дело N А55-6119/2009 г. Самара |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Плетнева Т.Ю., доверенность от 31 июля 2009 года N 1, Зеленченко С.В., ордер от 03 августа 2009 года N 017556,
от Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области - Дейер Н.В., доверенность от 09 октября 2008 года N Д-49/520,
от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Гусева Ю.С. доверенность от 28 мая 2009 года N Д05-01/2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2009 года по делу N А55-6119/2009 (судья Стенина А.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамараАвтоГаз", г. Самара,
к Министерству строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
Министерству транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараАвтоГаз" (далее - заявитель, ООО "СамараАвтоГаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором с учетом уточненных требований просило признать незаконным решение Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области от 6 февраля 2009 г. N 3/666 об отказе ООО "СамараАвтоГаз" в предварительном согласовании места размещения объекта: торгово-офисного центра в границах улиц Ново - Садовая, Подпольщиков, Кольцевая, Читинский переулок в Октябрьском районе г. Самары и обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области обеспечить организацию проведения работ по оформлению акта о выборе земельного участка, содержащего проект границ земельного участка, принять решение о предварительном согласовании ООО "СамараАвтоГаз" места размещения объекта - торгово-офисного центра в границах улиц Ново-Садовая, Подпольщиков, Кольцевая, Читинский переулок в Октябрьском районе г. Самары в соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ, утверждающее акт выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьёй 31 ЗК РФ выбор земельного участка согласовывался заявителем с уполномоченными органами, давшими положительные заключения; согласно выписки из технического паспорта следует, что на рассматриваемой территории находятся следующие объекты недвижимости по адресу: ул. Подпольщиков, д. 8-душ (литера Д), уборная (Литера У1); ул. Подпольщиков, д. 4-сарай (литера С); Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области ответами N N 01/004/2008-652, 01/004/2008-653, N 01/004/2008-654 от 30 января 2008 года сообщило, что сведений из Единого государственного реестра прав записи о регистрации прав в ЕГРП на вышеуказанные объекты отсутствуют.
Испрашиваемый заявителем земельный участок находится в структуре общегородской системы обслуживания, которая допускает строительство торгово-офисных центров в соответствии с постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самара".
Не согласившись с выводами суда, Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что порядок работы Министерства установлен как нормами Земельного кодекса РФ, так и Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства (далее - Регламент), утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РФ исполнительным органом государственной власти при рассмотрении заявления должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. Необходимость такого подробного изучения ситуации связана с тем, чтобы в максимальной степени избежать конфликтов и разногласий при предоставлении земельного участка.
В процессе получения согласований Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области в письме от 27 августа 2008 г. N 28/2140 указало на нецелесообразность согласования проекта границ земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый участок находится в непосредственной близости от земельных участков, предполагаемых под строительство магистрали по ул. Аврора и двухуровневой транспортной развязки.
Учитывая и то, что при разработке инженерного проекта строительства магистрали общегородского значения регулируемого движения по ул. Аврора г.о. Самара на участке от ул. Ново-Садовая до Московского шоссе возможны технические решения, предполагающие занятие указанного земельного участка, Министерство считает согласование проекта границ земельного участка нецелесообразным.
Согласно вышеуказанного регламента (пункт 3.20) Министерство отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие Министерством соответствующих решений.
С учетом отрицательного заключения Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Министерство законно и обоснованно отказало в осуществлении процедур по выбору земельного участка.
В соответствии с п. 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
По мнению подателя жалобы указанная статья свидетельствует о том, что решению о предварительном согласовании места размещения объекта предшествует предоставление в Министерство акта о выборе земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденной постановлением главы городского округа Самары.
Поскольку в адрес Министерства из органа местного самоуправления указанные документы не поступали, невозможно обязать Министерство принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В судебное заседание представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
03 сентября 2007 г. ООО "СамараАвтоГаз" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлением об обеспечении выбора земельного участка в аренду для строительства торгово-офисного центра со встроенным паркингом, расположенным в Октябрьском районе в границах улиц Ново-Садовая/ул. Подпольщиков/Читинский переулок/ул. Кольцевая (л.д. 9-10).
06 февраля 2009 г.. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в ответ на данное заявление было вынесено решение N 3/666 о невозможности осуществления работ по выбору земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового офиса со ссылкой на письмо Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области от 27 августа 2008 г. N 28/2140, где указано, что согласование проекта границ испрашиваемого земельного участка нецелесообразно, так как при разработке инженерного проекта строительства магистрали общегородского значения регулируемого движения по улице Аврора г.о.Самара на участке от улицы Ново-Садовая до Московского шоссе возможны технические решения, предполагающие занятие указанного земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного решения незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации выбор земельного участка для строительства начинается с направления заинтересованным гражданином или юридическим лицом заявления в орган власти, уполномоченный на распоряжение публичными землями.
В решении суда правильно отмечено, что в соответствии с Законом Самарской области "О земле" от 11 марта 2005 г. N 94-ГД (в ред. от 01 июня 2006 г.), Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" с 01 июля 2006 г. распоряжение земельными участками в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их предоставления для строительства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. года N 74, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара обращение для рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка и утверждения проекта границ.
Комитетом градостроительства и архитектуры были запрошены у ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области сведения о земельном участке, располагающемся на улице Подпольщиков, в районе домов 2-10 в Октябрьском районе города Самары, и смежных с ним земельных участков.
На основании запроса Комитета градостроительства и архитектуры N СП-8/1931-0-6 от 18 октября 2007 года заявитель заключил с СФ ФГУП "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ" договор N 469 на выполнение работ по обследованию объектов капитального строительства и выдаче технических заключений.
Суд первой инстанции верно отметил, что согласно выписки из технического паспорта следует, что на рассматриваемой территории находятся следующие объекты недвижимости по адресу: ул. Подпольщиков, д. 8-душ (литера Д), уборная (Литера У1); ул. Подпольщиков, д. 4-сарай (литера С) (л.д. 23); согласно ответам Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области N N 01/004/2008-652, 01/004/2008-653, N 01/004/2008-654 от 30 января 2008 года сведения из Единого государственного реестра прав записи о регистрации прав в ЕГРП на вышеуказанные объекты отсутствуют (л.д. 25-27).
Министерство имущественных отношений Самарской области письмом от 12 марта 2008 года за N 12-14/3148 указало, что информация о землепользователях земельных участков, расположенных по адресам: г. Самара, ул. Подпольщиков 2,4,6,8,10, в Министерстве имущественных отношений Самарской области отсутствует (л.д. 28).
Суд правильно посчитал доводы заинтересованных лиц о предполагаемом строительстве магистрали, его непосредственной близости к запрашиваемому земельному участку и возможными техническими решениями, необоснованными, при этом исходил из следующего:
В силу ч. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления заинтересованного лица в предоставлении земельного участка под строительство, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка либо решение об отказе в размещении объекта.
В решении суда верно указано, что целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости. Предназначение процедур согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Суд правильно отметил, что в рассматриваемом случае в соответствии со статьёй 31 ЗК РФ выбор земельного участка ООО "СамараАвтоГаз" согласовывался с уполномоченными органами, давшими положительные заключения:
- в федеральном государственном учреждении здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы по радиационному фактору от 16 ноября 2007 года N 09/3349;
- в отделе гигиены и эпидемиологии в г. Самара ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области - по экспертной оценке уровней электромагнитных излучений на земельном участке под размещением торгово-офисного центра со встроенным паркингом N 06/1316 от 15 ноября 2007 года.
- в отделе гигиены и эпидемиологии в г. Самара ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области - экспертное заключение по выбору земельного участка для строительства N 135/05 от 27 ноября 2007 года.
Отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства основан на заключении Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области от 27 августа 2008 г. за N 28/2140, из которого следует, что "согласно генеральному плану городского округа Самара предполагается строительство магистрали общегородского значения регулируемого движения по ул. Аврора г. о Самара на участке от ул. Ново-Садовая до Московского шоссе, со строительством двухуровневой развязки на пересечении ул. Аврора, ул. Ново-Садовая, ул. Кольцевая и ул. Подпольщиков, испрашиваемый участок находится в непосредственной близости от земельных участков, предполагаемых под строительство магистрали по ул. Аврора и двухуровневой транспортной развязки".
В решении суда верно отмечено, что доказательств того, что расположение вышеуказанной магистрали общегородского значения будет препятствовать предполагаемому строительству торгово-офисного центра в границах улиц Ново - Садовая, Подпольщиков, Кольцевая, Читинский переулок в Октябрьском районе г. Самары ответчиками не представлено.
Суд правильно посчитал необоснованными ссылку Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (л.д. 32) на генеральный план г.о. Самара, утвержденный решением Думы г. о. Самара от 20 марта 2008 г. N 539, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок находится в структуре общегородской системы обслуживания, которая допускает строительство торгово-офисных центров в соответствии с постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самара".
Указанная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в апелляционной жалобе трактовка п. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ не соответствует содержащимся в этой норме положениям.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя о признании решения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06 февраля 2009 года N 3/666 незаконным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июня 2009 года по делу N А55-6119/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6119/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "СамараАвтоГаз"
Ответчик: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5806/2009