07 августа 2009 г. |
Дело N А49-2947/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Бутузова Т.В. (доверенность от 03.07.2009 N 1556-2),
от третьего лица:
МУП "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы - представитель Колосов И.В. (доверенность от 04.08.2009),
от иных третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза, на решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 июня 2009 года по делу N А49-2947/2009 (судья Н.Г. Жулькина)
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в лице ликвидационной комиссии, Пензенская область, г. Пенза,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза,
при участии в деле третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы, Пензенская область, г. Пенза, Управления записи актов гражданского состояния Пензенской области, Пензенская область, г. Пенза, закрытого акционерного общества "Военно-мемориальная компания", г. Москва,
о признании частично недействительными решения от 11.03.2009 N 398-2 и предписания от 11.03.2009 г. N 2-03/02-2009,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (далее - КУМИ г. Пензы) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, с учетом принятых уточнений, о признании частично недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС по Пензенской области, антимонопольный орган) от 11.03.2009 N 398-2, которым соглашение между КУМИ г. Пензы, Муниципальным унитарным предприятием "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы и Управлением записи актов гражданского состояния Пензенской области о совершении действий, направленных на размещении территориального отдела ЗАГС г. Пензы в помещении, занимаемом МУП "Спецбюро" по адресу г. Пенза, ул. Карпинского, 187, признано нарушением п.4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и п. 3 предписания от 11.03.2009 г. N 2-03/02-2009 в части обязывающей КУМИ г. Пензы до 01.08.2009 прекратить действия по предоставлению территориальному отделу ЗАГС части занимаемого помещения по данному адресу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Муниципальное унитарное предприятие "Специализированное бюро" по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы (далее - МУП "Спецбюро"), Управление записи актов гражданского состояния Пензенской области (далее - Управление ЗАГС), закрытое акционерное общество "Военно-мемориальная компания" (далее - ЗАО "Военно-мемориальная компания").
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 04.06.2009 заявленные требования удовлетворены, решение N 398-2 и пункт 3 предписания N 2-03/02-2009 от 11.03.2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, вынесенные УФАС по Пензенской области, признаны недействительными, как несоответствующие положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым судебным актом, УФАС по Пензенской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное при неправильном применении норм материального права, а также при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители КУМИ г. Пензы, ЗАО "Военно-мемориальная компания" и Управления ЗАГС не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители УФАС по Пензенской области и МУП "Спецбюро" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлениях представителей УФАС по Пензенской области и МУП "Спецбюро", апелляционной суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по поручению ФАС России, после обращения ЗАО "Военно-мемориальная компания" на основании приказа УФАС по Пензенской области от 11.01.2009 N 1 было проведено контрольные мероприятия по проверке МУП "Спецбюро" на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними ритуальных услуг.
Усмотрев в действиях КУМИ г. Пензы, МУП "Спецбюро" и Управлением ЗАГС признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", УФАС по Пензенской области 04.02.2009 возбудило дело N2-03/02-2009.
11 марта 2009 года УФАС по Пензенской области принято решение, согласно которого соглашение между КУМИ г. Пензы, МУП "Спецбюро" и Управлением ЗАГС признано нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части совершения действий, выразившихся в размещении территориального отдела ЗАГС г. Пензы Управления ЗАГС в помещении, занимаемом МУП "Спецбюро" по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187.
УФАС по Пензенской области выдало предписание от 11.03.2009 N 2-03/02-2009 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе КУМИ г. Пензы, в срок до 01.08.2009 прекратить действия по заключению соглашений размещении территориального отдела ЗАГС г. Пензы Управлением ЗАГС Пензенской области в части помещения, занимающего МУП "Спецбюро" по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187 (пункт 3 предписания).
КУМИ г. Пензы не согласился с принятыми антимонопольным органом решением и пунктом 3 предписания и обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что УФАС по Пензенской области не представило доказательств согласованности действий КУМИ г. Пенза, МУП "Спецбюро" и Управления ЗАГС по размещению последнего в помещении МУП "Спецбюро" и, следовательно, законности и обоснованности вынесенного решения от 11.03.2009 и предписания от 11.03.2009 N 2-03/02-2009.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Органом, обеспечивающим государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательств, является антимонопольный орган (статья 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно частям 1, 3 статьи 23 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Следовательно, при принятии оспариваемых решения и предписания антимонопольный орган действовал в пределах установленных полномочий.
Из решения УФАС по Пензенской области следует, что УФАС по Пензенской области пришло к выводу, что между КУМИ г. Пенза, МУП "Спецбюро" и Управления ЗАГС было заключено соглашение о совершении действий, направленных на размещение территориального отдела ЗАГС г. Пенза Управления ЗАГС Пензенской области в помещении, занимаемом ПМУП "Спецбюро" по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187, которое приводит (или может привести) к созданию препятствий доступу на товарный рынок услуг по организации похорон и предоставлению ритуальных услуг, что является ограничением конкуренции и нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно Уставу МУП "Спецбюро" от 09.07.2003, утвержденного КУМИ г. Пензы, его основной целью деятельности является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в оказании услуг по погребению и погребение умершего. МУП "Спецбюро" располагается в помещении по адресу г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187.
Указанное помещение находиться в хозяйственном ведении МУП "Спецбюро" на основании постановления главы администрации г. Пензы от 20.02.2006 N 165.
Как следует из материалов дела, в помещении МУП "Спецбюро" по адресу: г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187 на основании договора безвозмездного пользования имуществом от 14.02.2008, заключенного между МУП "Спецбюро" и Управлением ЗАГС, размещается отдел территориальный отдел ЗАГС.
Согласно пункту 1.3 ст. 2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 25.10.2002 N 341/26 муниципальные унитарные предприятия, а также имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, находиться в муниципальной собственности г. Пензы.
Из пункта 3.1.3 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 25.06.2008 N 994, КУМИ г. Пензы осуществляет контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии с пунктами 1.2, 6.3.5, 6.7 Устава учредителем МУП "Спецбюро" является КУМИ г. Пензы и он осуществляет контроль его финансово-хозяйственной деятельности и принимает решения по рассмотрению результатов деятельности предприятия за отчетный период.
Материалами дела подтверждается, что Управление ЗАГС обращалось в КУМИ г. Пензы с просьбой принять решение о заключении договора безвозмездного пользования на помещение площадью 14.28 кв.м. расположеннее по адресу г. Пенза, ул. Карпинского, д. 187, для размещения подразделения по государственной регистрации смерти территориального отдела ЗАГС г. Пензы.
Из письменного ответа КУМИ г. Пензы на вышеуказанное обращение Управление ЗАГС от 04.02.2008 N 15/376 усматривается, что КУМИ г. Пензы рекомендует Управлению ЗАГС обратиться по вопросу использования указанного помещения в МУП "Спецбюро".
Из пункта 4.8 Устава МУП "Спецбюро" следует, что МУП "Спецбюро" не вправе продавать принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия учредителя (КУМИ г. Пензы).
Доказательств, свидетельствующих о принятии КУМИ г. Пензы каких-либо мер по прекращению размещения отдела ЗАГС в помещении МУП "Спецбюро" в материалы дела не представлено.
С учетом указанного, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии соглашения о размещении территориального отдела ЗАГС в помещении МУП "Спецбюро".
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения.
Материалами дела подтверждается, что по результатам проверки, проведенной антимонопольным органом, составлен Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации похорон и ритуальных услуг в г. Пензе, в котором содержатся вывод о создание преимущественных условий деятельности для МУП "Спецбюро" на рынке услуг по организации похорон и представлению ритуальных услуг на территории г. Пензы в результате расположения в одном помещении с единственным отделом ЗАГС, осуществляющим регистрацию смерти и выдачу свидетельства о смерти.
Актом по результатам контрольного мероприятия от 18.01.2009 N 1 установлены факты ограничения конкуренции, в результате заключения договора безвозмездного пользования имуществом от 14.02.2008 между Управлением ЗАГС и МУП "Спецбюро".
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд считает, что УФАС по Пензенской области доказан факт наличия между КУМИ г. Пенза, МУП "Спецбюро" и Управления ЗАГС соглашения, а также возможность наступления негативных последствий от указанного соглашения, в виде ограничения конкуренции.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о несоответствии решения и п. 3 предписания УФАС по Пензенской области положениям Закона о защите конкуренции основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания незаконными решения и п.3 предписания УФАС по Пензенской области от 11.03.2009.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу об отказе КУМИ г. Пенза в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 04 июня 2009 года по делу N А49-2947/2009 отменить.
В удовлетворении заявления Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в лице ликвидационной комиссии - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е. Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2947/2009
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
Третье лицо: Управление записи актов гражданского состояния Пензенской области, МУП "Специализированное бюро по коммунальному обслуживанию населения г. Пензы", ЗАО "Военно-мемориальная компания"
Хронология рассмотрения дела:
07.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5844/2009