11 августа 2009 г. |
Дело N А55-7332/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" - Худояровой М.Г. (доверенность от 15.06.2009);
представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - Давидюк О.Н. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Компания "ЭР-Телеком"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-7332/2009 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению ЗАО "Компания "ЭР-Телеком", г.Самара,
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Компания "ЭР-Телеком" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - административный орган) от 02.04.2009г. N 36-09/120 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д. 3-8).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.06.2009г. по делу N А55-7332/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.123-125).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, применив малозначительность (л.д.128-130).
Административный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее (л.д.139-143).
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель административного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка соблюдения Обществом требований валютного законодательства.
В ходе проведения проверки выявлен факт несоблюдения Обществом порядка заполнения графы 1 справки о подтверждающих документах, что отражено в докладной контролера-ревизора отдела валютного контроля (л.д.109).
Общество извещено административным органом уведомлением от 25.03.2009г. N 36-09/120 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.85-86).
30.03.2009г. административным органом в отношении Общества составлен протокол N 36-09/120 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии представителя Общества - Авраам М.Г., действующего по доверенности от 26.03.2009г. (л.д.81-83, 84).
Рассмотрев материалы проверки административным органом 02.04.2009г. вынесено постановление N 36-09/120 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и наложен штраф в размере 40000 рублей (л.д. 74-76).
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет административную ответственность юридических лиц в виде наложения на них административного штрафа.
Как следует из материалов дела, 01.06.2006г. EUROSPORT SA, Франция, и Общество заключили Соглашение с кабельным/IP оператором б/н, согласно которому EUROSPORT SA передает полностью закодированную русскоязычную версию спортивного телевизионного канала EUROSPORT и полностью закодированную русскоязычную версию спортивного телевизионного канала EUROSPORT 2 (л.д.95-105).
06.09.2006г. на основании вышеуказанного Соглашения в уполномоченном банке АК СБ РФ (ОАО) Самарское отделение N 28 Общество оформило паспорт сделки N 06090001/1481/1286/4/0 (л.д. 106-108).
В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в уполномоченный банк документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг (п. 2.1 Положения Центрального Банка РФ "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, в осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" от 01.06.2004 N 258-П).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173 - ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления.
Порядок заполнения справки о подтверждающих документах установлен п. 2 Приложения N 1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", в соответствии с которым в графе 1 в формате ДД.ММ.ГГГГ указывается дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" - документы, требования о представлении которых в уполномоченный банк установлены Инструкцией Банка России от 15.06.2004г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделки" и Положением Банка России от 01.06.2004г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществление уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", а именно:
-справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2. Инструкции N 117-И;
-справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3. Инструкции N 117-И и в пункте 2.6. Положения N 258-П;
-справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П являются формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж.
Обществом представлены в суд следующие акты приема-передачи:
- б/н от 29.02.2008 года о выполнении работ EUROSPORT SA по трансляции канала EUROSPORT 2 за февраль 2008 года, то есть за услуги, оказанные EUROSPORT SA в феврале 2008 года на сумму 3 011,50 Евро;
- б/н от 29.02.2008 года о выполнении работ EUROSPORT SA по трансляции канала EUROSPORT за февраль 2008 года, то есть за услуги, оказанные EUROSPORT SA в феврале 2008 года на сумму 8 281,63 Евро (л.д. 93-94).
Судом первой инстанции установлено, что вышеуказанные акты получены Обществом от иностранного контрагента 02.04.2008г., что подтверждается отметками в журнале входящей документации N 01-09/81 и N01-09/82 от 02.04.2008г. (л.д.92).
В уполномоченный банк справка о подтверждающих документах представлена Обществом также 02.04.2008г. (л.д. 91).
Суд первой инстанции правильно сделал вывод, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что днем оформления вышеуказанных Актов следует считать - 02.04.2008 года - дату подписания актов обеими сторонами.
Таким образом, в графе 1 справки о подтверждающих документах в качестве даты оформления документов (вышеназванных Актов сдачи-приема оказанных услуг) Общество должно было указать - 02.04.2008 года.
Фактически ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" представило в уполномоченный банк АК СБ РФ (ОАО) Самарское отделение N 28 справку о подтверждающих документах от 02.04.2009 года, указав в графе 1 справки дату оформления документа - 29.02.2008 года (л.д. 91).
Судом первой инстанции установлен факт нарушения ЗАО "Компания "ЭР-Телеком" вышеуказанных норм, выразившееся в несоблюдении установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Представленные административным органом доказательства полностью подтверждают наличие в действия Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения Обществом не оспаривается.
Суд апелляционной инстанции нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установил.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совершенное Обществом правонарушение не является малозначительным и несет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Отсутствие вредных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям (опасность для личности, общества или государства) может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать разовый либо систематический характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию. Оценивая малозначительность данного правонарушения, характер содеянного и его общественную опасность надлежит сопрягать и с реальным экономическим благосостоянием государства и общества в определенный период времени.
В данном случае правонарушение считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о валютном регулировании и валютном контроле. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действия или бездействия.
Из общеправового принципа, закрепленного в части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, следует, что Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, должно не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть соблюдать ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого выполнения требований закона.
В данном случае суд первой инстанции сделал правильный вывод, что совершенное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, и не может считаться малозначительным.
Согласно пункта 18.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств исключительности случая вмененного правонарушения Обществом не представлено, также не усматривается и из материалов дела.
На основании изложенного, суд считает, что Общество пренебрежительно отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей, неосмотрительно отнеслось к задачам и целям валютного регулирования и контроля, принятии им разумных и адекватных мер, достаточных для соблюдения правил публичного порядка, поэтому совершенное правонарушение нельзя признать малозначительным.
Признание правонарушения малозначительным это право, а не обязанность суда.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что при вынесении постановления от 02.04.2009г. N 36-09/120 административным органом соблюдены все требования административного законодательства, вина Общества подтверждена материалами дела, при назначении наказания административный орган применил минимальную санкцию, предусмотренную частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка. В настоящей апелляционной жалобе Общество не представило доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-7332/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Компания "ЭР-Телеком" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7332/2009
Истец: Закрытое акционерное общество "Компания "ЭР-Телеком" в лице представителя Ивановой А.А., Закрытое акционерное общество "Компания "ЭР-Телеком" в лице представителя Аврам Марина Георгиевна, Закрытое акционерное общество "Компания "ЭР-Телеком"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5153/2009