12 августа 2009 г. |
Дело N А55-9253/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 12 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В. С., cудей Поповой Е. Г., Кувшинова В. Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е. В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области Фокеевой А.Ю. (доверенность от 16 июня 2009 г.),
представитель ООО "Море" не явился, общество извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 августа 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти, на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2009 г. по делу N А55-9253/2009 (судья М. Н. Щетинина), принятое по заявлению ООО "Море", Самарская область, г. Тольятти, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области,
признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственность "Море" (далее - ООО "Море", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - административный орган) от 23 апреля 2009 г. N 358 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Решением от 18 июня 2009 г. по делу N А55-9253/2009 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил заявление ООО "Море".
По мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, административный орган просит отменить указанное судебное решение.
ООО "Море" в отзыве апелляционную жалобу отклонило, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело без участия представителя ООО "Море", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя административного органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, административный орган провел проверку соблюдения ООО "Море" законодательства о применении контрольно-кассовой техники, в ходе которой усмотрел наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ. Результаты проверки административный орган отразил в акте от 16 апреля 2009 г. N 330 и в протоколе от 16 апреля 2009 г. N 330/1.
Суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о несоблюдении административным органом процедуры возбуждения производства по делу об административном правонарушении, посчитав, что законному представителю ООО "Море" (директору А. Х. Хайрулову) якобы не было известно о причине вызова в налоговый орган в день составления протокола. Из материалов дела видно, что протокол составлен в присутствии А. Х. Хайрулова, который отказался от его подписания, о чем в протоколе, в присутствии двух понятых, сделана соответствующая запись. Кроме того, при составлении протокола законному представителю ООО "Море" были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ, что свидетельствует о соблюдении гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
23 апреля 2009 г. административный орган на основании акта, протокола и иных материалов дела об административном правонарушении вынес в отношении ООО "Море" постановление о назначении административного наказания по статье 15.1 КоАП РФ (нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Признавая указанное постановление незаконным и отменяя его, суд первой инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Согласно пунктам 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге, причем записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же (в тот же день) после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе, отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Исходя из изложенного проверка полноты оприходования в кассу наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, может быть произведена путем сравнения выручки по данным, отраженным в фискальном отчете контрольно-кассовой техники, суммы выручки, определенной по показаниям секционных счетчиков (регистров) контрольно-кассовой техники на начало и на конец рабочего дня, отраженной в журнале кассира-операциониста, и данных кассовой книги о фактической сумме выручки по предприятию. Таким образом, одним из критериев установления факта неоприходования денежных средств является разница между показаниями контрольно-кассовой техники и данными кассовой книги организации.
Из материалов дела усматривается, что данные фискальных отчетов, журнала, справки и отчета кассира-операциониста, а также кассовой книги совпадают и свидетельствуют о получении ООО "Море" за 29 марта 2009 г. (дату, на которую проводилась проверка) выручки в сумме 39428 руб. 72 коп. Денежные средства в указанной сумме приняты в кассу общества 30 апреля 2009 г. до начала рабочей смены.
Что касается утверждения о неоприходовании денежных средств в сумме 2525 руб. по счету N 1/7044, то, вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания, административный орган не представил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что денежные средства в указанной сумме действительно были получены обществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника используется при осуществлении наличных денежных расчетов. Пунктом 14 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, от 18 августа 1993 г. N 51 предусмотрено, что при проведении проверки применения контрольно-кассовой техники используются, в том числе, расчетные и платежные документы.
Упомянутый счет не отвечает критериям расчетного или платежного документа, не подтверждает факт осуществления оплаты, а является лишь предложением произвести оплату. Акт приема-передачи от 01 апреля 2009 г., представленный в суд апелляционной инстанции, также не свидетельствует о том, что оплата по указанному счету была фактически произведена.
Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимосвязи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях ООО "Море" отсутствовали признаки состава административного правонарушения, выразившегося в неоприходовании денежных средств в установленном порядке.
Таким образом, суд первой инстанции правильно удовлетворил заявление ООО "Море" о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, в связи с чем основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2009 г. по делу N А55-9253/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В. С. Семушкин |
Судьи |
Е. Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9253/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Море"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6098/2009