17 августа 2009 г. |
Дело N А49-2287/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Городского собрания народных депутатов г. Нижний Ломов Пензенской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Пензаспиртпром", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2009 г.
по делу N А49-2287/2009 (судья Земцова М.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Пензаспиртпром", г. Пенза,
к Городскому собранию народных депутатов г. Нижний Ломов Пензенской области, г. Нижний Ломов, Пензенская область,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Пензаспиртпром" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Городскому собранию народных депутатов г. Нижний Ломов (далее - Собрание) о признании незаконным его бездействия, выразившегося в уклонении от принятия государственного жилищного фонда социального использования в составе четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Н. Ломов, Валовая, 8а - 2.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что конкурсный управляющий в деле о банкротстве не обращался в арбитражный суд с заявлением о вынесении определения в порядке ст. 132 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) о передаче спорного объекта жилищного фонда социального использования собственнику такого жилищного фонда, то есть заявителем не соблюдена установленная п. 6 указанной правовой нормы соответствующая процедура.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в закон о несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (конкурсное производство) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
До вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ действовала редакция п. 6 ст. 132 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), где условие об определении отсутствует, и которая должна применяться на период проведения конкурсного производства Общества.
В порядке ст. 132 Закона о банкротстве передача объектов социального использования производится в собственность муниципального образования без каких-либо дополнительных условий. Выдвижение ответчиком дополнительных условий для принятия квартиры, в виде истребования правоустанавливающих документов, противоречит законодательству и свидетельствует об уклонении ответчиком от совершения действий по принятию жилищного фонда.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из плана приватизации Общества следует, что все объекты социально-культурного и социально-бытового назначения остаются на балансе предприятия без изменения формы государственной собственности (т. 1 л.д. 14).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 октября 2007 г. по делу N А49-1678/2007-23б/26 (т. 1 л.д. 11-12) ОАО "Пензаспиртпром" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год. Определением Арбитражного суда Пензенской области от 20 ноября 2008 г. (т. 1 л.д. 13) срок конкурсного производства продлен до 22 мая 2009 г.
В порядке проводящейся процедуры банкротства, согласно протоколу собрания кредиторов Общества от 31 января 2008 г N 3, в порядке ст. 132 Закона о банкротстве конкурсный управляющий Общества обратился к главе Городского собрания народных депутатов г. Нижний Ломов с заявлением от 18 февраля 2009 г. N 09-05/37 (т. 1 л.д. 9-10) по вопросу безвозмездной передачи в собственность муниципального образования объектов жилищного фонда социального использования, находящегося на балансе Общества: жилого помещения - четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Н. Ломов, Валовая, 8а-2.
В адрес конкурсного управляющего было направлено письмо главы г. Нижний Ломов Пензенской области от 13 марта 2009 г. N 17, из которого следует, что для положительного решения вопроса заявителю необходимо предоставить документы о праве собственности на указанную квартиру.
Кроме того, Собранием представителей города Нижний Ломов 28 апреля 2009 г. принято решение N 28-3/4 о рассмотрении вопроса о передаче жилищного фонда социального использования (4-комнатной квартиры, балансовой стоимостью 70 000 руб.; местонахождение: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Валовая, д. 8а, кв. 2; площадью - 77, 8 кв.м.; год постройки - 1982) в муниципальную собственность города Нижний Ломов после предоставления документов ОАО "Пензаспиртпром", подтверждающих право собственности на вышеуказанную квартиру (т. 1 л.д. 113-114).
Уклонение Собрания от действий, связанных с принятием жилищного фонда в муниципальную собственность, послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. 5 ст. 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ).
Передача социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что конкурсный управляющий в деле о банкротстве не обращался в арбитражный суд с заявлением о вынесении определения в порядке ст. 132 Закона о банкротстве о передаче спорного объекта жилищного фонда социального использования собственнику такого жилищного фонда, то есть заявителем не соблюдена установленная п. 6 указанной правовой нормы соответствующая процедура.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований и признания незаконным оспариваемого бездействия ответчика.
Однако при принятии оспариваемого судебного акта суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (конкурсное производство) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
На момент рассмотрения заявления ОАО "Пензаспиртпром" действовала процедура конкурсного производства, введенная решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 октября 2007 г. по делу N А49-1678/2007-236/26, следовательно, нормы Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ применимы к правоотношениям, которые возникнут после завершения данной процедуры конкурсного производства.
В соответствии с пунктами 5, 6 ст. 132 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Такая передача осуществляется без каких-либо дополнительных условий.
Таким образом, суд первой инстанции неверно применил правовую норму п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, поскольку условие о необходимости вынесения судом определения, на отсутствие которого сослался суд первой инстанции, в п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, применимой в отношении ОАО "Пензаспиртпром") отсутствует.
В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Материалами дела подтверждается, что спорный объект относится к жилищному фонду социального использования, но не принят в муниципальную собственность.
Доказательств нахождения спорного объекта недвижимости на балансе иного лица в материалах дела не имеется.
Спор о фактическом местоположении названного объекта между лицами, участвующими в деле, отсутствует.
Компетентным органом местного самоуправления г. Нижний Ломов по вопросу приема в муниципальную собственность объектов недвижимости в настоящем случае является Городское собрание народных депутатов г. Н. Ломов.
Обязанность Городского собрания народных депутатов г. Нижний Ломов как органа местного самоуправления, осуществляющего властные полномочия, принять объекты жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность прямо предусмотрена законом.
Из материалов дела следует, что письмом от 20 апреля 2009 г. N 09-05/81 в адрес Собрания направлен весь пакет документов, имеющийся в наличии у Общества, и имеющий отношение к принятию решения о передаче квартиры, а именно: протокол собрания кредиторов от 31 января 2008 г. N 3, выписка из отчета конкурсного управляющего, касающаяся вопроса передачи жилья, копия технического паспорта, решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 октября 2007 г. о введении конкурсного производства, определение Арбитражного суда Пензенской области от 20 ноября 2008 г. о продлении конкурсного производства, выписка из плана приватизации, решение от 10 ноября 1992 г. N 561 о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, решение от 12 ноября 1991 г. N 49/3 о перерегистрации государственного предприятия в акционерное общество, справка за подписью должностных лиц о нахождении квартиры на балансе Общества. То есть Обществом были предоставлены все имеющиеся в наличии документы (т. 1 л.д. 111).
Как было указано выше, Собрание представителей города Нижний Ломов указало заявителю на возможность решения вопроса о передаче жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность только после предоставления документов о праве собственности на указанную квартиру.
Однако такое указание Собрания, с учетом приведенных выше норм права, противоречит действующему законодательству.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о регистрации за кем-либо прав на спорное имущество, ограничений (обременений), заявленных в судебном порядке прав требований, правопритязаний отсутствует, что подтверждается сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области от 23 июля 2009 г. N 32/001/2009-2812.
Таким образом, ответчиком, несмотря на рассмотрение обращения заявителя на очередной сессии Собрания представителей города Нижний Ломов, допущено бездействие, выразившееся в уклонении от принятия государственного жилищного фонда социального использования в составе четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пензенская область, г. Н. Ломов, Валовая, 8а - 2.
С учетом изложенных обстоятельств, в связи с неправильным применением судом норм материального права, согласно п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить, заявленные требования удовлетворить.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 мая 2009 г. по делу N А49-2287/2009 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Пензаспиртпром", г. Пенза, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Городского собрания народных депутатов г. Нижний Ломов, г. Нижний Ломов, Пензенская обл., выразившееся в уклонении от принятия государственного жилищного фонда социального использования в составе четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пензенская обл., г. Нижний Ломов, ул. Валовая, д. 8а, кв. 2.
Обязать Городское собрание народных депутатов г. Нижний Ломов, г. Нижний Ломов, Пензенская обл., принять находящийся на балансе открытого акционерного общества "Пензаспиртпром", г. Пенза, государственный жилищный фонд социального использования в составе четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: Пензенская обл., г. Нижний Ломов, ул. Валовая, д. 8а, кв. 2, в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2287/2009
Истец: ОАО "Пензаспиртпром", Конкурсный управляющий ОАО "Пензаспиртпром" Мавров А.Д.
Ответчик: Городское собрание народных депутатов г.Нижний Ломов Пензенской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4998/2009