19 августа 2009 г. |
Дело N А55-6150/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 года N 653,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Блесткина Е.А., доверенность от 08 мая 2009 года N 12-2024,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2009 года по делу N А55-6150/2009 (судья Стенина А.В.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация", г. Самара,
о признании недействительным отказа в регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны и обязании зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган, УФРС по Самарской области) в регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (литера И) площадью 164,4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д.7 от 12 января 2009 г. N 01/204/2008-237 и обязать зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно п.п. "б" п. 2 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2004 года N 477 до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют органы (организации), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утвержденным указанным Министерством; ФГУП "Ростехинвентаризация" на момент составления и выдачи выписки из технической документации от 12 февраля 2007 года вправе была осуществлять деятельность по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Самарской области.
Согласно п. 10 ст. 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Представленная выписка от 12 февраля 2007 года из технической документации на нежилое помещение, защитное сооружение гражданской обороны, подготовленная Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", выдана соответствующим органом, ведущим федеральную автоматизированную информационную систему, имеет равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Представление иных документов, содержащих аналогичные сведения об объекте недвижимого имущества, необходимые для его индивидуализации, не требуется.
Объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны (литера И) площадью 164, 4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д.7, внесен в реестр федерального имущества под номером 4759 от 08 сентября 2008 года.
Не согласившись с выводами суда, УФРС по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно п.6 ст. 12 Федерального закона РФ 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, Единый государственный реестр прав ( далее - ЕГРП ) состоит из отдельных разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Раздел открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.
В подразделе I содержится краткое описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение), вид (название) объекта, его площадь (по кадастровому паспорту объекта недвижимого имущества или иному документу, предусмотренному настоящим Федеральным законом и содержащему описание объекта недвижимого имущества), назначение и иная необходимая информация, в том числе об отнесении объекта недвижимого имущества к объектам культурного наследия или к выявленным объектам культурного наследия.
Кадастровый паспорт, содержащий сведения, необходимые для внесения сведений об объекте в подраздел I ЕГРП, на государственную регистрацию представлен не был.
В соответствии с п.23 правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ N 219 от 18 февраля 1998 г., сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в подраздел I ЕГРП на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа.
В предоставленной выписке от 12 февраля 2007 г., выданной на защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по указанному адресу, не содержатся сведения о постановке объекта на государственный технический учет (с указанием даты постановки на учет), а так же кадастровый номер данного объекта. План объекта, приложенный к выписке из технического паспорта не соответствует требованиям, установленным правилами ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 08 сентября 2006 г. N 268.
В соответствии с п.8 правил ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности (далее - ЕГРОГД), утвержденных приказом Госстроя РФ N 120 от 31 мая 2001 г., действующим на момент выдачи указанной выписки от 18 января 2007 г., выписка из Единого реестра объектов градостроительной деятельности является доказательством проведенного государственного технического учета и наличия объекта градостроительной деятельности по определенному адресу, в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и иных характеристик на определенную дату.
На государственную регистрацию была представлена выписка из технической документации, выданная Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", которая не отвечает вышеуказанным требованиям подзаконных нормативных актов.
Арбитражный суд сослался на недействующую редакцию ст. 31 Закона о регистрации, которая предусматривала, что ответственность за точность данных, своевременность их предоставления об объектах недвижимого имущества несут организации по учету соответствующих объектов. Данное положение на момент рассмотрения дела уже не действовало в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ.
В судебном заседании представитель УФРС по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель третьего лица - ФГУП "Ростехинвентаризация" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
09 сентября 2008 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области для регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны (литера И) площадью 164, 4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д. 7.
12 января 2009 года сообщением N 01/204/2008-237 УФРС по Самарской области отказало в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное защитное сооружение гражданской обороны.
В обоснование отказа регистрирующий орган указал на непредставление кадастрового паспорта объекта; выписка из технической документации от 12 февраля 2007 г. не содержит сведения о постановке объекта на государственной технический учет; выписка из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, содержащая техническое описание не представлена.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона РФ N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", (далее - Закон о регистрации) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пункт 5.44 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 года N 418, и п.п. "а", п.2 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2004 года "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что ведение государственного технического учета объектов капитального строительства возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что согласно п.п. "б" п. 2 постановления Правительства РФ от 10 сентября 2004 года N 477 до принятия нормативных правовых актов, определяющих порядок ведения государственного технического учета, технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют органы (организации), аккредитованные Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, по правилам, утвержденным указанным Министерством.
Таким образом, представленная выписка из технической документации от 12 февраля 2007 года на нежилое помещение - защитное сооружение гражданской обороны (литера И) площадью 164, 4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д. 7, выдана Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", то есть органом, уполномоченным осуществлять деятельность по проведению государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства на территории Самарской области, а также на составление и выдачу выписки из технической документации (л.д. 9).
Пункт 12 положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном техническом учете и технической инвентаризации Российской Федерации объектов капитального строительства" от 04 декабря 2000 г. N 921, устанавливает, что сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.
В решении суда верно отмечено, что согласно положениям п. 10 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и п. 2 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 10 Правил ведения Единого реестра объектов градостроительной деятельности, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 31 мая 2001 г. N 120 "Об утверждении правил ведения Единого реестра объектов градостроительной деятельности", федеральная автоматизированная информационная система ФГУП "Ростехинвентаризация" (далее - ФАИС) ведется центральным федеральным управлением ФГУП "Ростехинвентаризация" в установленном порядке, регистрационные книги и реестровые карточки ведутся организациями федеральной системы государственного технического учета и технической инвентаризации - ФГУП "Ростехинвентаризация" (далее - ОФСТИ) его филиалами и иными структурными подразделениями и включают сведения об объектах, находящихся на территории, обслуживаемой соответствующим филиалом или иным структурным подразделением ОФСТИ.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что представленная выписка от 12 февраля 2007 года из технической документации на нежилое помещение - защитное сооружение гражданской обороны, подготовленная Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация", выдана соответствующим органом, ведущим ФАИС, имеет равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости. Представление иных документов содержащих аналогичные сведения об объекте недвижимого имущества, необходимые для его индивидуализации, не требуется.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным данным пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Судом верно отмечено, что из п. "г" ст. 17 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что представление выписки из Единого реестра объектов градостроительной деятельности закон в обязательном порядке не предусматривает.
В соответствии с Постановлением Правительства Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" защищенные помещения, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
В решении суда правильно указано о том, что объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны (литера И) площадью 164, 4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д. 7, внесен в реестр федерального имущества под номером 4759, что подтверждается выпиской из федерального имущества от 08 сентября 2008 года (л.д. 20-21).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в соответствии со ст. ст.17,25 Закона о регистрации документы, представленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - защитное сооружение гражданской обороны (литера И), площадью 164,4 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, 16 км Московского шоссе, ул. Дальняя, д.7, были достаточными для индивидуализации данного объекта недвижимого имущества и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следовательно, оспариваемый отказ в регистрации права собственности не отвечает требованиям статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию объекта недвижимого имущества и удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Ссылка суда первой инстанции на недействующую редакцию ст. 31 Закона о регистрации не может быть принята во внимание, поскольку это не привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, аналогичны тем, которые нашли отражение в обжалуемом решении суда и им была дана надлежащая правовая оценка, соответственно, они не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 июня 2009 года по делу N А55-6150/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6150/2009
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация"
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6349/2009