21 августа 2009 г. |
Дело N А72-1965/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя Захаровой И.Ю. (доверенность от 15.12.2008 N 27),
от ответчиков - представителя Монина М. Н. (доверенности от 18 августа 2009 г. N 24 и б/н), от Правительства Ульяновской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованных лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива "Сызранский", Ульяновская область, Радищевский район, пос. Октябрьский,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июня 2009 года по делу N А72-1965/2009 (судья Каданцев Ю.А.), рассмотренному по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Сызранский", Ульяновская область, Радищевский район, пос. Октябрьский,
к Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Министерству сельского хозяйства Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Правительству Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: Межрайонная ИФНС России N 5 по Ульяновской области, Ульяновская область, Новоспасский район, р.п. Новоспасское,
Управление ФНС России по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании недействительным протокола от 14.08.2008 N 28 заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области в части принятия решения об исключении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Сызранский" из состава участников Программы финансового оздоровления,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Сызранский" (далее - СПК "Сызранский", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным протокола от 14.08.2008 N 28 заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области в части принятия решения об исключении кооператива из состава участников Программы финансового оздоровления.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.06.2009 СПК "Сызранский" отказано в удовлетворении заявленных требований.
СПК "Сызранский" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 02.06.2009, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных кооперативом требований. Податель апелляционной жалобы указывает на нарушения порядка приятия решения и отражение в соглашении о реструктуризации долгов всех существенных условий, перечисленных в статье 19 ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей".
Министерство сельского хозяйства Ульяновской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Ульяновской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором сообщила, что сведения о заседании территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области с повесткой дня вопроса "Об исключении из состава участников Программы финансового оздоровления СПК "Сызранский" и протокол от 14.08.2008 N 28 заседания комиссии от 14.08.2008 в налоговый орган не представлялись.
В судебном заседании представитель кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу кооператива без удовлетворения.
Представители Правительства Ульяновской области и представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене и исходит при этом из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и Постановления Правительства от 30.01.2003 г. N 52 "О реализации Федерального закона "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" со стороны заявителя и Межрайонной инспекцией МНС N 12 по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области (обязанности которой в настоящее время в связи с реорганизацией исполняются Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Ульяновской области) было подписано соглашение о реструктуризации долгов от 12.03.2004 г. (т.1 л.д.142-144). К данному соглашению прилагается график погашения долгов (т.1 л.д.145). В дополнение к указанному соглашению этими же лицами было также оформлено соглашение о списании сумм пеней и штрафов от 12.03.2004 г., подписанное представителями этих же лиц (т.1 л.д.147-149).
14.08.2008 г. Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области было принято решение об исключении сельскохозяйственного производственного кооператива "Сызранский" Радищевского района из состава участников Программы финансового оздоровления, как "хозяйство, не оплатившее текущие платежи на 01.07.2008 г.". Указанное решение оформлено протоколом N 28 от 14.08.2008 г.
Не согласившись с принятым решением, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оспариваемое решение было принято без уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении его из состава участников Программы финансового оздоровления, но вместе с тем, на основании анализа соглашения о реструктуризации долгов от 12.03.2004, пришел к выводу о том, что данное соглашение является незаключенным и заявитель не приобрел право на реструктуризацию долгов в соответствии с указанным соглашением, в связи с чем никакие решения Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области о лишении заявителя этого права не могут нарушить права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом о том, что решение было принято без уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении его из состава участников Программы финансового оздоровления.
В подтверждение того, что указанное решение было принято с предварительным уведомлением заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении заявителя из состава участников Программы финансового оздоровления, Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области и Министерство сельского хозяйства Ульяновской области сослались на показания свидетеля Мадьяровой Рахили Муратовны (сотрудника Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Радищевский район"), данные в судебном заседании 20.04.2009 г., которая заявила, что 12.08.2008 г. от Министерства сельского хозяйства Ульяновской области на факс начальника управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Радищевский район" поступила факсограмма о вызове СПК "Сызранский" на заседание территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области на 14.08.2008 г. Свидетель Мадьярова Р.М. пояснила, что она информацию, содержащуюся в факсограмме Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, она передала главному бухгалтеру СПК "Сызранский" Желтовой Галине Владимировне, по телефону в тот же день, 12.08.2008 г., в виде телефонограммы.
Указанная телефонограмма зарегистрирована 12.08.2008 г. в журнале регистрации телефонограмм Управления сельского хозяйства и продовольствия муниципального образования "Радищевский район" (копии соответствующих листов журнала приобщены к материалам дела - том 2 л.д.59-60). В данном журнале указано, что телефонограмма передана в хозяйство 13.08.2008 г. Фамилия лица, принявшего телефонограмму, в журнале не указана.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что данная телефонограмма не подтверждает факт надлежащего уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении заявителя из состава участников Программы финансового оздоровления. Кроме того, суд обоснованно указал, что телефонограмма не является допустимым способом уведомления организаций и граждан о рассмотрении вопросов, затрагивающих их права, так как такой способ уведомления должен быть оговорен федеральным законом, но применительно к правоотношениям между заявителем и территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области такой федеральный закон отсутствует. Иных доказательств извещения заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении заявителя из состава участников Программы финансового оздоровления суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение было принято без уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения вопроса об исключении заявителя из состава участников Программы финансового оздоровления.
Между тем арбитражный апелляционный суд не может согласиться с иными выводами суда в силу следующего.
Соглашение о реструктуризации долгов подписано заявителем и Межрайонной инспекцией МНС N 12 по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Ульяновской области 12.03.2004г. При этом данное соглашение содержит все существенные условия, предусмотренные ст.19 ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей", в том числе и положение об обязательстве должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению (п.8 соглашения). Исходя из анализа положений п.5 ст.18 ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" и положений раздела 1 Порядка открытия и использования счета в ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" сельскохозяйственного производителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя, утвержденного Приказом Минфина России и Банка России от 29.12.2003г. N119н и N1364-У следует, что проект соглашения о реструктуризации долгов направляется должнику территориальной комиссией, а счета, предусматривающие особый режим проведения расчетов с кредиторами открываются в ОАО "Россельхозбанк" при предоставлении должниками необходимых документов и копий соглашений о реструктуризации долгов, подписанных территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей и кредиторами должников. То есть для открытия счета должник должен предоставить банку подписанное соглашение о реструктуризации долгов, в связи с чем указание на номер счета и реквизиты договора на его открытие не могли быть указаны в соглашении от 12.03.2004г. В материалах дела имеется график погашения долгов (т.1 л.д.145), являющийся приложением к соглашению о реструктуризации долгов от 12.03.2004г. Данным графиком установлено погашение основного долга кооперативом начиная с 2010 года. К настоящему моменту начальный срок погашения долгов через счет в банке-агенте не наступил.
Из материалов дела усматривается совершение сторонами и заинтересованными лицами (налоговыми органами) определенных действий, свидетельствующих о заключении и действии соглашения от 12.03.2004г.
В связи с изложенным у суда первой инстанции не было оснований для вывода о том, что данное соглашение является незаключенным и заявитель не приобрел право на реструктуризацию долгов в соответствии с указанным соглашением, в связи с чем, принятие Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области решения об исключении кооператива из состава участников Программы финансового оздоровления, оформленное протоколом от 14.08.2008 N 28, затрагивает права и законные интересы СПК "Сызранский".
Между тем суд апелляционной инстанции полагает, что решение об исключении кооператива из состава участников Программы финансового оздоровления, принято Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области с нарушением процедуры его принятия.
Приказом Минсельхоза России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России от 07.06.2005г. N 103/69н/119/113 утверждено Положение о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей (далее - Положение). Согласно п.7 указанного Положения деятельность территориальной комиссии осуществляется на постоянной основе. Заседания территориальной комиссии проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины ее членов. Члены территориальной комиссии участвуют в заседании без права замены. Пункт 8 данного Положения предусматривает, что решения территориальной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов территориальной комиссии и оформляются протоколом, который подписывается председателем.
Распоряжением Губернатора Ульяновской области от 24.01.2008г. N 51-р "О территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области" утвержден состав Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, состоящий из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и 17 членов комиссии, всего 20 человек.
Как усматривается из материалов дела, на заседании комиссии 14.08.2008г., на котором принято решение об исключении СПК "Сызранский" из состава участников Программы финансового оздоровления присутствовало и голосовало всего 10 членов Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, то есть на заседании комиссии 14.08.2008г. присутствовала половина ее членов. Данное обстоятельство нашло отражение также в отзыве Территориальной комиссии на заявление (т.1 л.д.73) и не оспаривалось представителем комиссии в судебном заседании суда апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от 19.08.2009г.).
Таким образом, при принятии на заседании 14.08.2008г. решения об исключении СПК "Сызранский" из состава участников Программы финансового оздоровления, Территориальной комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области не соблюдены нормы п. 7 Положения о территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей, предусматривающие правомочность заседаний территориальной комиссии, только если на них присутствуют более половины ее членов.
В соответствии с ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июня 2009 года подлежит отмене, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Уплаченная заявителем государственная пошлина при подаче заявления в суд первой инстанции, а также при подаче апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции на основании ст. 110, ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июня 2009 года по делу N А72-1965/2009 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным протокол от 14.08.2008г. N 28 заседания Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Ульяновской области в части принятия решения об исключении Сельскохозяйственного кооператива "Сызранский" из состава участников Программы финансового оздоровления.
Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Сызранский" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей, в том числе: 1000 рублей, уплаченную по чек-ордеру от 10.03.2009, 2000 рублей, уплаченную по чек-ордеру от 10.03.2009, 1000 рублей, уплаченную по чек-ордеру от 26.06.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1965/2009
Истец: СПК "Сызранский"
Ответчик: Территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство СХ Ульяновской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, Межрайонная ИФНС N5 по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5811/2009