28 августа 2009 г. |
Дело N А55-5917/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 3" - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области - Тюрина Е.В., доверенность N 04-05/17182 от 09.06.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2009 года по делу N А55-5917/2009 (судья Коршикова Е.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 3", г. Самара, Самарская область
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N 3" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) N 14596 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.12.2008 года, а также о возмещении налоговым органом из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 698 963 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2009 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение N 14596 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области 08.12.2008г., в части привлечения открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие N 3" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату сумм налога в виде штрафа в размере 19 422 руб., и предложения открытому акционерному обществу "Автотранспортное предприятие N 3" уплатить в срок, указанный в требовании, суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость в размере 97 110 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение в части удовлетворения требований отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель заявителя не явился, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещен, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в его отсутствие.
Заявителем в порядке ст. 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу налогового органа представлен не был.
Апелляционная жалоба на судебный акт Арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, пояснений представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
14 июля 2008 года ОАО "Автотранспортное предприятие N 3" представило в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области уточненную декларацию по НДС за июль 2007 года (т.1, л.д.20-22).
Согласно указанной декларации, возмещению из бюджета подлежала сумма НДС в размере 698 963 руб.
По результатам проверки составлен акт N 8983 от 28 октября 2008 года (т.1., л.д.8-1077-82) и 08 декабря 2008 года вынесено оспариваемое решение N 14596 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 19 844, 2 рублей, предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 99221 рублей и уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость в сумме 698 963 рубля.
Спорное решение основано на выводе налогового органа о том, что заявитель неправомерно в полном объеме принял к вычету НДС в сумме 798184 руб. по лизинговым платежам, используемым для осуществления как облагаемых налогом так и не подлежащих обложению операций.
Как следует из материалов дела, ОАО "АТП N 3" осуществляет как облагаемые налогом на добавленную стоимость операции, так и не подлежащие налогообложению.
В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Согласно п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В силу положений п.2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что между Департаментом транспорта администрации г. Самары и ОАО "АТП N 3" заключен договор N 1 от 18.01.2005 г. на транспортное обслуживание пассажиров по городским маршрутам г. Самары.
Согласно пункту 1.2 договора: Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель обязуется выполнить заказ на выполнение транспортной работы по пассажирским перевозкам населения на городских маршрутах в объеме, предусмотренном маршрутной сетью, утвержденной Заказчиком.
Департамент транспорта администрации г. Самары принял решение о заключении ОАО "АТП N 3" договоров финансовой аренды (лизинга) на приобретение 72 автобусов со следующими организациями-лизингодателями: ООО "Голдлайн", OOO ЦТД "Русские автобусы", ЗАО "Управляющая компания "РегионАвтоТранс", ООО "Мега ОйлСервис".
Всего по договорам финансового лизинга было приобретено автобусов на 225511000 руб. (в т.ч. НДС 34399000 руб.), стоимость лизинговых платежей рассчитывалась ежемесячно согласно графикам лизинговых платежей, оплачено лизинговых платежей по состоянию на 01.08.07 г. в сумме 109197000 руб., остаток неоплаченных лизинговых платежей по состоянию на 01.11.07 г. составил 116314000 руб. В связи с неисполнением условий договоров "финансовой аренды (лизинга), а именно лизингополучателем более двух раз подряд по истечении установленного договорами лизинга срока не вносились лизинговые платежи по автотранспортным средствам, лизингодатели ООО "Голдлайн", ООО "Мега Ойл Сервис", ЗАО "Управляющая компания "РегионАвтоТранс" в одностороннем порядке расторгли договора с ОАО "АТП N 3", изъяв при этом, у ОАО "АТП N 3" все автотранспортные средства, являющееся предметом договоров лизинга, что подтверждается актами изъятия.
Департамент транспорта администрации г. Самара в октябре 2007 г. приостановил обязательное финансирование из бюджета и расторг в одностороннем порядке с ОАО "АТП N 3" договор на транспортное обслуживание пассажиров по маршрутам г. Самара, перераспределив маршруты общества между ОАО "Пассажиравтотранс" и коммерческими организациями.
После возврата транспортных средств ОАО "АТП N 3" за периоды май - декабрь 2005 г., январь - декабрь 2006 г., январь - август 2007 г. были представлены уточненные декларации по НДС с суммами налога, заявленными к уменьшению из бюджета, на общую сумму 14503415 руб. Согласно документам, представленным на камеральную проверку, уточнения по налоговым вычетам сложились в связи с возмещением полностью сумм лизинговых платежей по транспортным средствам, приобретенным в лизинг.
В первичных декларациях за 2005 г., 2006 г. по НДС лизинговые платежи организацией к возмещению не предъявлялись, за 2007 г. лизинговые платежи применялись к вычету согласно пропорции, исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению в общей стоимости товаров (работ, услуг).
Заявителем по договорам лизинга приобретены автобусы, которые использовались обществом как при оказании услуг, подлежащих налогообложению, так и услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Порядок применения налоговых вычетов НДС в данной ситуации регламентирован положениями п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции: - учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость: принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
В случае отсутствия у налогоплательщика раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
При применении принципа распределения НДС, указанного ст. 170 НК РФ распределяется только тот НДС, который относится к тем расходам, которые нельзя отнести непосредственно к облагаемому или необлагаемому виду реализации. Это относится к общехозяйственным расходам, основным средствам, нематериальным активам и другим услугам.
По окончании налогового периода распределяется весь налог, предъявленный поставщиками, и учтенный на счете 19 "НДС", который относится к общехозяйственным расходам, основным средствам и материалам, нематериальным активам, которые предназначены к использованию в деятельности как облагаемой НДС, так и освобожденной от налога.
Судом установлено, что заявитель вел раздельный учет только по доходам от реализации - по выручке, но не по вычетам по НДС, что нашло отражение в учетной политике организации на 2007 г. ( т.1., л.д.96-97) и подтверждено в заявлении, поданном в арбитражный суд. В учетной политике налогоплательщика за 2007 г. отсутствуют положения, регламентирующие порядок применения вычетов при оказании услуг, подлежащих налогообложению, и услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения), и позволяющих достоверно определить необходимые показатели для расчета НДС, подлежащего вычету в порядке п. 4 ст. 170 НК РФ.
Согласно книге покупок и дополнительному листу к книге покупок за июль 2007 г., счетам-фактурам по приобретенным товарам (услугам), карточкам счетов N 19,68 сумма НДС, принимаемая к вычету, составила всего 1 359 551 руб., в т.ч.: НДС по общехозяйственным расходам (услуги по теплоснабжению, воде, теплоэнергии, электроэнергии, дизельное топливо) в размере 561 367 руб., НДС по лизинговым платежам в размере 798 184 руб.
Согласно бухгалтерской справки N б/н, представленной ОАО "АТП N 3", сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к вычету составляет 3, 6 % от суммы общехозяйственных расходов.
Расчет пропорции стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) в общей стоимости товаров (услуг) ОАО "АТП N 3" представлен не был.
В декларации за июль 2007 г. организацией в пропорциональном отношении принята к вычету из бюджета сумма НДС только по общехозяйственным расходам в размере 20 209 руб. (561 367 х 3,6%), лизинговые платежи организацией были приняты к вычету полностью без учета
Исходя из изложенного, вывод суда о неправомерном (в полном объеме) принятии налогоплательщиком к вычету в июле 2007 г. НДС в сумме 798 184 руб. при оказании в налоговом периоде услуг, как подлежащих налогообложению, так и услуг, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) и при отсутствии в учетной политике за 2007 год положений, регламентирующих порядок применения вычетов в порядке п. 4 ст. 170 НК РФ, соответствует налоговому законодательству и обстоятельствам дела.
Арбитражный суд первой инстанции, оценивая соблюдение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области по соблюдению требований ст. 101 НК РФ, обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении указанной статьи.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку оспариваемое решение налогового органа принято в пределах срока, установленного ст. 101 НК РФ, обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях процедуры принятия налоговым органом оспариваемого решения не установлено.
Не установлена налоговым законодательством обязанность налогового органа принять решение по результатам проведения камеральной проверки именно в день рассмотрения акта проверки.
Кроме того, суд, исходя из установленной обязанности налогового органа принять решение по результатам налоговой проверки в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, отметил, что указанный срок, в случае отсутствия разногласий налогоплательщика, необходимо исчислять с 26.11.2008 года (дня рассмотрения акта камеральной налоговой проверки).
Поскольку в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях, оспариваемое решение налогового органа принято 08.12.2008 года в пределах 10-дневного срока, установленного п. 1 ст. 101 НК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требование заявителя в части предложения уплатить в срок, указанный в требовании, суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость в размере 97 110 руб. и привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 19 422 рублей, правильно руководствовался следующим.
Согласно первичной налоговой декларации по НДС за июль 2007 года, представленной в налоговый орган 20.08.07 года, налогоплательщиком исчислен налог к уплате в сумме 97 110 руб.
Судом установлено, что налог уплачен платежным поручением N 152 от 29.08.2007г., списано на основании инкассового поручения налогового органа N 385 от 14.08.2007, что отражено в выписке по лицевому счету заявителя, представленной налоговым органом (т. 1 л.д. 138).
Об отсутствии недоимки по налогу, свидетельствует так же и неначисление обществу пени оспариваемым решением.
Согласно первой уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2007 года сумма налога к уплате составила 70 486 руб. По данным второй уточненной налоговой декларации по НДС за июль 2007 года сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, отсутствует, а сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета, составила 698 963 руб.
В связи с отсутствием недоимки, у налогового органа не было оснований и для привлечения к ответственности за неуплату налога по п.1 ст.122 НК РФ.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 июня 2009 года по делу N А55-5917/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Т.С.Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5917/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Автотранспортное предприятие N3"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области