07 сентября 2009 г. |
Дело N А55-8136/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Банцыкина Т.А., доверенность от 25 мая 2009 года N 8117,
от инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары -Екатеринчева Т.Л., доверенность от 11 января 2009 года N 04-16/3,
от общества с ограниченной ответственностью "Таск" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Клаксон" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Новое Авто" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Промпереработка" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ОкнаСпецСтрой" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Промсырье" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2009 года по делу N А55-8136/2009 (судья Медведев А.А.)
по заявлению Митина Дмитрия Николаевича учредителя общества с ограниченной ответственностью "Эквадор", г. Самара,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары, г. Самара,
третьи лица:
Общество с ограниченной ответственностью "Таск", г. Самара,
Общество с ограниченной ответственностью "Клаксон", г. Самара,
Общество с ограниченной ответственностью "Новое Авто", г. Самара,
Общество с ограниченной ответственностью "Промпереработка", г. Москва,
Общество с ограниченной ответственностью "ОкнаСпецСтрой", г. Самара,
Общество с ограниченной ответственностью "Промсырье", г. Самара,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Митин Дмитрий Николаевич - учредитель общества с ограниченной ответственностью "Эквадор" (далее - Митин Д.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просил признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары (далее - инспекция, ответчик) от 26 марта 2009 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица ООО "Эквадор"; обязать ИФНС по Советскому району г. Самара принять решение о государственной регистрации ООО "Эквадор" и внести в ЕГРЮЛ запись о государственной регистрации ООО "Эквадор"; привести решение суда к немедленному исполнению и выдать исполнительный лист.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не уполномочен проводить юридическую экспертизу подаваемых на регистрацию документов.
По введенной в Российской Федерации модели государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган не проверяет действительность сделки, направленной на создание юридического лица, соответствие законодательству положений учредительных документов и достоверность изложенных в них сведений.
Среди представленных 19 марта 2009 г. в регистрирующий орган документов имеется протокол общего совместного собрания участников ООО "Эквадор" N 1 от 25 февраля 2009 г., в соответствии с которым принято решение о создании ООО "Эквадор" в результате слияния ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто", ООО "Промпереработка", ООО "ОкнаСпецСтрой", ООО "Промсырье".
В общем совместном собрании участников ООО "Эквадор" 25 февраля 2009 г. принимали участие представители всех реорганизуемых обществ, за создание ООО "Эквадор" присутствующие голосовали единогласно.
Постановлением главы городского округа Самара N 555 от 31 июля 2007 г. часть улицы Бр. Коростелевых от ул. Ярморочной до ул. Полевой переименована в ул. Пушкина. Отсутствие адреса места нахождения ООО "Эквадор" в классификаторе адресов ИФНС (КЛАДР) не может говорить о недействительности данного адреса.
Заявителем представлены все необходимые для регистрации документы в надлежащий регистрирующий орган, поэтому у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации ООО "Эквадор".
Не согласившись с выводами суда, инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что поскольку, при подаче документов в заявлении подтверждается, что учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении о государственной регистрации достоверны, а должностным лицом установлено не соответствие требований законодательства. Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Самары было принято оспариваемое решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель инспекции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Единственный участник ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто" Митин Д.Н., единственный участник ООО "ОкнаСпецСтрой" Ляндрес Т.В., единственный участник ООО "Промсырье", внеочередное собрание участников ООО "Промпереработка" 18 ноября 2008 года приняли решения о реорганизации указанных юридических лиц в форме слияния, заключить договор о слиянии в ООО "Эквадор" (л.д. 62-67).
25 февраля 2009 г. единственный участник ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто" Митин Д.Н., единственный участник ООО "ОкнаСпецСтрой" Ляндрес Т.В., единственный участник ООО "Промсырье", внеочередное собрание участников ООО "Промпереработка" утвердили передаточные акты и Устав ООО "Эквадор" (л.д. 71-102).
25 февраля 2009 г. общим совместным собранием участников ООО "Эквадор" принято решение о создании ООО "Эквадор" в результате слияния ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто", ООО "Промпереработка", ООО "ОкнаСпецСтрой", ООО "Промсырье" (л.д. 69-70).
19 марта 2009 г. в регистрирующий орган представлены документы, для государственной регистрации реорганизации в форме слияния и образования юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Эквадор", что подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган (л.д. 47).
26 марта 2009 г. инспекция вынесла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов по форме Р50001 (далее - решение об отказе в государственной регистрации), в котором отказала в государственной регистрации юридического лица ООО "Эквадор".
В качестве основания для отказа в государственной регистрации, ответчиком указано, что среди представленных для регистрации документов отсутствует решение о создании ООО "Эквадор", утвержденное в сроки принятия каждого реорганизуемого общества решение о реорганизации в форме слияния в вышеуказанное юридическое лицо. Кроме того, адрес местонахождения вновь создаваемого юридического лица, указанный в заявлении (ул. Пушкина) отсутствует в классификаторе адресов (КЛАДР).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с ст.14 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона (п. 4).
В соответствии с ст.9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Указанным выше законом предусмотрено, что регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (п. 4).
Судом в решении правильно указано, что Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не уполномочен проводить юридическую экспертизу подаваемых на регистрацию документов.
По введенной в Российской Федерации модели государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган не проверяет действительность сделки, направленной на создание юридического лица, соответствие законодательству положений учредительных документов и достоверность изложенных в них сведений.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Суд верно отметил, что среди представленных 19 марта 2009 г. в регистрирующий орган документов имеется протокол общего совместного собрания участников ООО "Эквадор" N 1 от 25 февраля 2009 г., в соответствии с которым принято решение о создании ООО "Эквадор" в результате слияния ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто", ООО "Промпереработка", ООО "ОкнаСпецСтрой", ООО "Промсырье" ( л.д. 69-70).
Довод инспекции о том, что решение о создании ООО "Эквадор" должно быть утверждено в сроки принятия каждого реорганизуемого общества решения о реорганизации в форме слияния в вышеуказанное юридическое лицо, правильно не был принят судом во внимание.
В решении верно указано, что в общем совместном собрании участников ООО "Эквадор" 25 февраля 2009 г. принимали участие представители всех реорганизуемых обществ, за создание ООО "Эквадор" присутствующие голосовали единогласно.
Регистрирующий орган не обосновал, почему решение о создании ООО "Эквадор", принятое ООО "Таск", ООО "Клаксон", ООО "Новое Авто", ООО "Промпереработка", ООО "ОкнаСпецСтрой", ООО "Промсырье", должно быть ими же утверждено.
Довод инспекции о том, что заявитель должен был представить решение N 2 от 25 февраля 2009 г. об утверждении договора о слиянии в ООО "Эквадор", правомерно был признан необоснованным, поскольку он не указан в оспариваемом решении в качестве основания для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, предоставление решений об утверждении договора о слиянии не предусмотрено ст.14 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Указанной правовой нормой предусмотрено представление договора о слиянии. Договор о слиянии в ООО "Эквадор", утверждённый всеми реорганизуемыми обществами, был представлен регистрирующему органу (л.д. 103-106).
В соответствии с п.4 ст.9 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Довод инспекции о том, что адрес местонахождения вновь создаваемого юридического лица, указанный в заявлении (ул. Пушкина) отсутствует в классификаторе адресов (КЛАДР), правильно был признан судом несостоятельным, как не соответствующий требованиям ст.23 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку постановлением главы городского округа Самара N 555 от 31 июля 2007 г. часть улицы Бр. Коростелевых от ул. Ярморочной до ул. Полевой переименована в ул. Пушкина. Отсутствие адреса места нахождения ООО "Эквадор" в классификаторе адресов ИФНС (КЛАДР) не может говорить о недействительности данного адреса.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем представлены все необходимые для регистрации документы в надлежащий регистрирующий орган, поэтому у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации ООО "Эквадор" и о том, что оспариваемое решение инспекции нарушает права и законные интересы заявителя и реорганизуемых обществ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворил заявленные обществом требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные инспекцией в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 июля 2009 года по делу N А55-8136/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8136/2009
Истец: Митин Дмитрий Николаевич учредитель Общество с ограниченной ответственностью "Эквадор"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г.Самары
Третье лицо: ООО "Таск", ООО "Промсырье", ООО "Промпереработка", ООО "ОкнаСпецСтрой", ООО "Новое Авто", ООО "Клаксон"
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6830/2009